Внутренний валовой продукт. Главные мифы и заблуждения

 

ВВП-или валовой внутренний продукт-это статистическая цифра, настолько укоренившаяся в нашем понимании экономики, что ее часто принимают за показатель того, насколько хорошо страна и ее народ справляются со своими обязанностями. Но что на самом деле говорит нам ВВП, и почему он все чаще рассматривается как неполный и иногда вводящий в заблуждение показатель как экономической активности, так и благосостояния? В этом блоге мы ответим на этот вопрос и обсудим ‘новую", хотя и исторически более старую меру, которая набирает обороты как столь необходимое дополнение к ВВП: национальное богатство.

 

Что ВВП делает и что он демонстрирует?

 

Итак, что такое ВВП? ВВП - это показатель экономической активности-в терминах рыночного валового выпуска-за определенный период (часто за год). Это, конечно, полезно во многих отношениях. Рост ВВП, если его точно зафиксировать, может рассказать нам о темпах изменений и повышении уровня потребления. Точно так же прекращение роста ВВП может служить важным красным флагом: остановка предприятий и увеличение числа безработных, как правило, влечет за собой трудности и потери в благосостоянии.

 

Однако есть важные изменения, на которые ВВП не проливает свет, и действительно может дать нам неверные сигналы. Подумайте об изменении климата-важнейшем вопросе, который все чаще оказывается в центре внимания международного сообщества. Экономика может увеличить свои выбросы углекислого газа (CO2) и увеличить местные загрязнители – оба явно вредны для долгосрочного благосостояния населения-в то же время вознаграждаясь ростом показателей ВВП. Точно так же стихийное бедствие может причинить вред людям, разрушить инфраструктуру и потребовать дорогостоящих чрезвычайных мер – но благодаря росту расходов это также может временно регистрироваться как увеличение ВВП. С другой стороны, благотворные усилия, такие как попытка остановить тревожные темпы утраты биоразнообразия или обезлесения, не только не регистрируются в нашей официальной статистике, но и могут замедлить ее рост.

 

Вот тут-то и начинается учет богатства. Вместо того чтобы измерять потоки, как это делает ВВП, богатство является показателем базовых запасов капитала экономики. Богатство, если измерять его в деталях, учитывает такие активы, как природный капитал, производимый капитал и человеческий капитал, которые лежат в основе роста и возможностей потребления, и таким образом показывает нам жизнеспособные пути развития.1 например, в случае стихийного бедствия или роста загрязнения окружающей среды, в то время как ВВП может расти, меры по обеспечению благосостояния будут предупреждать нас об истощении основных запасов физического и природного капитала и необходимости целенаправленных инвестиций. Таким образом, достаточно подробный баланс теоретически позволит обеспечить устойчивое управление производительным капиталом экономики. Таким образом, в то время как ВВП мало что может сказать о том, могут ли активы страны поддерживать текущий уровень потребления в будущем, показатели богатства могут сказать нам именно это. Отношение между богатством и ВВП аналогично счетам компании: балансовый отчет компании описывает запас полезных активов, принадлежащих компании (сродни богатству), в то время как отчет о прибылях и убытках описывает потоки доходов, расходов и чистого дохода, которые компания смогла генерировать с использованием этих активов (сродни ВВП). В конечном счете, эти две меры обязательно взаимосвязаны и лучше всего рассматривать их вместе.

 

Подлинные сбережения: мера изменения богатства

Реальные сбережения и ВВП на душу населения (в международных долларах)

ВВП (валовой внутренний продукт) представляет собой совокупный доход страны. Подлинная экономия средств = остаточная стоимость основных произведенного капитала
образование и зарубежные инвестиции + изменение природного капитала + расходы на образование.

 

С помощью той же логики, описанной выше, мы можем понять, что текущее изменение общего богатства страны связано с тем, будет ли будущее потребление страны выше или ниже ее текущего уровня потребления. Подлинные сбережения (также известные как “скорректированные чистые сбережения” или “Комплексные инвестиции”) являются мерой изменения богатства. Если подлинные сбережения страны отрицательны, это указывает на то, что страна потребляет больше, чем она экономит, таким образом съедая свои запасы капитала. Если реальные сбережения позитивны, то страна увеличивает свое богатство и теоретически улучшает свои будущие перспективы.

