Молодёж в СССР (статья из журнала Наука и Техника, от мая 1970 г.) В свое время ф. Энгельс назвал потребности человека «побудительной силой побудительных сил». В данной статье на основе современных социологических исследований рассматриваются вопросы соотношения материальных и духовных потребностей молодого человека наших дней. Читатели помнят, возможно, опубликованные пару лет назад в «Комсомольской правде» (№ 150, 1967 г.) полемические заметки В. Турбина «Деловые люди и Коля Прошин». В них высказывалось опасение: а не ведет ли экономическая реформа, вызванное ею восхваление деловых людей к восстановлению и укреплению сугубо материальных, меркантильных потребностей и интересов, а с другой стороны, — к притеснению и забвению людей типа самозабвенных чудаков-романтиков? Можно было бы привести еще немало примеров, которые свидетельствуют о том, что действительные закономерности соотношения между экономикой и этикой, между материальными и духовными потребностями во многом еще проблематичны. В последнее время вопрос этот привлекает внимание и социологов, объектом исследования которых является молодежь. Потребности, интересы и социальная зрелость Для современной молодежи характерна своя особая противоречивость потребностей и интересов. Одни из этих противоречий свойственны всей молодежи в целом, другие — лишь определенным ее возрастным и социальным группам. Данные социологических исследований показывают, что к числу специфически молодежных проблем следует отнести прежде всего недостаточную социальную зрелость. Особая актуальность социально-гражданственного воспитания молодежи вызывается тем обстоятельством, что грани перехода к зрелости в современном обществе более «размыты». Например, паспорт советский молодой человек получает в 16 лет, а избирательное право — в 18. Еще менее определенны эти грани в общественном мнении, когда зачастую 20-летнего человека (и даже старше) не считают за взрослого. Эта неопределенность отражает удлинение самого периода юности за счет более раннего полового, но более позднего социального созревания. Это противоречие проявляется во многих разнообразных фактах, и не всегда это отрицательные факты. Об этом свидетельствуют, например, мотивы, по которым молодые рабочие меняют место работы. По данным новосибирских социологов, средний возраст уволившихся из-за плохих отношений с администрацией составляет 30,6 года, из-за неудовлетворенности заработком — 29,3 года, из-за неудовлетворенности содержанием работы и перспективами продвижения — 25 лет, из-за отсутствия условий для продолжения учебы — 21,4 года. Как видим, последние две причины увольнения особенно характерны для молодежи. Выдвижение содержательных мотивов труда на первый план у советского молодого рабочего — не случайное явление. Оно обусловлено социальными преобразованиями, которые произошли в ходе социалистического строительства. Однако нельзя не считаться с тем, что изменение содержания труда происходит менее быстрыми темпами, чем рост образовательного уровня рабочих. По подсчетам социологов, доля рабочих, занятых в профессиях с относительно высокими творческими возможностями, вполне удовлетворяющими запросы людей с образованием выше 7 классов, составляет даже в промышленности около 31 процента, тогда как доля всех молодых рабочих с образованием не менее 7 классов составляет более 50 процентов. Иначе говоря, существует значительный «избыток» рабочих с высоким уровнем общего образования. Причем эта диспропорция имеет тенденцию к увеличению — во-первых, вследствие резкого «омоложения» рабочего класса (так называемое «демографическое эхо» войны), во-вторых, из-за относительной стабилизации соотношения между числом занятых в профессиях творческого и нетворческого характера. Эта стабилизация обусловлена особенностями современной стадии технического прогресса — этапом комплексной механизации производства. Статистические расчеты показывают, что уменьшение удельного веса рабочих простого, не- квалифицированного труда (механизация погрузочных, складских и т. п. работ) сопровождается понижением удельного веса сложного ручного труда ремесленного типа (слесари-инструментальщики, лекальщики и др.). Увеличивается доля рабочих, занятых в профессиях со средними творческими возможностями (сквозные профессии — станочники и т. п.), чрезвычайно медленно возрастает удельный вес группы наладчиков автоматов. Однако на следующем этапе технического перевооружения — комплексной автоматизации производства — указанное соотношение резко меняется: при комплексно