Некоторые богословы, обращаясь к верующим, рассуждают и так: разве не говорят сами ученые о том, что в истории развития научных знаний немало заблуждений, ошибочных выводов! То, что еще вчера в науке принималось за истину, сегодня считается уже недостоверным. Не говорит ли все это о том, что в науке нет ничего точно установленного, достоверного?
Так или примерно так рассуждают многие защитники религиозной веры. Только в вере истина, говорят они, а вся история науки — история заблуждений. Об этом стоит поговорить несколько подробнее.
Прежде всего, нельзя выдавать историю развития научных знаний за историю различных ошибок и заблуждений. Люди, которые так думают, либо просто не понимают, как развиваются наши знания, либо сознательно пытаются исказить действительную картину. Ученые на самом деле отбрасывают устаревшие положения и все более приближаются к истине. Но при этом не происходит отрицания всех старых знаний. Отбрасывается лишь то, что оказалось в старом знании ошибочным, не совсем точным.
Знания, добытые наукой, беспрерывно уточняются, расширяются, углубляются. Старые знания во многом подтверждаются новыми, совершенствуются, становятся все более полными, более точными.
Таков путь развития науки. Чтобы показать это, можно привести множество примеров.
Около 2500 лет назад в Древней Греции родилось материалистическое учение об атомах как «кирпичиках мироздания». Все тела природы состоят из мельчайших частиц. Атомы вечны, неизменны, неделимы. Они отличаются друг от друга своей величиной и формой. Так говорили ученые прошлого.
С развитием науки атомистическое учение становилось все более развернутым, все более обоснованным. В прошлом веке было установлено, что в мире существует несколько десятков (около ста) разновидностей атомов; атомы отличаются не только своим весом, размерами, но и химическими свойствами, то есть способностью вступать в различные химические соединения с другими частицами.
Затем в конце XIX и начале XX века наукой было открыто, что атомы совсем не так неизменны, как думали раньше. Были обнаружены так называемые радиоактивные атомы, которые со временем разрушаются. Оказалось также, что атомы можно разделить, поскольку они состоят из других, еще более мелких частичек вещества — электронов, протонов, нейтронов.
Физики доказали также, что материя существует не только в виде мельчайших частиц — атомов, .молекул, протонов, электронов и др. Материя существует и в форме полей различных видов. Одно из них — электромагнитное, которое создается движущимися электрическими зарядами. Периодические изменения этого поля рождают электромагнитные волны, распространяющиеся в пространстве. К ним относятся, например, световые и рентгеновские лучи. Значит, свет материален, как и многие привычные для нас предметы и явления.
Таким образом, учение об атомах за долгие века развития науки претерпело много изменений. Но эти изменения не отвергали само учение, а лишь дополняли, углубляли его все новыми и новыми знаниями. Старые знания соответствовали уровню развития жизни, науки и техники. Ученые прошлых веков, скажем древние атомисты, не могли исследовать недра атомов, чтобы установить их внутреннее строение. Для этого у них не было ни научных, ни технических возможностей. Ученые древнего мира заложили лишь основы атомистики, которые оказали огромное влияние на развитие всей науки о строении вещества.
И так развивается любая наука. От первых, еще далеко не полных и не точных знаний она постепенно идет к тому, что наши знания о том или ином явлении природы становятся все глубже, вернее, шире. В этом сказывается не бессилие науки, а ее сила. Наука не боится отбрасывать устаревшие представления. Это религия предлагает людям упорно держаться за старые, давно опровергнутые взгляды.
Сила же науки в том, что она опирается на практику всего человечества, проверяется этой практикой, и потому ее знания в основе своей достоверны. В отличие от религии, в основе которой лежит слепая вера в то, что написано в «священных» книгах и не может быть доказано, наука опирается на факты, на опыт, наблюдение, на всестороннее изучение явлений природы и общественной жизни. Каждый научный вывод строго проверяется и доказывается.
Наука не говорит нам: вот вам полная, законченная картина мира, в которой все ясно и уже ничего нельзя прибавить и изменить, природу дальше не нужно изучать. Так говорит религия, которая хочет остановить познание мира человеком. Нет, говорит наука, в природе многое еще не познано, многое мы знаем еще недостаточно полно. Процесс познания бесконечен.
Характер научного познания окружающего нас мира таков, что любые знания приобретаются отнюдь не сразу, а по частям. Но они все больше, все точнее отражают действительность, и тем самым разоблачают религиозные представления об окружающем нас мире. | |
Просмотров: 504 | |