 

Однако важно подчеркнуть, что эта мера устойчивости предполагает совершенную взаимозаменяемость различных форм капитала. Например, страна может поддерживать тот же уровень подлинных сбережений, истощая природный капитал и одновременно инвестируя в производимый капитал. Однако при этом упускается из виду тот факт, что некоторые природные ресурсы, необходимые для нашего существования на Земле – такие, как плодородные почвы, стабильный климат и функционирующие экосистемы, – сталкиваются с переломными моментами, после которых они не могут быть легко восстановлены. Соответственно, этот тип предположения о заменяемости лежит в основе концепции, часто называемой "слабой устойчивостью". “Сильная устойчивость", с другой стороны, фокусируется на том факте, что природный капитал не всегда может быть заменен другими формами капитала.

 

Имея в виду это важное различие, давайте рассмотрим существующие меры подлинного сбережения.

 

Исследователи Blum, Ducoing и McLaughlin (2017)2 дают представление о долгосрочном развитии подлинных сбережений, охватывающих одиннадцать стран в течение двадцатого века. Их определение подлинных сбережений выглядит следующим образом: подлинные сбережения = чистое накопление основного капитала и иностранные инвестиции + изменение природного капитала + расходы на образование. Вообще говоря, их мера сбережений учитывает изменения в богатстве с точки зрения основного производимого, человеческого, природного и финансового капитала.

 

На графике ниже мы видим реальные сбережения, построенные рядом с ВВП за 1900-2000 годы для Великобритании. Вы можете сравнить страны по одному или обоим из этих показателей, нажав кнопку "Добавить страну" в нижней части диаграммы.

 

На приведенном выше графике Великобритании мы можем увидеть некоторые политические и социальные события 20-го века, отраженные статистически. Последствия Великой депрессии и Второй мировой войны регистрируются как падение реальных сбережений, в то время как ВВП одновременно растет. Это относится и к другим странам с ранней индустриализацией. Добавление Швейцарии к диаграмме, однако, показывает аномалию – поскольку реальные сбережения снижаются в большинстве европейских стран во время двух мировых войн, Швейцария пережила периоды больших сбережений. Это подчеркивает роль страны как убежища для капитала.

 

Интересно, что период между Великой депрессией и Второй мировой войной также знаменует момент, когда ВВП стал главным показателем экономики. Хотя его создатели Саймон Кузнец и Колин Кларк намеревались ввести индикатор, который информировал бы нас о благосостоянии, давление военного времени было приоритетным. Таким образом, ВВП был разработан как способ расчета того, в какой степени люди в экономике могут быть вынуждены направлять свои усилия на производство продукции военного времени.3 в этом показательном контексте кузнец предупреждал, что ВВП не сможет провести различие между " количеством и качеством роста, между его издержками и доходностью, а также между краткосрочной и долгосрочной перспективами”.

 

На следующей диаграмме мы видим сравнение реальных сбережений в разных странах в течение 20-го века.

 

Как выглядит подлинная экономия в годы после 2000 года? Исследователи, ответственные за подготовку данных, представленных выше, в настоящее время работают над расширением охвата страны набором данных. Тем временем, мы можем видеть оценки, рассчитанные с использованием другой методологии от Всемирного банка. На приведенной ниже диаграмме показан показатель скорректированных чистых сбережений (ANS) Всемирного банка, также являющийся показателем подлинных сбережений, за период с 1970 по 2015 год.

 

Совокупное богатство и доход на душу населения в разбивке по видам активов

 

Теперь, когда мы рассмотрели долгосрочную эволюцию изменений в богатстве, давайте рассмотрим последние цифры общего и подушевого богатства. Как уже упоминалось, это отнюдь не новая идея. Рассматривая различные формы капитала, составляющие экономику-и которые только сейчас начинают привлекать к себе новое внимание, – давайте помнить, что богатство имеет более долгую историю, чем ВВП. Вспомните метко названную книгу Адама Смита "Богатство народов", впервые опубликованную в 1776 году, и статистика Роберта Гиффена, который изучал запасы капитала так же внимательно, как потоки выпуска в 1889 году.5 Даже викторианцы, которые 150 лет назад построили большую часть физического капитала, на который мы продолжаем полагаться сегодня, могли интуитивно предвидеть долговременное влияние запасов капитала.

