Эффект третьего лица, или Все поддаются, но вы непоколебимы
Заблуждение: вы считаете, будто ваши мнения и решения основаны на жизненном опыте и фактах, в то время как ваши оппоненты поддались на пропаганду и ложь из непроверенных источников. Истина: вам, как и всем, кажется, будто ваши оппоненты глупы и легковерны, но себя самого вы держите за человека не столь доверчивого. Политики меня своим враньем не проведут. Люди — стадо овец. Люди безмозглы и верят в любую чушь. Я — лидер, а не ведомый.
Примерно так вы себе говорите? Когда до вас дойдет, что нет на свете человека, который не твердил бы этого себе, у вас не снесет крышу?
Мы все уверены, что нас на мякине не проведешь, мы не прельстимся рекламной шумихой, не подпадем под влияние политических обещаний, устоим перед ловкими мошенниками. Но ведь кто-то поддается? Выходит, это люди, которые питают иллюзии на свой счет? Разве возможно, чтобы вы были одним из них?
Каждый день вы подвергаетесь воздействию огромных информационных потоков, в которых многие сообщения тревожны и даже опасны, так как могут либо сразу повлиять на поступки человека, либо отложиться у него в подсознании и вызревать постепенно. Злом может оказаться и видеострелялка, и полуночная программа с гостями-экспертами. Любая новость и любой источник информации представляются вам нежелательными не потому, что могут изменить вашу точку зрения — вы непоколебимы, но потому, что воздействуют на всех остальных. Вы тревожитесь по поводу влияния не на самого себя, но на других. Это и есть эффект третьего лица.
Вы ведь на самом деле думаете, что способны противостоять ежедневной бомбардировке всевозможных посланий, воззваний и прочих информационных сигналов, но за других не ручаетесь. Каким-то образом вы получили прививку, вам не о чем беспокоиться, но другие люди не столь устойчивы, поэтому кое-какие голоса вам хотелось бы приглушить, а некоторые источники информации подвергнуть цензуре — не ради себя, ради других.
Кто они, эти «другие»? На разных этапах вашей жизни они разные: малыши, школьники, молодежь; либералы или консерваторы; старики, представители среднего класса, богачи. Любая возрастная или социальная группа, к которой вы заведомо не принадлежите, может оказаться в ваших глазах чересчур податливой для ложной, с вашей точки зрения, пропаганды.
Психологи с момента зарождения своей науки и до наших дней проводили исследования, показывающие, как именно на людей действует скрытое убеждение. Прочитав главы о прайминге и эвристике аффекта, вы уже убедились, что практически все увиденное или услышанное влияет на ваши поступки. Вы согласились со всем прочитанным: да, именно так оно и происходит — со всеми, но только не с вами.
Ричард Перлофф в 1993 году и Брайант Пол в 2000 году провели ревизию всех данных, полученных с тех пор, как в 1983 году Филлипс Дэвисон предложил термин «эффект третьего лица». Дэвисон заметил, что некоторые люди воспринимают определенные новости в средствах массовой информации как подстрекательство, основываясь не на содержании самого сообщения, но на предположении, кому оно может быть адресовано. По его мнению, именно эффект третьего лица побуждает религиозных лидеров к гневным проповедям против «еретической пропаганды», а у политических лидеров вызывает «страх перед разногласиями». Опасения, что какая-то информация может повлиять на «впечатлительные умы», и призывы к цензуре заметно усиливаются, если источник заведомо не внушает доверия или если лично вас информация не интересует. В конечном счете метаанализ, проведенный Перлоффом и Полом, подтвердил, что большинство людей уверены в своем отличии от всех остальных.
Вы не верите, что подвержены влиянию, и лучший способ убедить себя в этом — заявить, что все виды внушения, которыми насыщен современный мир, попадают в другие мишени. Ведь иначе как объяснить успех рекламы? Эти плакаты с чизбургерами привлекут лишь толстяков, которые совершенно не умеют себя контролировать, — твердите вы, покуда голод не одолеет и ситуация не вынудит выбрать какую-нибудь забегаловку. Только эстетствующие гурманы притворяются, будто разбираются в марках вин, но на корпоративной рождественской вечеринке вы тоже превращаетесь в такого же загипнотизированного рекламой специалиста. Предупреждения об опасности использования мобильного телефона за рулем вы переадресовываете людям, которые живут иначе, нежели вы, пока вдруг не ощутите укол совести, потянувшись в ожидании зеленого света ответить на звонок.
Когда вы смотрите выбранный вами новостной канал, читаете свою постоянную газету или милый вашему сердцу сайт, вы считаете себя независимым мыслителем. Кое в чем вы не согласны даже с любимыми журналистами, однако у вас открытый ум, вы самостоятельно изучаете факты и приходите к выводам в результате рационального и объективного анализа. Создатели сайтов и продюсеры передач, используя статистические данные, результаты рейтингов и показатели демографического анализа, всегда учитывают эффект третьего лица, так что вы без труда можете себя уверять, будто не принадлежите к сорту постоянных читателей и зрителей, — вы просто пробегаете глазами текст и на ходу заглядываете в экран. Вы отличаетесь от жителей своего города, от своих одноклассников, коллег и прочих знакомых. Вы уникальны. Вы не пляшете под общую дудку, вы пляшете под свою. И не видите, что раз живете в этом городе, ходите в эту школу, работаете в этом учреждении, то вы и есть тот тип, который все это делает. Будь вы другим, вы и жили бы по-другому. «Ну, у меня нет другого выхода, приходится», — говорите вы себе — в точности, как говорят себе все остальные.
Эффект третьего лица распространяется не только на рекламу и политику. После чтения каждой главы этой книги многие люди все равно скажут, что подобные искажения, иллюзии и предрассудки свойственны другим людям, но только не им.
Феномен эффекта третьего лица представляет собой одну из сторон искажения в собственную пользу. Вы извиняете свои недостатки и считаете себя более умным, успешным, знающим, чем на самом деле. Исследования в области завышенных самооценок показали, что любой человек склонен считать себя самым компетентным среди коллег, лучшим водителем среди обычных людей, самым сексуальным среди своих сверстников; он даже прожить надеется дольше других. Совершенно естественно в таком случае, что многие люди считают себя не столь легковерными, как большинство. Но с математической точки зрения вы не можете принадлежать к меньшинству в каждой категории.
Когда эффект третьего лица побуждает вас ратовать за цензуру, сделайте шаг назад и задумайтесь, а с точки зрения «других», какая информация капает вам на мозги? Задайте себе вопрос, не следует ли и ее тоже подвергнуть цензуре? | |
Просмотров: 3176 | | |