Что же послужило причиной превращения древней человекообразной обезьяны в человека? Ответ на этот вопрос был дан Ф. Энгельсом в произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он показал, что главной, решающей причиной этого превращения явился общественный труд.
Человекообразные обезьяны жили в лесах, на деревьях. Здесь они часто сидели и передвигались в полу-выпрямленном положении. При этом их верхние и нижние конечности выполняли роль рук и ног: нижними конечностями обезьяны опирались на толстые сучья и стволы деревьев, а верхними обхватывали расположенные выше ветки и сучья. Несколько миллионов лет назад под влиянием изменившегося климата тропические леса, в которых жили наши предки, стали редеть, появились большие пространства, лишенные деревьев. Это, по-видимому, вынудило человекообразных обезьян спуститься на землю.
Не все обезьяны сумели приспособиться к новым условиям. Только наиболее приспособленные, выносливые постепенно освоили землю и приучились ходить на двух задних ногах, уже не опираясь на передние. Так создались условия, когда верхние конечности обезьяны стали превращаться в руки, при помощи которых можно было схватить палку, камень и использовать их как орудие защиты или как средство для добывания пищи. На первых порах эти обезьяны использовали только камни и палки, которые находили вокруг. Но затем они начали сами изготовлять первые орудия труда, заостряли камни, стараясь придать им нужную форму. От самых грубых, необработанных камней развитие шло уже к более сложным, более тщательно отделанным каменным орудиям. Так у человекообразных обезьян зародился неведомый миру животных труд.
Труд стал той основной причиной, которая выделила человека из царства животных. Это, по словам Энгельса, «...первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Совместный труд и порождаемое им общество начинаются с появлением производства орудий. Уже австралопитеки, как показывают раскопки их стоянок, постоянно использовали окружающие предметы для добывания пищи и обороны и даже подправляли и сохраняли естественные орудия. Но как могла эта деятельность превратиться в производство орудий труда? Ведь даже современный человек, если дать ему камни и предложить изготовить из них хотя бы простейшее орудие древнего человека, вряд ли это сделает. Почему же могли это делать полуобезьяны-полулюди? Из поколения в поколение накапливая опыт употребления примитивных каменных, костяных и деревянных орудий, они постепенно разбирались в их свойствах, и систематическая подправка постепенно превратилась в изготовление орудий. Переход к изготовлению орудий обезьянолюдьми был подготовлен, таким образом, не волей бога, а всей их жизнью. Что заставляло их изготовлять эти орудия? Главная причина этого — крайне суровая, полная опасностей жизнь. Изготовление орудий лучше обеспечивало успешность охоты, обороны, использование добычи, нежели случайные, неудобной формы палки и камни. Выживали те стада, которые быстрее становились на этот путь.
Уже простое употребление камней в качестве орудий должно было, как показали опыты многих ученых, привести к появлению осколков и отщепов, которые по своей форме и размерам были во многих отношениях более пригодны для разделки туш убитых животных, обработки дубин и т. д., чем крупные камни. Естественно, что частое использование таких осколков легко могло привести к намеренному раскалыванию камней. И действительно, осколки специально изготовлялись всеми первобытными племенами, известными на Земле.
Твердость, острота краев и углов некоторых камней (например, кремня) давали возможность обезьянолюдям применять их не только для охоты и разделки добычи, но и для подправки деревянных палок, костей, поскольку кость и дерево значительно мягче камня. Такое применение камня закономерно вело к производству одних орудий с помощью других. О возможности возникновения такого производства орудий труда говорят открытия в пещере Макапансгат. Там, в слое, находящемся сразу же над костями австралопитеков и животных, найдены гальки, края которых были подправлены последовательными, целенаправленными ударами. Ученые считают эти камни первыми искусственными каменными орудиями. О том же свидетельствуют орудия, найденные вместе с костями другого представителя древнейших людей — синджантропа, обнаруженного несколько лет назад английским ученым Лики в Восточной Африке.
