Весь опыт человечества показывает: мир живет по законам развития материи; в нем есть и необходимость, и случайность, но нет принципиально необъяснимых вещей, нет того, что выходит за рамки самой природы. Каким бы сказочным, диковинным, на первый взгляд необъяснимым ни казалось человеку то или иное явление природы, наука показывает: оно естественно и закономерно. Естественно— ибо оно порождено развитием природы — материи. Закономерно—поскольку оно определенным образом связано с другими явлениями и процессами, имеет свои определенные причины и следствия.
Значит, и чудо, если уж оно случилось, может быть объяснено причинными связями. Ну, а раз это так, то выходит: оно и не чудо.
Нельзя забывать еще одного существенного обстоятельства: взгляды наши на мир и «чудеса» в нем определяются общим уровнем развития науки и культуры. Например, сто лет назад природа сновидений была скрытой за семью печатями, а гипноз не находил никакого «разумного» объяснения. И тогда эти проявления нашей психики относились к разряду устойчивых чудес. Проходит время, наука говорит свое слово, и чудо теряет ореол необъяснимости, перестает быть самим собой.
Стоит вспомнить историю создания даже столь простой (теперь!) вещи, как обычная запись звука на граммофонную пластинку. Изобретенная Эдисоном, она поначалу демонстрировалась, как первоклассное чудо, в цирках. На афишах фонограф характеризовался не иначе, как «необъяснимая загадка природы».
Многое и многое из того, что удивляло нас в прошлом, казалось бесспорно чудесным, стало теперь обычным, естественным.
История науки знает множество примеров, когда терпели поражение люди, ставившие границы познанию. Можно вспомнить французского философа-идеалиста О. Конта, который убежденно писал, что человек никогда не узнает химический состав раскаленных небесных тел, подобных Солнцу, не определит их температуру. Ведь какой бы чудесный летательный аппарат ни изобрели люди, на нем все равно нельзя будет даже приблизиться к поверхности Солнца и звезд, а не только совершить на них посадку и взять образец звездного вещества для анализа. Казалось бы, какой убедительный довод! Однако прошло немного лет, и человек нашел пути приблизиться к поверхности раскаленных небесных тел. О химическом составе небесных тел нам рассказали лучи света.
Понимая, что открытой борьбой против науки в наш век можно лишь оттолкнуть людей от религии, церковники ищут ныне всякие обходные пути, чтобы спасти чудеса. Многие проповедники религии внушают, например, сейчас такую мысль: в окружающем нас мире беспрерывно совершаются по воле бога чудеса. Только если раньше эти чудеса бог являл через святых, то теперь он совершает их через врачей, инженеров, ученых...
Богословы пытаются также представить дело так, будто чудеса вовсе не являются нарушением закономерностей природы. Напротив, они-де совершаются в строгом соответствии с установленными богом закономерностями. «В своих чудодеяниях бог только использует их со всей присущей ему мощью»,— говорят они. Чудо — это не сверхъестественное, а только сверхмощное (в отношении человека) явление. Открытия науки, дескать, только помогают нам обнаружить подчиненность чудесных явлений естественным законам.
Цена подобных наукообразных объяснений невелика: в них нет ничего, кроме словесных ухищрений. Нет, уж если мы признаем науку, то вместе с тем неизбежно отвергаем все религиозные домыслы о чудесах. Примирения между наукой и религией быть не может, в какие бы «научные» одеяния она ни рядилась. Наукообразная форма религии, в сущности, ничем не отличается от ее самой грубой формы. «Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, верят в наития, откровения, спасителей, чудотворцев, и лишь только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же просвещенную, философскую»,— писали по этому поводу Маркс и Энгельс.
Настойчиво, терпеливо изучая природу, исследуя причинные связи ее многообразных явлений, проникая в суть их, наука находит первопричины, открывает объективные законы, по которым живет природа, опровергает домыслы и догадки суеверного ума. Каким бы сказочным, диковинным и необъяснимым на первый взгляд ни казалось нам то или иное явление природы, оно естественно и закономерно, как все в окружающем нас мире. Его может объяснить наука.
Все это хорошо, скажет нам человек, еще не убежденный в правоте науки и ложности религии, а как же все-таки можно объяснить многие загадочные явления? Ведь некоторые из них по-настоящему поражают своей необъяснимостью!
Что ж, попробуем вместе с верующими присмотреться повнимательнее к тем «чудесам», которые еще и в наши дни пугают их своей таинственностью, наводят на размышление о «потусторонних» силах. | |
Просмотров: 650 | |