В наше время суеверия отживают свой век. Однако известен случай, когда суеверная примета возникла и распространилась сравнительно недавно. Невольным автором ее стал английский поэт С. Кольридж. В 1798 году он написал ставшую широко известной «Поэму о Старом моряке». В ней рассказывается о том, как мореплаватель убил стрелой большую морскую птицу — альбатроса-скитальца и этим навлек беду на свой корабль. Поэма и породила ни на чем не основанное суеверие.
Среди предрассудков, бытующих у моряков с давних времен, нет никаких намеков на то, что убийство альбатроса грозит несчастьем. В истории мореплавания известно немало случаев, когда моряки питались мясом убитых альбатросов. Многие матросы, заплывая в прошлые века в воды южного полушария, занимались, часто ради забавы, «уженьем» альбатросов — при помощи большого крючка и куска мяса. Но вот появилась поэма Кольриджа, и люди стали верить новой примете. Не так давно она даже послужила причиной забастовки английских моряков. В Ливерпуле отказались работать матросы грузового судна «Кэлпин стар», которое доставило из Антарктики различных птиц для зоопарков Европы. Среди них находился альбатрос-скиталец. Рейс был тяжелым для моряков. Штормы сильно потрепали судно. А вскоре после того, как оно зашло в порт, альбатрос околел. Причиной его смерти была колбаса, которую дал птице один из матросов. Несмотря на это, суеверные члены команды отказались плыть в обратный рейс. Они заявили, что альбатрос был злым духом корабля и теперь, поскольку он на нем погиб, надо ожидать еще больших бед.
Эта история убедительно показывает, как рождаются предрассудки даже в наше время. Но они находят благодатную почву только в среде тех, кто уже заранее, всем строем своего миропонимания, готов поверить в сверхъестественное, потустороннее.
Если для человека окружающий его мир материален и только материален, если он стократно убежден в том, что все происходит в природе по законам развития материи, если, наконец—и это главное,— сам образ мышления человека не допускает ничего мистического, ненаучного, такой человек не может быть суеверным.
Если же он суеверен, то как немного порой требуется человеку, чтобы вовсю разыгралась его фантазия! Если в своем сознании он заранее готов встретиться с чертовщиной, то в окружающем мире для него всегда найдутся явления и факты, питающие мистически настроенный ум.
Часто бывает даже так, что человек не довольствуется тем, что ему «предскажет» та или другая примета. Он сам творит эти чудесные приметы с тем, чтобы с их помощью обеспечить себе удачу. Скажем, если нечаянно разбитая тарелка сулит человеку счастье, то почему бы ее не разбить сознательно? Суеверные люди так и поступают. Они бьют тарелки «на счастье». С этой же целью держат при себе предметы, «приносящие счастье», не встают с постели с левой ноги и т. д. и т. п.
Проповедники современных религиозных верований открещиваются от заблуждений суеверного ума. Это-де заблуждения дикарей, ложная вера, «вера всуе». Но это весьма похоже на тот случай, когда неблагодарный сын отказывается от своих родителей. Ведь у истоков всех современных религий стоят именно те представления о мире, которые породили суеверия, дожившие до наших дней, в том числе самые бессмысленные.
Напрасно богословы стараются отмежеваться от верований первобытных людей! Ведь многие остатки этих верований совсем нетрудно разыскать в Библии, увидеть в религиозных обрядах. Достаточно вспомнить ритуал христианского крещения: кому не известно, как много в нем от древней магии язычников?
Но главное даже не в этом, а в том, что сама действительность показывает нам теснейшую связь религии, как системы определенных идеалистических взглядов, с теми суевериями, которые человечество сохранило с дней своего младенчества. Тот, кто верует в бога, верит и в «чертову дюжину», и в вещую способность сновидений, он убежден в мистической связи многих явлений реальной жизни с чем-то необъяснимым, потусторонним...
В сознании религиозного человека мирно уживается современная вера в единого бога и мировоззрение дикаря, ибо в основе того и другого лежат одни и те же представления о природе — представления седой древности. И дело, конечно, не только в том, что суеверный (и религиозный!) человек забивает себе голову тяжелым грузом предрассудков. Суеверия мешают ему жить, подрывают уверенность в себе, порождают чувства бессилия перед «предопределенностью», перед роком.
Такой человек под влиянием веры в приметы нередко впадает в угнетенное состояние. Он перестает надеяться на свои силы, становится невнимательным, рассеянным, а это может привести и к тому, что примета «сбудется».
«Безобидная» вера в гадания, сны, суеверные приметы активно мешает воспитанию последовательно материалистических взглядов на мир — на природу, на общество, на его развитие, и в этом ее ощутимый вред для каждого из нас!
Наконец, можно вспомнить и большее: история знает множество примеров, когда самые вздорные суеверия приводили к страшным преступлениям. За века суеверные люди убили и сожгли много тысяч совершенно невинных людей только за то, что подозревали их в колдовстве, в «дурном глазе» и так далее. | |
Просмотров: 676 | |