Таким образом, первое качественное отличие зарождавшегося человеческого производства орудий от деятельности животных заключается в том, что только человек, пусть даже на самой первой стадии своего формирования, способен делать орудия с помощью других орудий.
Другая особенность человеческого производства орудий— изготовление сразу нескольких типов орудий из различных материалов: для охоты, обороны, разделки добычи, собирания. Это, несомненно, требовало от древнейших людей уже многих знаний о свойствах материалов и умения обращаться с ними. Конечно, этого нет ни у одного вида животных, в том числе и у австралопитеков. Интересно здесь то, что изготовление орудий не имело непосредственной связи с удовлетворением биологических потребностей производивших его индивидов. Чтобы изготовить такое простейшее каменное орудие, как ручное рубило, которым можно было разрубать туши, обрабатывать дерево и кости и т. д., нужно было, прежде всего, подобрать два камня подходящих размеров и свойств. Один из них служил первобытному мастеру для обработки другого камня (обычно кремня), который должен был легко раскалываться на куски с острыми и твердыми краями. Изучение стоянок первобытных людей показало, что они приносили такие камни издалека, заготавливали их впрок, тогда как высшие обезьяны даже в опытных условиях не запасают несъедобных предметов.
Какая же сила заставляла изготовлять эти орудия? Ответ надо искать в еще одной важной черте зарождавшегося производства — в его общественной сущности. Именно общая нужда стада в орудиях охоты, обороны, разделки добычи заставляла отдельных его членов браться за изготовление простейших орудий труда определенного назначения. Это не могло не повлиять, и притом самым решительным образом, на все их поведение. Оно все больше и больше приобретало общественную природу, ибо члены стада все больше должны были руководствоваться в своих действиях не личными, а общественными потребностями и интересами. Тем сдмым они постепенно становились людьми.
Прямая походка и труд постепенно изменили организм наших обезьяноподобных предков. Верхние конечности обезьян под воздействием труда превратились в руки человека, способные производить многообразные трудовые операции.
В труде развивалось сознание человека, накапливались представления о свойствах окружающих предметов, от полуинстинктивных форм труд развивался к сознательной деятельности.
Труд привел и к возникновению членораздельной речи. Занимаясь совместным трудом, охотой, первобытные люди стали нуждаться в средствах общения. Возникла необходимость что-то сказать друг другу в процессе труда. Членораздельная речь вместе с трудом преобразовала мозг обезьяны в мозг человека. Обезьянье стадо превратилось в человеческое общество.
Мы уже говорили о том, как было встречено церковниками всех мастей эволюционное учение Дарвина. Они не допускали самой мысли о естественном происхождении человека. Однако научные данные, все новые находки ископаемых останков наших древних предков самым убедительным образом доказывали: человечество вышло из мира животных. Теперь богословам уже трудно защищать свою сказку об Адаме и Еве. Они пытаются как-то примирить ее с наукой.
Защитники религии нашли этот новый путь, который, по видимости, не противоречит науке и в то же время сохраняет бога. Возможно, говорят богословы, человек и произошел от обезьяны, но как это случилось? И отвечают: обезьяны превратились в людей только после того, как бог дал этим животным человеческую душу — бессмертное духовное начало, сущность которого якобы непознаваема и божественна.
Так защитники религии пытаются спасти догму о божественном происхождении человека. И понятно почему. Среди явлений живой природы, пожалуй, нет более сложных, чем явления, связанные с нашей психической, душевной деятельностью . («психэ» по-гречески значит душа). Очень долгое время психическая деятельность человека была неизведанной областью, «белым пятном» в науке. Поэтому именно здесь мы встречаемся со множеством самых различных суеверий, порожденных когда-то незнанием. Но теперь многие и многие психические явления для науки уже не загадка. Как и все в природе, они находят свое естественное, научное истолкование. | |
Просмотров: 3677 | |