Под водные «пахари»

Фрагмент из книги "Арктика глазами зоолога". Автор С.М. Успенский.
В книге рассказывается об экспедиции советских ученых на один из самых удаленных и труднодоступных островов Северного Ледовитого океана — остров Беннета. Автор описывает суровую природу этого острова, его своеобразный животный и растительный мир. Рассказ ведется на фоне описания трудовых будней исследователей — геологов, метеорологов, гляциологов.

 

Итак, надежды тта моржовую залежку не оправдывались. Тем не менее, хотя моржи тт перестали показываться, разговор о тшх возникал вновь и вновь. Теперь он ттосил более отвлеченный характер и тте был прямо связан с разрешением продовольственных затруднений.

 

Действительно, эти животные, не выходящие в своем распространении за пределы Арктики, возбуждают большой интерес. Необычен их внешний вид: привлекают внимание огромные бивни — сильно развитые клыки тта верхней челюсти. У взрослых зверей они достигают в длину 60—70 сантиметров и веса более 4 килограммов. Ими обладают и самцы и самки моржей, хотя у самок бивни всегда несколько короче и тоньше, чем у самцов.

 

При виде бивней возникает мысль, что это грозное оружие, средство самообороны. Такое мнение недавно еще высказывалось в научной литературе, тт оно могло бы иметь основание, если бы в природе у моржа были враги. Однако в высоких широтах у моржа их нет. Единственный крупный хищник, обитающий здесь,— белый медведь, видимо, нс отваживается нападать на моржей, даже сильно голодая. На одной льдитте можно видеть спокойно лежащих моржей и крупного медведя. Возможно, что медведи нападают на моржат или больных моржей, тто таких случаев никому не приходилось наблюдать.

 

У южных пределов Арктики встречаются хищные ки-тьт-косатктт, которые порой производят страшные опустошения в моржовых стадах, плывущих в открытом море. Однако и в этом случае моржи лишь пытаются удрать, пе помышляя о самообороне при помощи бивней.  Следовательно, в обычных условиях бивни моржа не представляют орудия защиты, хотя раненые животные иногда пускают их в ход, нападая на шлюпки и байдары зверобоев. Высказывалось мнение, что бивни — своего рода грузила, облегчающие моржам ныряние на большую глубину. Вряд ли это так: ведь животные не оставляют эти «грузила» па морском дне, а при подъеме на поверхность они затрудняют движение в той же мере, в какой облегчают ныряние. К тому же вес взрослого моржа нередко превышает тонну, и груз в несколько килограммов не может заметно облегчить животному спуск под воду.

 

Морж нередко использует бивни, забираясь на высокие льдины; он, по-видимому, способен разбивать ими не толстый слой льда, намерзшего в разводьях за время отдыха животных. Главное же назначение бивней — перепахивание морского грунта нрн кормежке.

 

В один из тихих, солнечных дней мне удалось стать очевидцем интереснейшего зрелища. В большом разводье, вблизи острова, стали показываться головы крупных моржей; решив, что животные кормятся, я поспешил к воде и прилег на краю льдины. В прозрачной воде, особенно в полосе тени от льдины, при глубине не более 10 метров движения животных были достаточно хорошо видны. Догадка подтвердилась, моржн действительно кормились.

 

В поле моего зрения почти постоянно находились два — три исполина, которые вели себя одинаково. Провентилировав над водой легкие и набрав в них очередной запас воздуха, морж почти отвесно уходил ко дну и тотчас же принимался за его распашку. Бивни животного временами полностью скрывались в грунте; морж при этом энергично двигал шеей или перемещался при помощи ластов. Когда он выворачивал бивнями большие пласты грунта, вокруг него поднимались облачка мути. Проложив борозду в два — три метра длиной, а иногда — и более длинную, морж несколько раз проплывал над ней, совершая движения, смысл которых для меня первое время оставался неясным. Вытянув перед собой, как руки, передние ласты и потирая внутренними сторонами ласт о ласт, он начинал подниматься, оставляя след в виде полосы мути. Однако не достигнув поверхности, морж опускал ласты и вновь нырял на глубину, часто поворачивая при этом шею и что-то вылавливая в толще воды. Пытаясь понять, что все это означает, я вспомнил о том, что исследователей издавна удивлял один интересный факт: желудки убитых моржей, как правило, набиты мякотью моллюсков, иногда настолько хорошо сохранившейся, что по ней удается определить даже виды, к которым относятся съеденные моллюски. В то же время в желудках не встречаются остатки известковых раковин. Каким образом морж ухитряется за короткое время не только собрать под водой достаточное количество корма, по и столь тщательно очистить его, не повредив нежных частей моллюсков, до последнего времени оставалось загадкой.