 

Представленные ниже данные основаны на цифрах, только что опубликованных Всемирным банком, который находится на переднем крае разработки методологии и методов учета, лежащих в основе современных счетов благосостояния. Их новая пересмотренная методология измеряет богатство "снизу вверх", рассчитывая отдельную стоимость четырех групп активов – природного капитала, производимого капитала, человеческого капитала и чистых иностранных активов, – которые вместе составляют большую часть национального богатства.6 каждая из этих групп активов оценивается, где это возможно, как чистая приведенная стоимость потока будущих доходов. Этот подход предполагает учет пожизненной стоимости актива, что позволяет нам исследовать активы, доход и потребление в рамках, связывающих их с будущей устойчивостью. Наиболее важным усовершенствованием этого набора счетов богатства является включение человеческого капитала, рассчитываемого как дисконтированная стоимость пожизненных доходов.

 

На приведенной ниже диаграмме показано общее богатство на душу населения в разбивке по группам стран на основе уровня дохода. Мы видим, что средний доход на душу населения в мире вырос с $130 032 до $ 169 349 – или на 1,3 процента в год – между 1995 и 2014 годами. Это свидетельствует об общем постепенном увеличении базы активов, однако оно также содержит различия в накоплении богатства между богатыми и бедными странами. За последние двадцать лет концентрация богатства среди стран с высоким уровнем дохода снизилась, поскольку страны со средним уровнем дохода – и особенно страны с уровнем дохода выше среднего-увеличили свою долю в мировом богатстве. Однако в 2014 году страны с низким уровнем дохода удерживали лишь 1% мирового богатства, примерно такую же долю, как и в 1995 году.

 

Разбивая совокупное богатство на группы базовых активов, мы можем видеть, что человеческий капитал занимает самую большую долю мирового богатства в 2014 году-65% от всего богатства. Примечательно, что этот показатель снизился с 69% в 1995 году – развитие, которое Всемирный банк связывает с резким снижением после 2000 года доли человеческого капитала в странах с высоким и средним уровнем дохода. Это снижение, в свою очередь, является результатом быстрого старения рабочей силы и снижения реальной заработной платы (особенно в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода). Тем не менее, по данным Всемирного банка, человеческий капитал является крупнейшим компонентом богатства во всех странах, кроме стран с низким уровнем дохода, где стоимость природного капитала превышает стоимость человеческого капитала. Среди всех групп доходов, за исключением стран с высокими доходами, не входящих в ОЭСР, мы видим, что чистые иностранные активы отрицательны. Это подразумевает роль производителей нефти как чистых кредиторов мира.7 Вы можете сравнить разбивку активов по общему богатству для различных групп стран, нажав на кнопку "изменить страну" в нижней части диаграммы.

 

Некоторые группы активов могут быть дополнительно разбиты на субкомпоненты. Это особенно полезно для изучения природного капитала в отдельных странах – и особенно в странах с большей долей природного капитала. Разбивка природного капитала позволяет нам проводить различие между возобновляемыми активами, такими как леса, и невозобновляемыми активами, такими как ископаемые виды топлива. Ниже мы видим, что Саудовская Аравия неудивительно сильно зависит от ископаемых энергетических ресурсов.

 

Примечательно, что счета природного капитала в настоящее время не позволяют охватить такие аспекты природы, как биоразнообразие, которые находятся в состоянии резкого упадка. В попытке решить эту насущную проблему различные группы изучают вопросы оценки экосистемных услуг.

Недавно опубликованные данные Всемирного банка являются важным шагом на пути к статистическим показателям, которые проливают свет на материальное благополучие и нашу способность поддерживать его. По мере того как богатство набирает обороты в общественном мышлении – это было недавно показано в победной записи премии индиго и было важным аспектом других предложений по реформированию экономических измерений8 – мы можем надеяться, что статистические агентства стран выпустят данные о богатстве наряду с данными о ВВП. Последствия такого широкого внедрения могут быть весьма значительными. Сосредоточение внимания на богатстве как на главном измерителе экономики означало бы полную перестройку того способа, которым мы определяем прогресс: тот, который, наконец, отходит от роста-при-всех-издержках и обращает внимание на наше будущее.

ИСТОЧНИК

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (25.11.2019)
Просмотров: 650 | Рейтинг: 0.0/0