Искажение последовательности, или Подтасовка прошлого
Заблуждение: вы отдаете себе отчет в том, как меняются ваши взгляды со временем. Истина: если только вы не следите за собой сознательно, вам кажется, будто вы всегда рассуждали так, как сейчас. Вспомните себя перед окончанием школы. Каким вы были?
Некоторые подробности сразу приходят на ум: жуткая прическа, дурацкие футболки, довольно сомнительный музыкальный вкус. Тот еще урод.
Если вы принадлежали к какой-нибудь субкультуре, воспоминания о вашем былом «я» окажутся еще болезненнее. Может быть, в прошлом вы эмо-кид, или одевавшийся во фланелевые рубашки поклонник гранжа, или в шахматном клубе вас ценили исключительно как знатока «Звездного пути»? Кем бы вы ни были в старших классах, сейчас вы уже другой. Вы научились нормально стричь и причесывать волосы, разобрались, какую одежду не стоит носить, какая музыка вам нравится, что вы предпочитаете в политике и кино, кто ваши настоящие друзья. Отличие между вами прошлым и настоящим легко увидеть, представьте, что вы сравниваете две фотографии, старую и сегодняшнюю. И все же ученые доказали, что вы не слишком умны, когда вам приходится сравнивать свой нынешний внутренний мир с прежним. Психолог Хейзел Маркус из Мичиганского университета говорит, что при получении новой, угрожающей вашему внутреннему образу информации, тут же следует реакция, направленная на восстановление личностной идентичности. Человеческое «я», как известно психологам, и последовательно, и изменчиво. В каждый данный момент времени мы оберегаем свои убеждения и свои представления о себе, хотя это лелеемое «я» может меняться в зависимости от социальной ситуации. Еще в 1910 году психолог Уильям Джеймс отмечал, что у каждого индивидуума столько социальных «я», к скольким группам он принадлежит. Эти многочисленные сущности словно грани призмы: поверни другой стороной — и миру вы предстанете в ином отражении. Желание защитить единство своего «я» психологи называют искажением последовательности — этот феномен побуждает вас подтасовывать прошлое, чтобы призма всегда оставалась одних и тех же размеров и форм.
В 1986 году Маркус опубликовала статью, насколько пластично человеческое «я» и насколько сам человек маловосприимчив к возможным переменам. Эта статья вобрала 20 лет работы, начавшейся в 1965 году, когда Маркус вместе с коллегами провела первый опрос среди старшеклассников и родителей об их политических убеждениях. Два повторных опроса она провела в 1973 и 1982 году. В анкету были включены пункты о легализации наркотиков, правах заключенных, законности войн. Как и следовало ожидать, мнение молодых людей в период между 1965 и 1973 годом изменилось существеннее, чем суждения их родителей, а за 17 лет, к 1982 году, позиция бывших школьников сделалась заметно более консервативной. Маркус показала, что молодые люди быстрее меняют свои убеждения, их склонности и приверженности еще не укрепились и не превратились в личные убеждения. Приобретя некоторый жизненный опыт, человек приходит к более устойчивой системе ценностей и уже неизменному мировоззрению. Трудно отрицать очевидность и здравый смысл этого утверждения, однако когда бывших школьников спрашивали об их прежних взглядах, только 30% участников смогли точно вспомнить свои предыдущие ответы. Гораздо чаще люди утверждали, будто в прошлом придерживались таких же взглядов, как сейчас: например, если теперь они допускали смертную казнь, то им казалось, будто они никогда не возражали против нее, хотя в отрочестве были горячими ее противниками.
Аналогичный эксперимент проводили в 1998 году Элейн Шарф в Трентском университете и Ким Бартоломью в университете Саймона Фрейзера с той разницей, что они предлагали парам оценить, насколько те счастливы друг с другом. Среди опрошенных были люди семейные, пары, живущие вместе, и пары, находящиеся в периоде ухаживания. Исследователей интересовали, например, такие вопросы: часто ли партнер вызывает раздражение и насколько долгосрочными кажутся им отношения. Через восемь месяцев участникам задали те же вопросы повторно, а затем попросили припомнить свой первоначальный ответ. Пары, чьи отношения не изменились, довольно точно воспроизводили прежние ответы; пары, чьи отношения заметно улучшились или ухудшились, уже не столь отчетливо видели прошлое. С трудом вспоминали свои прежние чувства 78% женщин и 87% мужчин. Большинство участников за восемь месяцев не очень далеко отошли от себя прежних и помнили точно свои отношения. У пар, чьи отношения изменились, произошло искажение последовательности, и, чтобы защитить цельность своей личности, они переиначили прошлое, теперь им казалось, что и тогда они чувствовали себя столь же хорошо или плохо, как сейчас.
