Катарсис – когнитивное искажение?
Заблуждение: давая выход гневу, вы снимаете стресс и тем самым оберегаете друзей и близких от своих нападок.
Истина: срывая злость все равно на ком, вы привыкаете к агрессивному поведению. Выпустите пар.
Если загнать гнев внутрь, он будет набухать, расти, как опухоль, потом назреет — и вы кулаком пробьете дыру в стене или хлопнете дверцей машины так, что выпадут стекла.
Не копите в себе темные помыслы, не то они сгустятся, усилятся, превратятся в крепкий настой негативизма, и вся эта критическая масса взорвется.
Купите себе мягкую игрушку и боритесь с ней не на жизнь, а на смерть. Отрабатывайте борцовский захват. Душите ее, душите! Или сбегайте в спортзал, побейте грушу. Расстреляйте всех придурков в компьютерной игрушке. Накройте голову подушкой и прооритесь.
Теперь полегчало? Должно бы. Дать выход гневу — это так приятно.
Беда в том, что «приятно» ничего не изменит. На самом деле стало хуже, мысли ваши не прояснились, прайминг для будущего поведения отнюдь не самый удачный.
Идея катарсиса возникла задолго до Аристотеля и восходит к истокам греческой драмы. Сам древнегреческий термин katharsis образован от глагола kathairein «очищать; искуплять». Идею благотворного воздействия выпуска флюидов, то есть подавляемой энергии, во время действа Аристотель использовал в споре с Платоном, считавшим, будто поэзия и драма делают людей глупее и лишают их душевного равновесия. По Аристотелю, когда на глазах у зрителя герой мучается, погибает или, напротив, одерживает победу, то это заставляет людей сопереживать, проливать слезы или радоваться. Происходит очищение, и душевное равновесие восстанавливается. Это рассуждение кажется весьма разумным, и любой человек, даже не читая древних философов, его воспримет.
Разве не радует сексуальная разрядка? Очень помогает проблеваться, когда мутит. Наконец, довольно приятно вовремя сходить в туалет. Будь то прием слабительного или изгнание бесов, идея одна: дурное выйдет вон, организм очистится и вернется к норме. Начиная с Гиппократа на протяжении веков главной задачей врачей было восстановление равновесия «жизненных соков»: крови, флегмы, желчи и черной желчи — преобладание в организме одной из этих «телесных жидкостей» определяло темперамент человека, а для баланса обычно приходится избавляться от лишнего.
Оставим древних греков и обратимся теперь к Зигмунду Фрейду.
На рубеже XIX и XX веков Фрейд сделался главным светилом науки и массовой культуры, его труды влияли на все: от политики и рекламы до бизнеса и искусства. Замечательно интересно было работать психологом в ту пору, когда инструментарий науки еще не был разработан. Чем-то похоже на труд астрономов до изобретения телескопа. Светила психологии делали себе имя, создавая сложные теории о работе мозга и источнике наших мыслей. Никаких приборов для наблюдения за работой разума не имелось, проверенными данными теоретики не располагали и заполняли лакуны догадками и доморощенной философией. Благодаря Фрейду катарсические и психотерапевтические методы стали частью современной психологии. Он полагал, что достичь душевного благополучия удастся, если с помощью психотерапевта пациент очистит свой разум от накопившейся грязи, как бы пропустит его содержимое через фильтр врача. Наши души, говорил он, страдают от подавленных страхов и желаний, неразрешенных конфликтов, незалеченных ран. Вокруг душевного мусора нарастают горы фобий и маний. Нужно разгрести эти залежи, распахнуть окна, впустить воздух и солнечный свет.
Примерно так же действует, по Фрейду, динамическая, или гидравлическая модель: гнев накапливается в душе, вы избавляетесь от какого-то количества, но гнев продолжает нарастать, и котел лопнет, если не выпустить пара. Разумно, не правда ли? Вы даже готовы вспомнить ситуации, когда, взбесившись, колотили кулаками по стене или били посуду, и сразу становилось легче. Но вы недостаточно умны.