автоматизированном производстве отношение высокотворческих профессий к профессиям относительно монотонного содержания работы будет как 1,6 : 1 или выше. Такова потребность будущего производства, а общество в целом уже сегодня. остро нуждается в высокообразованных, всесторонне развитых людях. Среднее образование является социально рентабельным даже в том случае, когда оно временно оказывается экономически избыточным, так как, по выражению молодого уральского социолога Ю. Вишневского, образование является «всепоглощающим» видом деятельности, основным звеном развития духовных интересов молодежи. Социологические исследования убедительно доказывают, что чем больше образован человек, тем более он способен к активному совершенствованию окружающих обстоятельств. Жизнь показывает, как «столкновение» высоких потребностей человека со сложными условиями их удовлетворения пробуждает необыкновенные физические и интеллектуальноэмоциональные силы (например, в освоении космоса, участии комсомольцев в ударных стройках). В итоге изменяются обстоятельства и совершенствуется сам человек. Недаром Максим Горький говорил, что человека делает его сопротивление среде. Образование и заработок Рабочий с аттестатом зрелости имеет и экономические преимущества. Число рационализаторов среди рабочих со средним образованием в полтора раза выше, чем среди остальных рабочих того же возраста и стажа работы; среди них вдвое реже встречаются случаи брака, аварий и поломок инструментов; они — главный резерв для выдвижения на руководящие должности; они гораздо быстрее осваивают смежные профессии, новое оборудование и новые виды продукции. Есть, однако, некоторые обстоятельства, снижающие темпы повышения образовательного уровня молодежи. Ведь продолжает обучение только одна треть молодежи, не имеющей среднего образования. В Латвийской ССР около 12 процентов юношей и девушек после окончания восьмилетки уходят на производство и прекращают учебу. Причем учатся хуже всего как раз те группы молодежи, которые больше всего нуждаются в образовании. Одна из основных причин, сдерживающих стремление молодежи к учебе, — это отсутствие прямой связи между образованием и уровнем заработка, продвижением на работе. Различные по содержанию виды работ нередко выполняются рабочими с одинаковым уровнем образования, что отрицательно сказывается на престиже образования у молодых людей. На вопрос: «Произошло ли изменение Вашего положения на работе и связано ли оно с учебой?» — положительно отвечает примерно лишь пятая часть молодых рабочих. В этой связи многие социологи предлагают установить минимум образования для получения того или, иного квалификационного разряда и строго соблюдать это требование. И все-таки большинство юношей и девушек настойчиво стремится к образованию. Это стремление во многом зависит от того, получены ли навыки к самообразованию уже в начале трудовой деятельности. Наиболее успешно учатся заводские рабочие, окончившие профтехучилища и курсы с отрывом от производства. Гораздо хуже обстоит дело у тех, кто получал специальность в порядке индивидуального и бригадного обучения. Особой проблемой является повышение образования молодежи, проживающей в общежитиях. Исследования показывают, что не учатся чаще всего те, кто не обременен семьей. Отчасти это связано с отсутствием в ряде общежитий необходимых условий для учебы (учебных комнат, библиотек и т. д.). Однако главная причина носит более глубокий характер. На формирование потребностей и интересов молодежи существенное влияние оказывает семья. И если молодой человек не живет в семье, то для формирования его интереса к образованию необходим старший товарищ или наставник — воспитатель, обладающий авторитетом и педагогическим талантом. Высокообразованный работник, поступающий на работу на завод или в учреждение, лучше подготовлен к принятию высокой ответственности за производственные и общественные дела. С этих позиций глубже всего осознается значение ударных комсомольских строек и социального опыта вообще. Мы гордимся тем, что почти все мощности по производству стали, чугуна, алюминия, целлюлозы, электроэнергии, по добыче железной руды введены за последние годы именно на ударных комсомольских стройках. На этих стройках молодежь учится подниматься «по вертикали» самоуправления, творить его формы. Она учится не только дополнять предписания, но и «от себя» импровизировать труд и жизнь в духе коммунистических идеалов. Благоприятные" возможности для развития такой самостоятельности создают также студенческие строительные отряды, которые