Лейтенант Карелин заступил на ходовую вахту в 4.00. Эсминец шел открытым морем. Курс 90°, ход полный — 28 узлов *. Видимость отличная. Штиль.
В 5.00 командир корабля сошел в каюту отдохнуть. Его сменил старший помощник, который удобно расположился в кресле на правом крыле мостика.
Сначала Карелин не понял, что произошло. Еще несколько минут назад в предрассветной мгле то слева, то справа появлялись и исчезали огни встречных судов. И вот этих огней нет. Вокруг сплошная молочная пелена. Корабль вошел в полосу густого тумана.
Первое дело — сбавить скорость. Обе ручки машинного телеграфа переведены на малый ход. Скорость по лагу упала до 14 узлов. Команда сигнальщикам: «Качать подачу туманных сигналов». Приказание радиометристам: «Включить навигационный радиолокатор».
На затемненном экране, похожем на экран телевизора, характерные черточки — отметки от множества судов, которые в разных направлениях идут в тумане по своим маршрутам. Можно продолжать спокойное плавание... Если бы не одно пустячное на первый взгляд обстоятельство: направление на одну из черточек все время остается постоянным.
К счастью, Карелин хорошо знал, что предвещает такое постоянство. Это сигнал о том, что происходит сближение вплотную. Возможно столкновение! Какое-то судно, не обращая внимания на туманные сигналы (сейчас радиолокатор есть почти на каждом корабле) идет на явную гибель. Еще несколько минут — и острый нос эсминца, как нож в масло, войдет в борт незадачливого мореплавателя.
А может?.. Карелин слышал о том, что капиталисты-судовладельцы иногда специально устраивают столкновения судов, чтобы получить за свою старую, проржавевшую посудину солидную страховую премию.
Лейтенант отдал несколько коротких команд. В постах корабля началась быстрая и четкая работа. Уже через минуту после появления опасного объекта боевой информационный пост доложил: «Курс цели 11 градусов, скорость 10 узлов». Получены были эти цифры довольно просто. По данным радиолокатора место судна наносится на карту. Получается одна точка. Затем, через минуту, так же —> вторая. Направление из первой точки на вторую и есть курс судна.
Путь судна между точками, деленный на время хода от первой точки до второй, дает его скорость. В нашем случае путь судна за 1 минуту был равен примерно 310 метрам. Скорость судна= 310
1 = 310 метров в минуту = 18,5 километра в час
(10 узлов). Тем временем штурман рисовал на карте схему действий корабля и судна в тумане. Вот в верхней части рисунка эсминец. Он идет курсом 90 градусов (видите отметку курса на шкале компаса?). В нижней части рисунка под курсовым углом 45 градусов к курсу эсминца в расстоянии трех километров судно, идущее на столкновение курсом 11 градусов. Видно, что направление на него все время остается постоянным.
Вахтенный офицер рассчитал угол упреждения судна, ведущий к сближению вплотную, по т'ой же формуле, которую в свое время использовал командир космического корабля: угол упреждения = скорость эсминца
скорость”судна х sin курсового угла = 14 = sin 45°=1Д6Х0,71 = 0,825. Угол упреждения равен 56°.
Посмотрите на шкалу компаса у судна. Между его курсом и направлением на эсминец действительно 56°. Значит, тревога лейтенанта была не напрасной. И времени осталось совсем мало. Вот знакомая формула:
время сближения =
начальное расстояние
— скорость эсминцаХсоэ кур. уг.+скорость суднаXcos уг. упр. —
3 3 3
— 26X0,71+18,5X0,56 — 18,5+10,4 — 28,9 — 0,1 часа—6 мин-
Еще шесть минут — и...
Следует команда рулевому: «Лево на борт, курс семьдесят градусов!»
Лейтенант Карелин решил так вот почему.
Ему необходимо было повернуть корабль на безопасный курс. Этот курс должен быть таким, чтобы судно ни при каких обстоятельствах не смогло сблизиться с эсминцем вплотную. Можно, конечно, просто отвернуть от судна, оставив его за кормой, и, воспользовавшись преимуществом в скорости (14 узлов против 12), уйти. Но стоит ли уходить так далеко от своего курса, ведь нельзя забывать и о задании, которое выполняет корабль. Нет ли лучшего решения?
И Карелин лучшее решение нашел. Попробуем сделать это и мы. Присмотримся к формуле угла упреждения.
скорость эсминца
Sin угла упреждения = ~ор“-судна Xsin курсового угла.
А что, если сделать получение этого угла упреждения, ведущего к столкновению, невозможным? Снова вспомним тригонометрию. Синус достигает своего наибольшего возможного значения, единицы, при угле 90 градусов. И больше ни при каких обстоятельствах стать не может. Посмотрим, как сделать, чтобы в первой части формулы появилась единица, а слева — соответствующий ей наибольший угол упреждения 90 градусов. Для этого достаточно, чтобы синус курсового угла стал равен: sin курсового угла = скорость судна скорость эсминца Тогда формула угла упреждения станет такой, как нам нужно: скорость эсминца скорость судна
sin угла упреждения = X =1
* р скорость судна скорость эсминца и угол упреждения равен 90°, то есть наибольшему возможному значению.
Чему же равен тот заветный курсовой угол, при котором это происходит? Формулу мы уже получили, теперь подставим цифры:
скорость судна 12
sin курсового угла= скор^ьТсминвд = ~Н =0’857’ а сам курсовой угол равен 60?.
Теперь если эсминец отвернет от судна так, что оно окажется у него на курсовом угле, большем 60 градусов, то дальнейшее увеличение угла упреждения станет невозможным и, следовательно, сближение вплотную будет исключено, что бы судно ни делало! Вот откуда появился курс эсминца 70 градусов. Ведь при нем курсовой угол = 65° = 60°+5°, то есть немного больше расчетной величины. Все это видно на рисунке. Выход из критического положения найден. Кстати, этот наибольший курсовой угол, при котором еще возможно сближение вплотную, так и называется: критический курсовой угол.
Весь эпизод занял не больше времени, чем потребовалось читателю, чтобы о нем узнать.
«5.47. Отвернули на курс 70°. Уклонились от сближения вплотную с неопознанным судном», — записал Карелин в вахтенный журнал.
Не всегда, однако, маневр нужен лишь для того, чтобы сблизиться вплотную или избежать такого сближения. | |
Просмотров: 530 | |