Студенческие строительные отряды - новый социальный организм

Студенческие строительные отряды - новый социальный организм

(статья из журнала Наука и Техника, от мая 1970 г.)


В несколько лет сформировался своеобразный социальный организм — студенческие строительные отряды. Независимо от того, как пойдет их дальнейшее развитие, история, структура и деятельность этих отрядов стали интересной социологической проблемой.

Даже в Сибири мартовские дни начинают пахнуть весной. Но в это время в Тюменском обкоме комсомола больше не думали о весне. Здесь в полном разгаре стояло лето. В большой комнате, где размещается штаб Всесоюзной ударной комсомольской стройки № 1, то и дело упоминались два самых жарких месяца года — июль и август. Из папки извлекались разные бумаги — графики, сводки, справки — и каждая из них сопровождалась многозначными цифрами, упоминанием о самых невероятных транспортных средствах с обязательным добавлением: июль, август.

 

В штабе шел большой торг. И очень горячий. Для того чтобы понять его смысл, не поленитесь развернуть географическую карту страны. Всесоюзная ударная № 1 — это вся огромная чаша Западно-Сибирской низменности. Здесь открывают новые месторождения нефти и га-

за, строят новые города и поселки, прокладывают железные и шоссейные дороги, трубопроводы, оборудуют речные порты и леспромхозы. Нужно бессчетное число рабочих рук, а их нет. И тогда из самых отдаленных мест — из тайги и тундры — в Тюмень мчатся бойкие гонцы.

 

Сначала они «полируют» стулья в приемных своего непосредственного начальства. Но там получают категорический отказ: не вы, мол, одни задыхаетесь без рабочей силы. Потом получают товарищеский совет: сходите в обком комсомола — может быть, добровольцев или студентов подбросят.

 

Оно, это самое непосредственное начальство, знает, о чем говорит. В его памяти еще живы массовые комсомольские мобилизации начала тридцатых годов, когда 200 тысяч парней и девчат поехали строить «Шарикоподшипник» и шахты Луганска, Урало-Кузбасс и другие объекты первых пятилеток. Помнит оно, как комсомол выручал страну рабочей силой во время строительства Братской, Кременчугской и Днепродзержинской ГЭС, во время освоения целины...

Словом, гонцы шли в обком, а там, в штабе ударной стройки, им говорили: «Посмотрим, какие намерения у студентов...». А у студентов было только одно намерение — ехать на время летних каникул в необжитые места и строить, строить как можно больше. Это — общее настроение. А вот студенческое начальство — командиры их отрядов — более трезво смотрело на вещи. Оно писало в штаб: «Мы готовы выставить столько-то строительных бойцов. Но предварительно нам хотелось бы знать, что придется строить, в каком месте, сколько за эту работу собираются платить заказчики, как обстоит дело с транспортом, жильем, питанием...». Знали командиры по прошлому опыту, в каких местах заказчик излишне прижимист, в каких хочет выехать на традиционном «давай-давай!» и в каких не хочет заботиться о быте людей. На эти места накладывалось «табу» или, в лучшем случае, делалась оговорка: студенты поедут туда, если получат достаточно авторитетные гарантии в том, что положение будет исправлено. Получалось, что не так-то просто и в обкоме комсомола получить эту столь желанную рабочую силу. Да к тому же, ее попросту не хватало на всех жаждущих: всюду послать своих представителей студенчество просто не в силах.

Что же это за явление такое — студенческие строительные отряды, из-за которых Иван Иванович ссорился с Иваном Никифоровичем и перед которыми с почтением снимают шляпу руководители геологоразведочных экспедиций и директора леспромхозов, министры и председатели колхозов? Впервые мы

услышали о них в 1959 году, когда несколько тысяч студентов поехало в Казахстан строить дома, школы, детские сады, ясли, производственные помещения. То было первое открытие студенческой «планеты Целина». Открытие не только планеты, но и новой формы деятельности особой социальной категории молодежи, для которой раньше определялось только одно предназначение — учиться и по мере возможности заниматься общественной деятельностью в стенах своего вуза.

