Религия и суеверия в контексте атеизма и науки

Дорогу перебежала черная кошка — быть неприятности. Разбилось зеркало — большое несчастье. Прощаться через порог — поссориться... Кто не знает этих суеверных примет, пришедших в наш век из далеких-далеких времен. Уже давно забыты причины, вызвавшие их к жизни, а нелепое суеверие все живет. Оно таится где-то в нашей памяти и вылезает наружу часто даже помимо нашей воли. Из поколения в поколение передаются и закрепляются в сознании эти предрассудки. Недаром говорил К. Маркс: традиции всех мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых! Почему же это происходит? Почему люди до сих пор верят во что-то, явно нелепое, отвергаемое нашим разумом, наукой, рожденное когда-то страхом и невежеством?

 

На этот вопрос нет однозначного ответа. Причин тут несколько. Вот одна из них: избирательность нашей памяти. Десятки и сотни раз мы наблюдаем, как дорогу перебегает черная кошка. У нас мелькает и тут же забывается мысль о смешной примете. И действительно, ничего неприятного не происходит. Но вот по «законам случайного» (а такие законы в математике существуют) после одной из встреч с четвероногим «носителем зла» у человека происходит какая-то неприятность. И тут его память услужливо напоминает: перед этим была черная кошка! Теперь, если человек склонен к суевериям, если он верит в сверхъестественное, его уже трудно убедить в том, что единственный случай такого совпадения не говорит ни о чем. Он хорошо запомнил — на многие годы! — этот единственный случай и совсем забыл все остальные, подобные.

 

Каждый человек может на собственном жизненном опыте убедиться в справедливости сказанного.

 

Можно с уверенностью сказать и о том, что отдельные совпадения — по месту и времени — двух различных событий давали в прошлом начало многим суеверным приметам.

 

Вот еще одна из причин живучести суеверных предрассудков: незнание их происхождения. Стоит узнать историю зарождения многих старинных поверий, и вы увидите, что в них нельзя верить, не унижая самого себя!

 

Знаете ли вы, например, откуда пошла примета «встретишь в лесу зайца — не к добру»? С тех времен, когда наши далекие первобытные предки, подобно маленьким детям, верили, что у многих зверей и птиц можно позаимствовать нужное человеку качество — храбрость, зоркость и т. д. Каким образом? Очень просто: съешьте, например, глаза орла, и вы будете таким же зорким, как орел. Вот с этим наивным убеждением и связана примета, которая живет и сейчас: встретить зайца не к добру — он может передать человеку свою «трусость»; как известно, заяц издавна считается трусливым животным (хотя, к слову сказать, это убеждение, бытующее в народе, ошибочно). Не зная закономерностей в природе, не видя действительной внутренней связи между различными ее явлениями, люди часто искали ее по внешнему сходству, по совпадению во времени. Благодаря этому возникли самые неосновательные приметы. Например, если встретишь кого-либо с полным ведром, то жди «полноты», то есть удачи; а если встретишь человека с пустыми ведрами, будет тебе «пусто», жди неудачи. Разве можно всерьез верить в подобные приметы?!

 

Во многих областях нашей страны известна такая забавная примета: если вечером, когда пастух гонит в деревню коров, впереди идет красная корова, то завтра будет ясный день, если же идет черная — ненастье. И здесь мы встречаемся с тем же чисто внешним сходством явлений: красная корова соответствует красному, то есть солнечному, дню, а черная — пасмурному, темному.

 

Иногда подобные приметы возникали благодаря простому сходству в звучании совершенно различных по своему смыслу слов: разлить чай — к нечаянности, увидеть во сне печь — к печали.

 

А вот приметы, которые возникли когда-то в результате определенных экономических условий жизни, но теперь уже давно потеряли свой первоначальный смысл. Вы, конечно, слышали такое выражение: рассыпать соль — к ссоре. На первый взгляд кажется совершенно непонятным, какая может существовать связь между рассыпанной солью и ссорой? Но, оказывается, в прошлом такая связь была. Лет триста — четыреста назад во многих странах, в том числе и у нас, на Руси, соль ценилась очень дорого. Поэтому рассыпанная соль действительно могла привести к ссоре.

 

«Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать», «правая ладонь чешется — получать деньги, левая — отдавать» — откуда идут эти смешные суеверные приметы? Происхождение их связано с древним представлением о том, что у каждого человека есть два духа:               «ангел-хранитель» и «бес-искуситель», причем

 

первый находится всегда около человека с правой стороны, а второй — с левой. Вот почему суеверные люди и считают все, что находится слева, «от лукавого», приносящим неприятности.

 

Суеверие, связанное с разбитым зеркалом, откуда оно? Не зная законов отражения света, первобытный человек не мог понять, как возникает его изображение в спокойной воде. Он верил в потусторонний мир и думал, что видит своего двойника, свой дух. Позднее, когда появились зеркала, люди стали думать, что разбить зеркало — значит убить своего двойника, то есть повредить самому себе. А когда человечество стало грамотнее, разобралось во многих и многих тайнах природы, это суеверие несколько преобразилось: разбить зеркало стало означать смерть кого-то из близких.

 

Так есть ли хоть малейшие основания верить столь безосновательной примете?!

 

Когда-то наши предки верили в домового и полагали, что он живет под порогом и может обидеться и наказать тех, кто над его ухом разговаривает. Вот вам и готова суеверная примета.

 

Не менее дремуча примета с черной кошкой. Она связана с верой древних людей в «оборотней». Они верили в то, что на свете существуют ведьмы и черти, которые будто бы любят оборачиваться в кошек. Ну а раз человеку перебежит дорогу сам черт, то уж, конечно, нечего ждать добра.

 

Но почему именно черная кошка? А потому, что с черным цветом, с темнотой наши далекие предки не без основания связывали многие неприятности их жизни. Темная ночь, темная пещера, темный лес — все это грозило опасностью, скрывало злых духов, хищных зверей. С тех далеких времен так и повелось: черный цвет стал как бы символом зла, коварства, опасной неизвестности... Отсюда пошли суеверные представления и о черной вороне, как зловещей птице, и о людях с недобрыми черными глазами, и о бедной черной кошке, «приносящей несчастье».

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (10.01.2019)
Просмотров: 580 | Рейтинг: 0.0/0