В чём смысл истории? С древности сложилось представление об истории как учителе жизни, чьи уроки позволяют обрести мудрость, способность ориентироваться в стремительном потоке общественных событий. Как и столетия назад, складывающиеся сегодня мировоззренческие представления о смысле истории «аккумулируют» конкретный опыт взаимосвязи прошлого и современности. XX век принес с собою не только торжество пауки и техники, по и трагедии двух мировых войн, кровавые фантасмагории тоталитаризма, поставил проблемы, от решения которых зависит сохранение человеческого рода. Вот почему многие западные мыслители отчаялись узреть в истории царство разума и справедливости или же ищут нетрадиционный гуманистический ответ па вызов эпохи.
Зачастую вне зависимости от того, какой ориентации, философско-мировоззренческих позиций придерживается тот или иной мыслитель, история представляется в наши дни западным теоретикам силой, таящей скрытую или явную угрозу для человечества. Отсюда и общая атмосфера недоверия или даже страха перед историей, а существование ее смысла зачастую просто-напросто ставится под вопрос. Отрицание смысла истории становится достоянием массового сознания, проникая на страницы произведений крупнейших художников современного Запада. Так, герой романа Г. Гессе «Степной волк» Гарри Галлер следующим образом выражает свое историческое мироощущение:
Жадностью гонимый и тоской, Душной гнилью сброд разит людской, Дышит вожделеньем, злобой, страхом, Жрет себя и сам блюет потом, Пестует искусства и с размахом Украшает свой горящий дом, Мир безумный мечется, томится, Жаждет войн, распутничает, врет, Заново для каждого родится, Заново для каждого умрет.
Человеческая история глазами героя Гессе — это юдоль бессмысленных страданий людей, где терпят крах их чаяния и надежды. Роман Гессе увидел свет в 1927 г., но зафиксированное в нем историческое мироощущение живо и поныне. Оно стало еще более обостренным и трагичным, приобрело большее количество приверженцев. В рафинированной теоретической форме его защищают многие западные философы.
Современные западные концепции смысла истории представляют собою прямую реакцию на наследие классической философии Нового времени в частности на марксистское учение о смысле всемирно-исторического процесса. Если классическая философия Нового времени пропитана убеждением о возможности понять содержание всемирной истории, найти основания ее единства, прогрессивного поступательного движения, совершенствования человечества и человека, то современные западные концепции смысла истории связаны с тотальным отрицанием этих идей.
Сторонники «критики исторического разума», представленной «философией жизни», неокантианством, неогегельянством, неопозитивизмом и другими направлениями западной мысли, поставили под вопрос возможность постижения глобального смысла истории. Концепции «локальных цивилизаций» опровергают устоявшиеся представления о единстве и прогрессивной направленности всемирно-исторического процесса. Принципиальную антигуманность общественно-исторического развития, все более и более усугубляющего человеческое отчуждение, декларируют приверженцы экзистенциализма. «Бунт против истории» почитают своей основной задачей теоретики Франкфуртской школы и «новой философии». В сложившихся обстоятельствах становится понятной и все возрастающая популярность религиозно-философских трактовок смысла истории. Сторонники неотомизма и других направлений г католической мысли, представители неопротестантизма выступают против крайнего исторического релятивизма, предлагают систему религиозно-нравственных ценностей для спасения современной цивилизации :!. Религиозные интерпретации истории успешно конкурируют со светскими западными концепциями нашего столетия, ибо обосновывают определенное целостное толкование всемирно-исторического процесса, утверждают его гуманистическое содержание.
В трудах советских и зарубежных исследователей-марксистов сформировалась основательная традиция изучения современной западной философско-исторической мысли. Ее ведущие направления обстоятельно проанализированы в работах В. Ф. Асмуса, О. Л. Вайнштейна, П. II. Гайденко, В. И. Гараджи, Б. Т. Гри-ropbHMj А. В. Гулыги, П. С. Гуревича, Ю. Н. Давыдова, М. А. Кисселя, И. С. Кона, Т. И. Ойзермана, Л. В. Скворцова н др. Однако до сих пор не стали предметом самостоятельного рассмотрения содержание и внутренняя логика эволюции западных концепций смысла истории нашего столетия, поставленных их авторами проблем, обнаруживающих свою значимость в свете нового мышления. | |
Просмотров: 961 | | |