Первые годы работы в студенческих строительных отрядах были годами стихийного развития нового движения, поисков собственного места в трудовой жизни страны, формирования внутренних кодексов неожиданно возникших коллективов, попыток определить мотивы широкого отклика, который получили в студенческой среде строительные отряды. Уже тогда социологи определили, что молодежь едет строить во время так называемого «третьего семестра» потому, что она склонна к переменам (в том числе и к перемене мест); потому, что ее влекут отдаленные районы, трудные условия труда и связанный с этим элемент романтики; потому, что ей доверяется серьезная, имеющая государственное значение работа; потому, что в студенческих отрядах существует принцип самостоятельности, демократичности внутренней организации и управления, создаются возможности для свободного проявления личности в труде, для утверждения себя в коллективе, попавшем в нестандартные условия.

В кадрах кинохроники замелькали крепкие, загорелые парни и девчата, умеющие работать до седьмого пота, погонять мяч с деревенскими футболистами, спеть у костра под перебор гитары задушевную песню, сочиненную своим, доморощенным менестрелем. Жажда испытать

себя, свои силы и волю в трудном деле захватывала все большее число студентов. В 1964 году на «планету Целина» прибыл уже тридцатитысячный отряд студентов 170 вузов страны. С каждым последующим годом эта армия заметно увеличивалась.

Тобольск, . Сургут, Нефтеюганск, Правдинск... В старинных и совсем новых сибирских городах и поселках мне на каждом шагу доводилось видеть следы пребывания здесь студенческих строительных отрядов. Клубы, столовые, отдельные дома, целые улицы и кварталы, вкусно пахнущие свеже-разделанным деревом, — это дело рук студентов, успевших за короткое время «третьего семестра» внести свою лепту в освоение нефтяной целины. В одном из красивейших здешних поселков — Правдинске начальник нефтеразведочной экспедиции Герой Социалистического Труда Фарман Салманов специально повел меня смотреть «визитные карточки», оставленные на стенах зданий. На бревенчатые фасады домов были прибиты деревянные 'буквы: такой-то факультет такого-то университета, такого-то института...

— Солнце припекает сильнее, — сказал известный геолог, — значит, скоро ждать помощников. Зимой у нас строительство почти прекращается. Вся надежда на лето. На студентов. Если бы не они, еще долго пришлось бы нашим людям жить в деревянных вагончиках.

Да, общество получает большую пользу от трудовых семестров. Но и сами студенты тоже не остаются в накладе. Не случайно социологи рассматривают студенческие стройки как своеобразную социальную практику, в ходе которой воспитываются и проверяются гражданские чувства, моральные принципы, идейные убеждения, умение жить и работать в коллективе, отношение к труду и т. д, Конечно, в ряду многих проблем, связанных с летними работами студентов, равноправное место занимает и материальный фактор. Отдавая много физических сил во время трудового семестра, студенты получают возможность добавить ощутимую сумму к своему годовому бюджету. Для многих из них это очень важно — деньги, заработанные на стройке, можно пустить на приобретение одежды, обуви, на то, чтобы зимой лишний раз иметь возможность побывать в театре, кино, на концерте. Материальный стимул постоянно учитывается руководителями строительных отрядов, когда они ранней весной ведут переговоры с заказчиками, определяя объем предстоящих работ, согласовывая систему снабжения и оплаты.

На первых порах считалось, что трудовой семестр возник из-за жажды дальних странствий, так свойственной молодежи. Но со временем это представление сильно изменилось. Оказалось, и рядом с домом, где все благоустроено, где нет нужды в палатках и накомарниках, где не приходится вязнуть по пояс в болоте и посматривать на небо, скоро ли прилетит самолет с продуктами, — тоже есть немало интересных и захватывающих дел. Оказалось, что романтика есть всюду, только искать ее надо, сойдя с платформы давно сложившегося стереотипа.

Любопытны в этом смысле итоги работы Латвийского строительного отряда минувшим летом. 3000 студентов республики решили посвятить свои каникулы труду. Только 400 из них поехали за пределы Латвии — в Горно-Алтайскую область. Наибольшее число бойцов выставил Рижский политехнический институт — 427. Рижский институт инженеров гражданской авиации послал на стройки 349 человек, Латвийский университет — 174, Рижский медицинский институт — 141. Латвийская сельскохозяйственная академия — 107, Даугавпилсский педагогический институт — 55 студентов. Было в отряде немало студентов техникумов.