 

Пролежав на льдине около часа, я, наконец, стал понимать, как кормятся моржи. Вырытых из грунта моллюсков звери, оказывается, собирали не ртом, а широкими и подвижными передними ластами. Конечно, вместе с кормом они захватывали и немало ила. Поднимаясь первый раз к поверхности, морж перетирал ластами добычу и перемалывал при этом раковины. Далее, когда он разводил «руками», обломки раковин уже легко отделялись и первыми опускались на дно. Гораздо медленнее оседали очищенные таким образом тела моллюсков, которые морж вылавливал, ныряя вторично. Лишь собрав корм, животное появлялось на поверхности воды и вентилировало легкие. Теперь мне стало понятно, почему внутренние поверхности передних ластов моржа шершавы и похожи на терки или жернова. Стало ясно, что при кормлении морж пользуется и своими густыми жесткими усами. Они очень облегчают ему вылавливание очищенных моллюсков во взмученной воде, особенно полярной ночью.

 

В тот день мне предоставилась редкая возможность не только наблюдать за кормящимися моржами, увидеть, как этот подводный «пахарь» использует в качестве плуга свои массивные бивни, но и оценить ловкость животных, быстроту и точность их движений под водой, по сравнению с неповоротливостью, свойственной им на суше или на льду.

 

Впрочем, не все моржи питаются моллюсками и донными рачками. Иногда среди них встречаются хищники, предпочитающие охотиться на нерп, морских зайцев, нападающие даже на шлюпки и опасные для людей. Таких моржей чукчи называют «келючами», узнают их издали и очень боятся. Считается, что бивпи у них желтой окраски и обычно обломаны, кожа покрыта царапинами и порезами, мясо имеет прослойки жира (все это не свойственно «нормальным» животным). По мнению чукчей, келюч вырастает из моржонка, рано потерявшего мать и вынужденного питаться чем попало — рыбой, мертвыми тюленями II другими необычными кормами. Учитывая, что моржонок не имеет бивней и, следовательно, не может добывать моллюсков, такое предположение вполне логично.

 

Моржи представляют большую ценность как промысловые животные. От моржа можно получить более двухсот килограммов жира, громадную толстую шкуру, около тонны мяса. Находят применение и клыки моржей, идущие на различные изящные поделки наравне со слоновой «костью» (бивнями). В прошлом клыки представляли основную, а часто единственную цель добывания животных. Чрезвычайно ценились клыки моржей в древней Руси, где они носили название «рыбьего зуба».

 

Особенно велика роль моржей н моржового промысла в жизни коренного населения северных районов. Благополучие прибрежных чукчей и эскимосов с незапамятных времен и до недавнего прошлого зависело от моржового промысла.

 

Морж давал им мясо для еды и кормления ездовых собак, шкуры для постройки яранг и байдар, желудки и кишки использовались для шитья непромокаемой одежды и изготовления домашней утвари, бивни — для изготовления различных инструментов, сухожилия моржа заменяли нитки. Не пропадали и кости животных: их использовали при постройке байдар и саней. Кости применялись и как кухонная утварь — на лопатке моржа, например, как на блюде, подавалось к столу мясо. Наконец, кости моржей заменяли дрова: их поливали моржовым жиром л сжигали в очагах.

 

В настоящее время численность моржей в Арктике сильно сократилась, и охота на них разрешена преимущественно местному коренному населению. В Советской Арктике сейчас обитают три изолированных стада этих животных. Одно из них держится в Баренцевом и Карском морях, второе — к которому относятся также моржи, появляющиеся у острова Беннета,— населяет моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Третье стадо образуют моржи, обитающие в Чукотском и Беринговом морях. В то время, как моржи западного и восточного стад проводят зиму к югу от кромки льда, звери, которых мы видели,— истинные полярники, зимующие здесь же, в Северном Ледовитом океане, главным образом в пределах Великой Сибирской полыньи.

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (24.09.2019)
Просмотров: 574 | Рейтинг: 0.0/0