Законы материалистической диалектики показывают нам, как происходит развитие в природе и человеческом обществе, каким путем в процессе этого развития рождается новое, более сложное, более совершенное и организованное.
Но рассматривая вопрос о том, как религия объясняет природу и происходящие в ней явления,* мы должны выяснить еще одно очень важное обстоятельство: возможны ли в природе чудеса?
О каких чудесах идет речь? Слова «чудесный»; «чудеса» мы произносим часто. Стоит хорошая погода, и мы называем ее чудесной. Чудесами величают выдающиеся достижения современной техники. Чудесным нередко нарекают такое явление природы, которое Изумляет нас своей необычностью. Однако прямое значение слова «чудо» иное. Представьте себе невероятный случай: за осенью вдруг наступило снова лето. Это было бы чем-то совершенно необычным, сверхъестественным, противоречащим законам природы. Вот такое явление и было бы чудом.
Каждый скажет, что в жизни так не бывает и не может быть. За осенью всегда следует зима, а не лето. Это закон природы. Однако именно такие, то есть неожиданные, необъяснимые, явления лежат в основе религиозного учения. Рассказами о чудесах полны «священные» книги. Отними у религии веру в возможность чудес--и нет самой религии. На вере в чудесное паразитируют все суеверия, рожденные человеческой фантазией—от страха перед судьбой до наивной приметы о черной кошке, перебежавшей дорогу. И самое характерное тут — слепая вера, отсутствие стремления разобраться в необъ-ясненном, увидеть в нем обычное и понятное.
Все, кто стремится увидеть в мире «потусторонние» явления и силы, кто делить мир на познаваемый и непознаваемый, утверждают, что чудо — это проявление всемогущества божественных сил. «Кто не верит в чудо,— говорит западногерманский протестантский богослов Ф. Беттекс,—тот должен выйти из церкви и не должен называть себя христианином».
В религиозных книгах повествуется о многочисленных, ниспосланных с неба чудесах, которые якобы совершались по «воле божьей» — либо самим богом, либо некоторыми его избранниками. В одной из библейских легенд рассказывается, например, о том, как пророк Моисей взмахом руки заставил расступиться море, чтобы люди смогли перейти по его дну на другой берег.
Если бы верующему сказали, что в наше время нашелся человек, который одним взмахом руки заставил море отступить от берега, то можно не сомневаться, что он ответил бы: «Не может этого быть!» Но когда о таком же невероятном явлении говорится в Библии, многие религиозные люди почему-то верят в вымысел.
А ведь рассказов, подобных истории с пророком Моисеем, в религиозных книгах великое множество. По существу, все такие книги составлены из описаний различных чудес. В них рассказывается и о вознесении людей на небо, и о воскрешении мертвецов, и о многих других невероятных, сверхъестественных делах, совершенных по воле бога.
В Библии есть рассказ о еврейском полководце Иисусе Навине: «Иисус воззвал к господу в тот день, в который передал господь бог Амморея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были перед лицом сынов израилевых, и сказал перед израильтянами: «Стой солнце над Гаваоном и луна над долиной Айалонской!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге праведного: стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который, господь так слушал бы гласа человеческого. Ибо господь сражался за Израиля».
Как же можно этому верить? Ведь для того, чтобы солнце «остановилось на небе», необходимо, чтобы остановилась в своем вращении вокруг оси Земля. Как известно, движение солнца по небосклону — с востока на запад — только кажущееся, благодаря тому, что Земля наша вращается вокруг своей оси в направлении с запада на восток. Скорость этого вращения очень велика: на экваторе она достигает 1700 километров в час. И если допустить, что такое невозможное в природе явление произошло бы, оно привело бы к страшной катастрофе, к гибели людей на всем земном шаре.
А чего стоят другие библейские рассказы о чудесах! В Книге царств можно прочесть, например, о том, как бог помог одной бедной вдове продовольствием. Посланный богом пророк Илья сказал ей: «...Мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда господь даст дождь на землю». И дальше Библия уверяет, что все вышло по слову божию: «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову господа, которое он изрек через Илию».
Этот рассказ так же невероятен, как и вымысел о солнце, остановившемся на небе.
Столь же невероятны рассказы о чудесах в Коране, «священной» книге мусульман. В ней, например, серьезно повествуется о том, как однажды Мухаммед снял с неба луну, пропустил через рукава своего халата и снова возвратил ее на небо. Надо ли говорить, что только человек, который ничего не знает о луне, мржет допустить мысль о возможности такого чуда.
Нелепость многих и многих чудес, якобы совершенных когда-то по воле бога, очевидна и самим проповедникам религии. Поэтому они говорят верующему человеку: не размышляй, не сомневайся, а слепо верь всему, что написано в Библии.
«Отцы церкви», видя, что призыв к слепой вере в библейские нелепости помогает мало, прибегали к более действенным м.ерам. Так, в 1870 году в постановлении Ватиканского собора католической церкви было записано: «Тот, кто утверждает, будто чудес не может быть и, следовательно, все рассказы о чудесах, даже те, что содержатся в священном писании, должно рассматривать как басни или мифы; что в подлинности чудес нельзя с уверенностью убедиться, и происхождение христианской религии не может быть ими достаточно убедительно доказано,— да будет предан анафеме!» | |
Просмотров: 629 | |