Богатство коммунизма
 Богатство коммунизма
(статья из журнала Наука и Техника, от апреля 1970 г.)

Знаменитые ленинские слова из знаменитой речи на III съезде комсомола настолько известны и привычны, что, кажется, уже и не требуют никаких комментариев. Общеизвестная истина очень часто представляется нам вместе с тем и простой, само собой разумеющейся. От частого повторения элементарной порой начинает казаться отнюдь не элементарная, а просто ставшая привычной истина. Так случается, когда понимание подменяется запоминанием.

 

Об этом стоит сказать в самом начале разговора о сформулированном Лениным требовании к тем, кто хочет научиться коммунизму. Это нужно не только, чтобы еще раз обратить внимание на какую-то определенную цитату, гораздо важнее в данном случае понять, что простое повторение привычных слов, даже их знание наизусть еще очень далеко от того, что Ленин определял, как обогащение памяти знанием богатств, выработанных человечеством.

 

Казалось бы, сейчас, в эпоху научно-технической революции и коммунистического строительства, странно кому-то еще доказывать жизненную важность знаний как для развития общества в целом, так и для каждого отдельного человека. (Хотя действительность маоистского Китая как будто свидетельствует о противоположном. Может быть, поэтому она и кажется фантасмагорией, дурным сном?). Совершенно очевидно, что никогда еще в истории человечества слова «знание — сила» не были настолько справедливы, как сегодня. И если бы приведенные ленинские слова сводились только к этому утверждению, то комментировать их после бесчисленных доказательств, представленных за последние полвека самой историей, было бы бессмысленно и странно. В том-то и дело, что В. И. Ленин в далеком октябре 1920 года, когда абсолютного большинства читателей «Науки и техники», по-видимому, еще и на свете не было, утверждая для многих в то время совсем не очевидный факт первостепенного значения знаний для строительства нового общества, этим не ограничился. Владимир Ильич в своей речи уделил основное внимание тому, что значит учиться коммунизму, как учиться коммунизму, как, в частности, овладевать знаниями, выработанными человечеством. А это вопросы, которые с годами ничего не теряют в своей актуальности, потому что каждое новое поколение, каждый представитель этого поколения, если он действительно хочет на практике продолжать дело революции, должен лично учиться коммунизму, стать его сознательным строителем и защитником. Как нельзя вместо кого-то научиться ходить, разговаривать, читать, писать, так нельзя никому перепоручить дело овладения коммунистическим мировоззрением. Поэтому каждое новое поколение заново вчитывается в ленинские тома, вникает в ленинские мысли и при этом не только ищет объяснения прошлому, но находит ответ и на жизненно важные вопросы о том, как жить сегодня, как определить свой путь в будущее.

 

Для Ленина обогащение памяти не имеет ничего общего с заучиванием, зазубриванием, механическим запоминанием. Как зло и беспощадно высмеивал Ленин начетчиков! «Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы неумеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует».

 

Ленин очень любил повторять формулу Энгельса: «Марксизм — не догма, а руководство к действию!». Руководство к действию — в этом суть дела. Марксизм — не библия, которую надо заучить, а наука, которой надо овладеть для научного анализа действительности и практического действия, основанного на этом анализе. Марксизм для Ленина — естественный продукт развития человеческого знания, результат, с одной стороны, развития человеческого общества, а с другой стороны, прогресса общественной науки. Поэтому подлинное овладение марксизмом возможно лишь путем изучения «той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм».

 

Обогащение памяти этими знаниями ни в коей степени не есть их механическое усвоение, они должны быть переработаны в нашем сознании.

Применяя популярную в наши дни терминологию, мы можем сказать, что учение коммунизму ни в коем случае не может ограничиться усвоением готовых алгоритмов. Научиться — в данном случае значит суметь самому разработать новые алгоритмы, не говоря уже о том, что и готовые алгоритмы предполагают умение различать, в каких случаях какой из них окажется подходящим. Поскольку действительность в целом не поддается формализации или, по крайней мере, формализация часто оказывается слишком трудоемкой и более длительной, чем срок существования ситуации, которую стремятся формализовать, то совершенно очевидно, что человек должен быть подготовлен к действию по эвристической программе. Это вопрос деловой целесообразности, но также и гуманистический принцип учения, видящего свою цель в формировании всесторонне развитого человека, творческой личности.

 

Вспомним еще одно место из великой ленинской речи: «Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем возродить их надо не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе». Ленин указывал, что коммунистическое общество может быть построено только на основе современного образования и что, если не овладеть этим образованием, коммунизм останется только в пожеланиях. Итак, другая сторона учения коммунизму — овладение какой-либо профессией, необходимой для практического созидания нового общества на самом передовом уровне науки и техники.

 

Не надо думать, что это имеет отношение только к ученым, конструкторам, проектировщикам... Революции нужны не только ученые, но и токари, не только проектировщики, но и строители, не только конструкторы, но и шоферы высшего мирового класса.

 

«Советское — значит отличное». Это не просто эффектный лозунг, это необходимость нашего развития. Сегодня требование Ленина освоить высоты современного образования стало даже более актуальным, чем тогда, когда он обращался с ним к молодым людям. За пятьдесят лет в нашей стране создана материально-техническая база, требующая высокообразованных, высококвалифицированных

специалистов, создана также широко разветвленная система общего и специального образования.

 

Ленинское понимание коммуниста совершенно закономерно предполагает соединение коммунистического мировоззрения со способностью и потребностью претворять свои убеждения в жизнь. Марксизм — первая в мире философия, для которой созданием своей модели объяснения мира дело не заканчивается, а только начинается. Поэтому так последовательно и неуклонно проводит Ленин в своей речи требование непрерывной связи учения и практического дела. Овладение знаниями имеет своей целью их практическое применение, и в то же время сам процесс овладения знаниями должен быть проникнут практикой, стать частью практической жизни. «И нужно, чтобы Коммунистический союз молодежи свое образование, свое учение и свое воспитание соединил с трудом рабочих и крестьян, чтобы он не запирался в свои школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».

 

Неукротимое желание жить и действовать в соответствии с своими убеждениями —это вопрос человеческих качеств личности, вопрос ее нравственного уровня. Казалось бы, между овладением знаниями и моральными ценностями дистанция достаточно большая, однако это не совсем так или даже совсем не так. Овладеть знаниями — значит понять их и усвоить, выработать на их базе свои убеждения и наконец, действовать, жить в соответствии со своими знаниями и убеждениями. Не может быть коммуниста вне единства теории и практики, убеждения и действия, слова и дела. К богатствам, выработанным человечеством, безусловно относятся и лучшие человеческие качества, выстраданные и утвержденные трудовым народом. Следование ленинской мысли приводит нас к выводу, что стать коммунистом означает стать коммунистически убежденным, коммунистически образованным и коммунистически действующим человеком.

Тэги: наследство коммунизма, богатство коммунизма, речь ленина на III съезде, речь ленина 3 съезд партии


Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (13.04.2013)
Просмотров: 1603 | Теги: СССР, История, 1970, коммунизм | Рейтинг: 0.0/0