Польза научного знания столь велика, значение его в жизни общества и каждого из нас столь огромно, что, казалось бы, у него не должно быть врагов. Есть, однако, у науки один давний противник. Это — религия, религиозное мировоззрение. Успехи науки неразрывно связаны с борьбой против религиозных вымыслов. Неизмеримо поднялся общий уровень знаний, культуры нашего народа за годы Советской власти. Вместе с тем в сознании части советских людей все еще сильны религиозные суеверия, которые тормозят научный и социальный, прогресс. Подобно сорнякам, они цепляются за ноги идущих вперед, принижают разум человека, внушают ему неверие в собственные силы, делают его покорным рабом вымышленных богов.
Религия поддерживает в сознании людей многие очень вредные традиции и взгляды, представления далекого прошлого, чуждые нашему обществу. Религиозная идеология — в любых видах, в любых формах — тянет человека назад, воспитывает в нем не свободного человека, гордого своими знаниями, своими успехами в труде, а «земного червя», человека, далекого от коллектива, который бродит по темным закоулкам древних суеверий, не живет полнокровной жизнью свободного труженика нашей страны. Против религиозных предрассудков восстает разум, их опровергает наука, они противоречат всей нашей практике, всему опыту человечества.
Все религии антинаучны по своему существу. Отрицая научное объяснение мира, закономерное развитие природы и общества, религия во всех случаях апеллирует к богу, считая его творцом вселенной, объясняя все происходящее вокруг нас «божественной волей». Но если в извечном споре между наукой и религией научное знание доказывает свою правоту, прибегая к единственно верному критерию истины — практике, то религия не может привести никаких доказательств правильности религиозных представлений. И в этом нет ничего удивительного. Ведь религиозные представления — это плод человеческой фантазии. А практика, естественно, не может подтвердить истинность того или иного фантастического измышления. Поэтому проповедники религии требуют от верующих принимать все, что написано в «священных» книгах, все, что проповедуется в церквах и мечетях, в костелах и молитвенных домах, в синагогах, только на веру, не делая попыток понять смысл религиозного вероучения.
Вполне понятно, что духовенство не может не замечать величественных достижений науки, небывалого технического прогресса, тем более что научные открытия наносят удар за ударом по религиозному мировоззрению. Если еще несколько столетий назад церковники могли открыто выступать против науки, делать все возможное, чтобы приостановить ее победное шествие, если они могли бросать ученых в тюремные казематы, сжигать передовых мыслителей на кострах, то в наше время положение изменилось. Слишком очевидны для людей научные достижения, чтобы можно было голословно отвергнуть их, чтобы можно было их отрицать. Это заставляет служителей религии по-иному подходить к научным достижениям, вырабатывать новую тактику в отношении религии к науке.
В выступлениях современных религиозных проповедников можно услышать о том, что религия вовсе не противоречит научному знанию, что данные науки находятся в полном соответствии с истинами веры. Один из современных православных богословов, профессор Ленинградской духовной академии Л. Парийский, на страницах «Журнала Московской патриархии» обосновывал эти утверждения тем, что и Библия, на которой основывается религия, и природа, на которой основывается наука, написаны богом, а стало быть, они не могут противоречить друг другу, как произведение одного и того же автора. Нужно ли говорить, как наивны подобные аргументы, к которым прибегают богословы, стремящиеся утвердить еоюз веры и знания.
Так же несостоятельны попытки разделить сферу познания надвое и утвердить «сосуществование» науки и религии. Как утверждает тот же православный богослов, «христианская вера и наука имеют каждая свою особую область, особые цели и относятся к особым сторонам духовной деятельности. Поэтому сопоставлять их в том смысле, насколько они противоречат друг другу или исключают друг друга, нельзя. Они существовали, существуют и* будут существовать совместно».
Проповедники религии беззастенчиво фальсифицируют факты, искажают действительное положение вещей. Они стремятся сохранить для религии хотя бы некоторые сферы жизни, закрыв в них доступ научному знанию. На словах ратуя за научный прогресс, они на деле принижают значение науки для человеческого общества, ограничивая области, доступные научному исследованию. Автор переведенной на многие языки книги «Где правда?» иезуит Леллот заявляет, что науке следует дать «место в нашей жизни, очень широкое, но не первое»* «Не будем делать из нее кумира,— пишет он,— ибо наука недостаточна ни для того, чтобы жить, ни для того, чтобы направить нашу жизнь, ни даже, чтобы правильно мыслить».
С помощью подобных утверждений богословы пытаются убедить верующих в том, что истины науки недостаточны. Наряду с ними должны существовать и истины религиозной веры. Это обусловливает сосуществование науки и религии. При этом проповедники религии, чтобы примирить веру и знание, часто прибегают к помощи старой теории «двойственной истины». Теория эта не изобретение современных богословов. Она имеет многовековую историю. В период средневековья ее использовали многие передовые мыслители, чтобы высвободить науку из пут религии, дать ей возможность развиваться независимо от религии.
В настоящее время теория «двойственной истины», взятая на вооружение церковниками, играет совсем иную роль. Служители религии используют ее для защиты религии, отступающей под натиском науки. В то же время, допуская сосуществование веры и знания, они заявляют, что «вера выше знания», религия выше науки, ценнее.
В этих утверждениях раскрывается истинное отношение проповедников религии к научному знанию. Они готовы признать науку только тогда, когда она, по их мнению, не затрагивает основ религиозного вероучения. Если же она явно противоречит религиозным домыслам, то приоритет признается за религией. В то же время богословы, доказывая бессилие науки объяснить многие явления жизни, спекулируют на еще не решенных учеными вопросах, на трудностях научного исследования. Так, например, наука еще не до конца познала механизм многих явлений человеческой психики. Защитники религии сразу же пытаются объявить душевный мир человека непознаваемым, а попытки ученых проникнуть в его тайны бесплодными. Однако мы знаем, что наука идет вперед гигантскими шагами. Проблемы, которые сегодня не решены, будут решены завтра. | |
Просмотров: 570 | |