стали традиционными. Не случайно большинство руководителей общественных организаций вузов — это люди, прошедшие школу строительных отрядов. Однако формы самоуправления студентов в ходе самого учебного процесса в вузах и техникумах внедряются пока более пассивно. Если образование является основой, которая создает благоприятные возможности для гармонического развития материальных и духовных потребностей молодого человека, то непосредственной формирующей силой этого развития является многогранная деятельность. ’Здесь уместно перефразировать известную пословицу: «Скажи, какова твоя ведущая деятельность, и я скажу, каковы твои основные потребности». В условиях антагонистического общества ведущей духовно облагораживающей деятельностью является революционная борьба. В условиях социализма таким ядром, такой «точкой» роста человеческого в человеке становится •творческая созидательная деятельность. Именно этим объясняются случаи, когда молодые люди жертвуют своим заработном, лишь бы иметь интересную, творческую по содержанию работу. По мере углубления в научные основы труда человек не только производит все больше материальных и духовных благ, но и сам превращается все в большей степени в мыслителя, исследователя, творца. В этом отношении необходимо развивать все виды деятельности, которые соединяют воедино усилия «готовы», «рук» и «сердца». Свободное время и духовная жизнь Вышесказанное относится в полной мере и к занятиям, увлечениям в часы досуга. Надо бороться с пассивно-потребительским использованием свободного времени — этого, по словам К. Маркса, «пространства» для свободного развития человека. Так, например, нельзя положительно оценить широкое распространение среди молодежи так называемого «зрительного спорта», чисто развлекательного чтения книг, то есть потребительскую культурную ориентацию. Давно доказано, что лучший отдых — это не пассивное бездействие, а перемена видов деятельности. Словом, надо более широко и эффективно приобщать молодежь не к потреблению, а к созиданию духовных ценностей. К сожалению, несмотря на свои кардинальные преимущества в смысле воспитательного потенциала, активные формы отдыха и досуга почему-то пока материально поддерживаются хуже, чем развлекательные: несравнимо больше средств и усилий тратится на устройство всевозможных зрелищных заведений (мы не против них, речь идет о мере), нежели на строительство новых лыжных баз, плаватёльных бассейнов, на приобретение туристического и спортивного инвентаря, на оборудование в школах, на заводах и фабриках помещений для разнообразных кружков технического и художественного творчества. Авторы вышедшей в 1968 году очень интересной книги «Культура чувств» особенно подчеркивают необходимость обеспечения равномерного роста эмоционального богатства общества с ростом материального состояния и объема умственного познания. «Вот тут-то, — пишет в этом сборнике драматург В. Розов, — у нас дело далеко не блестящее. То ли оттого, что в свое время слово «дух» выражало определенное религиозное понятие, от которого мы открещивались, то ли оттого, что полагали, что при умственном, физическом и эстетическом воспитании человека он непременно самовоспитуется, то ли от каких-либо иных причин, но именно духовное воспитание у нас в загоне». Во всех сферах деятельности необходимо всегда помнить, что материальные и духовные явления имеют сложные переплетения. Мы как-то привыкли считать, что прогресс экономический, рост материального благосостояния неизбежно влекут за собой прогресс нравственный, прогресс духовных потребностей и интересов человека. Но здесь нет прямой причинно-следственной связи. В иных колхозах-миллионерах с ростом артельного благосостояния растут вклады на сберкнижках, скачет вверх кривая потребления мебели, стиральных машин, холодильников, мотоциклов, алкоголя и... ползет вниз спрос на книги. В одном новосибирском учреждении провели эксперимент — всем повысили в полтора раза ставки. Ожидали, что в такой же пропорции повысятся качество труда и ответственность работников. Однако этого не последовало. Выходит, много заплатить — это еще не все, надо точно определить, за что платить. Хозяйственная реформа создает возможности для точного соизмерения потребностей с собственным трудовым вкладом каждого. Высокие нравственные критерии, отвечающие требованиям строящегося коммунистического общества, не вырабатываются автоматически. Тут нужно время, немалые усилия. Тэги: молодёж в ссср, исследования молодёжи в ссср, молодёжь в советскую эпоху | |
Просмотров: 2229 | | |