Максим Горький о русском языке
Развитие культуры в нашей стране невозможно представить себе без решающей роли советской литературы. Она создавалась не на пустом месте и начиналась не с «азов». Когда-то, на заре своей творческой жизни, А. М. Горький говорил о писателях-классиках: «Среди нас жили великие мастера слова, тонкие знатоки жизни и человеческой души, люди, одухотворенные неукротимым стремлением к совершенствованию бытия, одухотворенные глубокой верой в человека. Они создавали книги, которых никогда не коснется забвение, ибо в книгах тех запечатлены вечные истины, нетленной красотой веет с их страниц. Образы, начертанные в тех книгах, живы, они воодушевлены силой вдохновения. В тех книгах есть и мужество, и гнев пылающий, в них звучит любовь, искренняя и свободная». Эти слова по справедливости мы можем отнести и к творчеству самого А. М. Горького. С первых же дней Октябрьской революции Горький помогает Советской власти в ее борьбе на культурном фронте. Будучи сам великолепным мастером художественного слова, он призывает молодых учиться владеть главным инструментом литературы — языком. «В числе грандиозных задач создания новой, социалистической культуры,— писал он,— перед нами поставлена и задача организации языка, очищения его от паразитивного хлама. Именно к этому сводится одна из главнейших задач нашей советской литературы». И далее А. М. Горький поясняет свою мысль: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней. Именно поэтому одни всегда стремятся притуплять язык, другие—оттачивать его». Понимая язык как общественное явление, А. М. Горький в своих высказываниях о языке поднимает ряд проблем, тесно связанных с жизнью эпохи, с культурными вопросами его времени. Он говорит о богатстве и выразительности русского языка, о языке писателей-классиков — мастеров литературы, призывая учиться у них простоте и точности выражения, музыкальности и благозвучию. В статьях о языке А. М. Горький высказывает свое отношение к диалектам и жаргонам, к архаизмам и иноязычным заимствованиям, ратует за умелое их применение в письменной и устной речи. Его волнуют вопросы языка детской литературы и проблемы подлинного и ложного новаторства в области языка. Считая народный язык основой и источником языка литературного, он пишет о роли фольклора в развитии и формировании русской культуры. Раскроем сборник «Русские писатели о языке» и приведем оттуда некоторые высказывания А. М. Горького, ил люстрирующие его взгляды на те проблемы, о которых упоминалось выше.
«Что говорил, чему учил старый писатель? «Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы».
«Всякий материал — а язык особенно — требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть,— ясного, точного, красочного, звучного, и — дальнейшего, любовного развития этого лучшего». «Не нужно злоупотреблять местными речениями. Наиболее меткие — это хорошо, но — надобно пользоваться ими умело». «В старом славянском языке все-таки есть веские, добротные и образные слова... Язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остаются непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца, и вообще в старинной литературе нашей есть чему поучиться». «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слово. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает его и то, что филологи называют «духом языка» ... Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм. «Формализм как «манера», как «литературный прием» чаще всего служит для прикрытия пустоты или нищеты души... Некоторые авторы пользуются формализмом как средством одеть свои мысли гак, чтобы не сразу было ясно их уродливо-враждебное отношение к действительности, их намерение исказить смысл фактов и явлений. Но это уже относится не к искусству слова, а к искусству жульничества». «Я не теряю интереса к фольклору. Народные песнй, народные сказки, народные легенды — вообще все народное устное творчество, которое, собственно, и называется фольклором,— это должно быть постоянным нашим материалом». «Я очень рекомендую для знакомства с русским языков читать сказки русские, былины, сборники песен, классиков. Читайте Афанасьева, Киреевского, Рыбникова, Киршу Данилова, Аксакова, Тургенева, Чехова. Кое-что покажется вам скучновато — читайте! Вникайте в прелесть простонародной речи и строение фразы в песне, сказке. Вы увидите тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, простоту — чарующую силой, и изумительную красоту определений. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя-тремя словами».
Призыв А. М. Горького изучать устное народное творчество относится, разумеется, не только к деятелям литературы, но и — значительно шире — ко всем друзьям русского языка. | |
Просмотров: 22986 | | |