Психолог Брэд Бушман из Айовского университета в 1990-е годы решил проверить, насколько полезно давать выход гневу. В те годы полки ломились от книг по проблемам самосовершенствования, и все советовали давать выход стрессу и агрессии, колотя всяческие предметы и вопя в подушку. Бушман, как и многие другие специалисты, сомневался в полезности этих советов.
В одном эксперименте Бушман разделил 180 студентов на три группы. Одной группе он дал прочитать статью нейтрального содержания, другой — вымышленное исследование, доказывающее пользу «отдушины для гнева», третьей — столь же вымышленное исследование, не рекомендовавшее давать выход агрессии. Затем он попросил студентов написать эссе об абортах, то есть затронуть проблему, по которой у каждого из них уже сложилось собственное мнение. Он предупредил участников, что оценки за работу будут выставлять другие студенты, но это было неправдой. Половина студентов получила свои работы с похвальным отзывом, поперек других работ было небрежно нацарапано: «Неслыханный вздор». После этого ребятам предложили занятие на выбор: посмотреть спектакль, почитать или поколотить грушу. Те, кто читали статью о пользе «отдушины» и если их огорчила оценка, гораздо чаще предпочитали боксерские упражнения, чем ребята из других групп, получившие такой же отзыв. Во всех трех группах большинство получивших хороший отзыв предпочли неагрессивные виды деятельности.
Итак, кто верит в катарсис, тот его и ищет. Бушман решил сделать еще один шаг и предложил обиженным отомстить. Он хотел проверить, помогает ли катарсис избавиться от гнева и освобождается ли разум. В целом эксперимент проводился так же, как первый, но с одним существенным отличием: участников, получивших отзыв «Неслыханный вздор», разделили на две группы, и студентам в обеих группам предложили сыграть с тем, кто поставил такую оценку. Первой группе предварительно позволили отлупить грушу, а вторая группа ждала две минуты без движения. Затем началась игра с очень простыми правилами: нужно быстро нажимать кнопку. Проиграешь — тебя оглушит громкий противный звук, выиграешь — та же участь выпадет твоему противнику. Студенты сами выбирали громкость сигнала для своего противника по десятибалльной шкале, максимум соответствовал 105 децибелам. Что же вышло? Группа, которая, по-боксировав, имела возможность отвести душу, в среднем выставляла уровень шума в 8,5 балла, а те, кто посидел и остыл, довольствовались уровнем 2,47 балла. Избиение груши не давало выхода гневу, а только его подогревало, зато те, кто посидел спокойно, утратили жажду мести. Точно так же, если предлагалось накормить противника острым соусом, «боксеры» подбавляли остроты, а те, кто спокойно отдохнул, довольствовались гораздо меньшим. Когда после паузы предлагалась игра в слова, те, кто дрался с грушей, гораздо чаще расшифровывали ск-е как choke «душить», а не chase «преследовать».
Бушман повторял эти эксперименты в разных версиях и получал стабильные результаты. Тот, кто верит в катарсис, стремится его получить, когда его обижают, но, дав выход гневу, отнюдь не успокаивается и способен на еще большую агрессию ради разрядки. Это как наркотик, тут действуют и выделяемые мозгом химические вещества, и другие силы, закрепляющие определенные формы поведения. Если вы привыкнете выпускать пар, появится зависимость. Самый эффективный выход — прекратить. Снимите котелок с огня, довольно ему кипеть.
Исследования Бушмана показали, что также не помогает разрядка с помощью физических упражнений, напротив, человек сохранит тот же уровень возбуждения или даже повысит его, и агрессивность увеличится. Гораздо полезнее отдохнуть и остыть. Этот совет вовсе не означает «ничего не предпринимать». Бушман рекомендует расслабиться, отвлечься на активную, но мирную деятельность.
Если вы ввязались в жаркий спор, если кто-то подрезал вашу машину или обозвал вас нехорошим словом, негативная энергия не выйдет с паром. Да, будет приятно поорать и погрозить кулаком. Но только приятно, а это ничего не меняет. Катарсис доставляет удовольствие, и вы бегаете, как белка, в этом эмоциональном колесе. Но чувства, требовавшие выхода, останутся при вас, и если катарсис доставит удовольствие, то вы будете искать этого удовольствия снова и снова. | |
Просмотров: 1965 | | |