Джордж Гёталс и Ричард Рекман в 1972 году задавали студентам Колледжа Уильяма вопрос об их отношении к расовой сегрегации в общественном транспорте. Ответы были записаны, а спустя несколько недель студентам пришлось принять участие в дискуссии, в которой специально подобранный психологами человек пытался изменить их точку зрения. Если студент изначально высказался за интеграцию, ему указывали на связанные с ней риски; если был против, ему напоминали об изнанке расовой дискриминации. Затем им вновь задавали прежний вопрос и спрашивали, каким было их мнение до дискуссии. И вновь, как в других экспериментах, обе группы студентов ошибались: они изменили свои представления, и теперь им казалось, что такой позиции они придерживались изначально.
Один из самых непонятных аспектов рассматриваемого феномена—довольно быстрый отказ от искажения последовательности. Если прайминг убедит вас, что вы — честнейший человек, вы начнете поступать, как честный человек.
Дэн Ариэли, Нина Мазар и Он Ами в 2008 году предложили студентам Гарвардской школы бизнеса решить как можно больше математических задач за пять минут. Затем случайно выбранный по жребию участник получал по 10 долларов за каждый правильный ответ. В начале эксперимента половину студентов попросили записать названия десяти книг, прочитанных в старших классах, а другую половину — перечислить те заповеди из Закона Божия, которые им удастся вспомнить. В обеих группах половине студентам предоставлялась возможность самим проверить ответы и при желании обмануть ведущего, указав большее число правильных ответов, а вторая половина студентов просто сдавала контрольную на стол преподавателя. В той группе, которая вспоминала прочитанные книги, у «выигравших» число правильных ответов оказалось на 33% выше, чем у тех, кто сдал работу на проверку, что с очевидностью указывало на мошенничество, зато в группе, вспоминавшей Десять заповедей, результат оказался даже чуть ниже среднего, то есть ребята проявили скрупулезную добросовестность. Прайминг включал наставление быть честным, и поскольку каждому хочется верить в то, что он честен, студенты повели себя довольно последовательно.
Мы постоянно подвергаемся такого рода влияниям. Дав присягу говорить правду и только правду, большинство людей стараются ее выполнить. Пообещав сделать что-то, вы сделаете это вопреки нежеланию, чтобы не предстать непоследовательным в собственных глазах или в глазах других людей. В любой ситуации, когда прайминг подсказывает человеку определенное представление о себе, он склонен действовать в соответствии с этим представлением. Роберт Чалдини, Джон Качиоппо, Родни Бассет и Джон Миллер в 1978 году провели в государственном университете штата Аризона очень простой опыт. Они предлагали людям принять участие в эксперименте для общего блага, и примерно половина отвечала согласием. И только после этого участников предупреждали, что явиться нужно к семи утра, — в условленное время пришли 95% добровольцев. В другом варианте эксперимента людей сразу предупреждали, что собраться нужно в семь утра, — соглашались лишь 24% участников. Как в первом варианте, так и во втором никого не радовала необходимость вставать так рано, однако когда люди дают согласие, им приходится быть последовательными — неприятно выглядеть лицемером.
Когда вы обнаруживаете собственную двойственность, то начинаете испытывать внутреннюю неудовлетворенность, поэтому искажение последовательности можно считать одной из составляющих общечеловеческого желания избавиться от дискомфорта, порождаемого таким когнитивным диссонансом. Если вы говорите одно, а делаете другое, вам тяжело жить в образе лицемера. Вы стараетесь убедить себя, что понимаете и предвидите собственное поведение, и порой переписываете свое прошлое, чтобы самому поверить в собственную надежность. Если ваш жизненный сюжет предполагает самосовершенствование и перемены кажутся осмысленными, то на какое-то время вы можете преодолеть в себе искажение последовательности. При обычном течении жизни вам хочется одного: чтобы ваша жизненная история развертывалась самым приятным для вас образом — вы даже допустить не в состоянии, как могли когда-то быть другим, довольно несимпатичным вам нынешнему человеком. Вы безумно в кого-то влюблены, хотя совсем недавно этот человек вызывал у вас большие сомнения, поэтому сейчас спокойно стираете недавнее прошлое и подменяете его сюжетом, который соответствует вашей нынешней влюбленности. Пожилые люди обычно относятся к молодым как к наивным и не очень воспитанным щенятам, порой их даже забавляет юное невежество — черта, которую некогда они преодолели в себе; но чаще они пытаются что-то внушить молодым, полагая, будто возрастную наивность и неотесанность можно перевоспитать словами. На сознание пожилых действует эффект искажения последовательности: как им думается, все в их судьбах сложилось бы иначе, если бы они знали в пору юности то, что знают сейчас. Все не так. В течение жизни — вопреки своей склонности к искажению последовательности — человек меняется.
| |
Просмотров: 1096 | | |