Представляет интерес структура этого нового социального организма, в котором с наибольшей полнотой проявляется самодеятельность молодежи. Еще при формировании студенческих отрядов в вузах и техникумах общее число добровольцев делится на так называемые линейные отряды — первичное звено большой армии молодых строителей. Количество студентов в линейном отряде колеблется в зависимости от конкретных условий между 20 и 30 единицами. Сюда назначаются командир и мастер, а комиссар избирается на общем собрании отряда. Вся жизнь здесь строится по принципу самоуправления с соблюдением демократии и коллегиальности. Во многих случаях бытовой уклад создается на принципах коммуны, а это, как известно, хорошее средство против эгоизма. Помимо линейных отрядов,, выполняющих конкретную работу на сооружаемых объектах, имеется ещё и медицинское формирование студентов, которое на всей территории республики печется о здоровье своих товарищей, о соблюдении норм гигиены и санитарии в общественном питании и быту.

Зональному отряду определяются конкретные объекты, объем работ и сроки выполнения задания. Если искать аналогии в промышленности, то эта производственная единица ближе всего будет стоять к заводскому цеху. Заводу в целом в какой-то мере соответствует зональный студенческий строительный отряд, вобравший в себя несколько первичных звеньев. В каждый такой отряд минувшим летом входило 600 — 650 бойцов.

Всего в составе республиканского отряда было четыре зоны — Елгавская, Огрская, Цесисская и Резекненская. Но это вовсе не значит, что силы студентов были сосредоточены в названных четырех городах. Таким образом, студенты работали во всех 26 районах республики, ведя строительство жилых домов. общежитий, объектов культурно-бытового и производственного назначения.

Во главе каждого зонального отряда стоял свой штаб, в который входят командир, комиссар и главный инженер. Штаб координирует работу линейных отрядов, разбросанных на большой территории, заботится о том, чтобы они были обеспечены фронтом работ, материалами, механизмами, питанием и бытовыми удобствами.

Замыкает всю систему республиканский штаб студенческого строительного отряда, созданный при ЦК комсомола Латвии. Здесь есть и командир, и комиссар с политотделом, и главный инженер с технической службой, и специалисты по технике безопасности, и главный врач. Штаб этот не только руководит работой всех зональных отрядов, но и заботится об их комплектовании, о широкой воспитательной работе среди студентов, об условиях их труда и быта, заключает договоры с заказчиками. Среди заказчиков в прошлом году значились министерства сельского хозяйства, строительства, сельского строительства, мелиорации, энергетического строительства республики, а также Латвийский совет межколхозных строительных организаций.

Одно перечисление сделанного отрядом за 45 календарных дней заняло бы много времени. Вместе с теми студентами, которые уехали в Горно-Алтайскую область, было произведено работ почти на 2 612 000 рублей. Выработка на одного члена отряда по республике составила 963 рубля. За два летних месяца было произведено 6500 кубометров кирпичной кладки, уложено 12 600 кубометров бетона, 7600 кубометров железобетона и настлано 25 000 квадратных метров кровли. Это большое подспорье народному хозяйству республики.

Вот почему, когда заметней начинает пригревать солнце, хозяйственники с особым удовольствием поглядывают на календарь. «Скоро летние каникулы, — думают они. — Скоро в наши края приедут студенты, и жизнь на строящихся объектах забьет ключом — молодо, энергично, весело».

А ведь всего десять лет назад не было повода для таких мыслей. Трудно было предположить, что за короткое время появится в молодежной среде новый, неведомый доселе социальный слой, который будет шириться с каждыми новыми студенческими каникулами и который даст юношам и девушкам надежную путевку в самостоятельную гражданскую жизнь.

Сегодня социологи, занимающиеся молодежной проблематикой, с интересом просматривают накопившиеся за десятилетие анкеты и блокноты, статистические сводки и отчеты, анализируют имеющуюся информацию, для того чтобы ответить на вопрос: как будет развиваться

 

дальше и во что выльется это движение строителей «планеты Целина»? Одно исследование за другим утверждает: с каждым годом все отчетливей вырисовывается организационная структура студенческих строительных отрядов; заряд коллективизма, полученный во время трудового семестра, отлично «работает» на протяжении всего учебного года; молодые люди вырабатывают в себе «иммунитет» против трудностей да еще приносят огромную пользу обществу. Не самое ли это убедительное свидетельство тому, что у студенческих отрядов отличные перспективы!

Тэги: студенческие строительные отряды в ссср, ссср студенческие строительные отряды

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (27.04.2013)
Просмотров: 1745 | Теги: 1970, История, СССР | Рейтинг: 0.0/0