Много поколений крестьян верили в то, что урожай зависит от бога: что пошлет господь, то и будет. Что делать, если, скажем, нет дождя, если хлеб гибнет? Только одно: совершать колдовской обряд — служить молебен. А не поможет молитва,— значит, отвернулся бог от людей, прогневался на них, надо еще больше молиться, надеясь на милость божью. Гибнет по непонятной причине скот — и тут остается одно: молить бога о милости.
Но, как ни молились люди — усердно или неусердно, верили или не верили,— бог посылал на их поля недород, наказывая и «праведников», и людей, «погрязших в грехах».
Известный атеист, популяризатор научных знаний И. И. Скворцов-Степанов в своей брошюре «Мысли о религии», вспоминая о жизни крестьян в царской России, приводит интересное рассуждение о том, как бесполезны религиозные молебствия. В некоторых поволжских губерниях, пишет он, рядом с православным христианским населением живут мусульмане и буддисты: татары, киргизы, калмыки и т. д. Наблюдения, проводившиеся в течение многих лет, показали, что в соседних волостях ежегодно выпадает почти совершенно одинаковое количество дождя и снега и происходит одинаковое количество опустошительных бурь и градобитий. Следовательно, молятся или не молятся люди, совершают свои обряды на христианский, мусульманский или буддистский лад, природа остается к этому совершенно равнодушной.
Не ясно ли, что дождь и засуха не зависят от того, молятся люди богу или нет, что любые молебствия не оказывают никакого влияния на погоду?
Столетиями жизнь тружеников деревни, их пропитание очень во многом зависели от природы, от ее капризов. И люди обращали свои мысли к богу. Но путь человека к изобилию, к высоким урожаям, к победе над стихийными природными силами проходит не через древние суеверия, а через науку, знание. Не религия, а наука дает уверенность в том, что наши труды, вложенные в землю, не пропадут даром.
Действительно, над этим стоит подумать каждому верующему: раньше, когда гораздо больше крестьян верили в бога, ежедневно просили у него милостей, возносили ему‘горячие молитвы, недороды следовали один за другим, уносили десятки и сотни тысяч жизней. Миллионы крестьянских хозяйств не вылезали из нищеты. Хлеба едва хватало на несколько месяцев в году. Но вот пришла Советская власть, в деревне укрепился колхозный строй, вера в бога стала все больше и больше падать. И что же? В прошлое ушли страшные голодные годы. В загонах появились новые, породистые животные. Обеспеченную жизнь впервые узнали миллионы бедняков.
Сама жизнь показала труженикам деревни, что не молебны, а честный труд и знания дают крестьянину уверенность в завтрашнем дне, приносят ему высокие, невиданные прежде урожаи. Это поняли миллионы тружеников. Прозревают, отрекаются от суеверий люди, которые долго верили в бога. «Старому человеку,— говорит один пожилой колхозник,— порвать с богом, конечно, нелегко. Я не одну ночь передумал, прежде чем крест с шеи снял. В попах, я разуверился давно, но думал, что бог есть. Окончательно разубедил меня в религии колхозный строй... Я убедился, что не бог, а колхозный труд и советские машины облегчили крестьянскую жизнь... Богатеет наш колхоз, богатеем и мы. Вот почему и богу дали отставку за ненадобностью».
Колхозная деревня забыла старые, рабские пословицы. Теперь говорят по-другому: «Кто с наукой дружен, тому бог не нужен», «Наша доля — на колхозном поле», «Мы науку уважаем — без бога с урожаем». Не надуманные, сверхъестественные силы, а знания и творческий дружный труд несут нам изобилие земли, все лучшую жизнь, дают каждому человеку настоящее, полнокровное земное счастье. | |
Просмотров: 600 | |