После падения Берлинской стены в 1989 году западногерманские семьи, у которых были родственники в Восточной Германии, увидели рост своего дохода, и этот рост доходов был значительно выше, чем у сопоставимых западногерманских семей, не имеющих таких семейных связей с Востоком.
Почему это произошло? Действительно ли личные и семейные связи настолько важны для наших экономических результатов, что они приводят к систематическим различиям в росте доходов?
Исследователи изучили этот вопрос и нашли эмпирическую поддержку идее о том, что социальные связи действительно оказывают большое влияние на экономические результаты.
Естественный эксперимент: друзья и доходы после падения Берлинской стены
Трудно измерить влияние личных отношений на экономические результаты. Это происходит потому, что эти два аспекта нашей жизни часто тесно переплетены – социальные связи облегчают экономические взаимодействия, но в то же время люди, с которыми мы взаимодействуем по экономическим причинам, в конечном итоге становятся знакомыми или даже друзьями.
Чтобы преодолеть эту трудность, экономисты Конрад Бурхарди и Тарек Хассан изучили историческое событие, которое внезапно открыло новые экономические взаимодействия, где ранее были возможны только неэкономические социальные связи: падение Берлинской стены.
В течение десятилетий частный экономический обмен между Восточной и Западной Германией был практически невозможен, но в то же время люди с обеих сторон поддерживали социальные связи по неэкономическим причинам. После падения Берлинской стены в 1989 году торговля и сотрудничество между двумя Германиями внезапно стали возможны. Бурчарди и Хассан изучали влияние этого внезапного изменения на доходы домашних хозяйств.
После падения Берлинской стены в 1989 году наблюдался рост доходов по всей Германии в целом; но интересное открытие Бурхарди и Хассана состоит в том, что рост доходов домохозяйств в Западной Германии, имевших связи по крайней мере с одним родственником на Востоке, был намного выше – на шесть процентных пунктов – чем у сопоставимых домохозяйств без таких связей.
Бурхарди и Хассан утверждают, что западногерманские домохозяйства, имевшие связи с Восточной Германией, имели сравнительное преимущество в использовании новых экономических возможностей на востоке. Личные отношения с восточными немцами давали им доступ к ценной экономической информации – информации об условиях местного спроса и о качестве восточногерманских активов, которые предлагались инвесторам.
Эти выгоды от социальных связей фактически суммируются на региональном уровне. В начале 1990-х годов в западногерманских регионах с более высокой концентрацией домохозяйств, имеющих социальные связи с Востоком, наблюдался существенно более высокий рост доходов. увеличение доли домохозяйств, имеющих социальные связи с Восточной Германией в 1989 году на одно стандартное отклонение было связано с увеличением дохода на душу населения на 4,6 процентного пункта в течение шести лет.
Уникальная ситуация воссоединения Германии показывает, что социальные связи, изначально не связанные с экономическими интересами, могут стать важными для экономического успеха.
Ключевой механизм заключается в том, что личные связи позволяют нам использовать новые экономические возможности. Это может показаться абстрактным, но на самом деле большинство из нас испытывали это в своей собственной жизни. Возможно, лучшим примером является поиск работы: личные контакты и связи являются одним из самых распространенных способов для людей найти работу.
В книге "человеческая сеть" экономист Мэтью Джексон опирается на десятилетия исследований, чтобы помочь объяснить, как социальные связи влияют на власть, убеждения и поведение. Что касается рабочих сетей и социального капитала, он пишет: “Если вы когда-либо боролись за то, чтобы найти работу, вы не одиноки. Без хорошо связанных друзей или семьи трудно сделать это в любой отрасли [...]. Поиск работы без какой-либо личной связи с кем-то, уже работающим в фирме, является скорее исключением, чем правилом.”
На нашем интерактивном графике здесь представлены доказательства утверждения Джексона с использованием данных из европейских стран.
На диаграмме показано распределение методов поиска работы по странам. Данные по Испании отображаются по умолчанию, но вы можете изучить данные по разным странам, используя опцию "Изменить страну".
В Испании 84% безработных полагаются на контакты-друзей, родственников, профсоюзы – чтобы найти работу. Это самый распространенный метод поиска работы. Прямые заявки и объявления ранжируются ниже, на местах два и три.
Если вы построите те же данные для других стран, вы увидите, что личные контакты являются очень важным методом поиска работы во всей Европе, но есть некоторые различия между странами. На самом нижнем конце спектра, в Бельгии, около 38% людей полагаются на контакты, чтобы найти работу; на другом конце, в Греции и Латвии, 90% ищущих работу полагаются на этот метод.
(НОТАБЕНЕ. Эта интерактивная карта показывает те же данные, но с особым акцентом на долю соискателей, полагающихся на контакты для поиска работы по всей Европе.)
Методы поиска работы среди безработных соискателей, Испания, 2008 г. Доля безработных, использующих каждый метод поиска работы. Категории поиска работы не являются взаимоисключающими (т. е. соискатели могут сообщать об использовании нескольких методов в поиске работы). Оценки исходят от Европейского Союза труда. Обследование сил (ЕС-ОРС), 2006-2008 годы.
Друзья и родственники остаются популярным методом поиска работы даже в эпоху цифровых платформ поиска работы
Диаграмма, показывающая методы поиска работы по всей Европе, основана на данных Европейского обследования рабочей силы за 2006-2008 годы. Мы не нашли более свежих данных, позволяющих проводить Межстрановые сравнения, но опросы отдельных стран с высоким уровнем дохода показывают, что это остается актуальным и сегодня, даже после расширения онлайновых систем поиска работы и роста платформ социальных сетей.
В США данные исследовательского центра Pew Research Center показывают, что интернет является наиболее важным ресурсом для поиска работы, но 66% опрошенных все еще говорят, что они полагались на связи с близкими друзьями или семьей в своем последнем поиске работы.
Эти два метода, конечно, не являются взаимоисключающими, и границы между "интернетом" и "личным контактом" становятся все менее четкими по мере того, как платформы поиска работы становятся все более интегрированными с социальными сетями. Методы поиска работы, США, 2015 г. Процент американцев, которые искали работу в течение последних двух лет, которые использовали определенный метод в своей работе.
Личные отношения имеют значение для торговли
Личные отношения могут также обеспечивать информацию и социальное обеспечение, которые также могут быть ценными для экономических взаимодействий через национальные границы.
Политолог Анна Ли Саксен проанализировала биографии китайских и индийских инженеров, которые мигрировали в Калифорнию в 1970-х гг. она обнаружила, что по мере того, как эти квалифицированные иммигранты преуспевали в своей личной карьере, они начали использовать свои социальные связи с родственниками и друзьями в своих родных регионах. Это позволило им передать на аутсорсинг важные операции для значительной части фирм Кремниевой долины.
Саксен утверждает, что, связав фирмы Кремниевой долины с дешевой, высококачественной рабочей силой в Индии и Китае, они сыграли важную роль в успехе Кремниевой долины и сыграли решающую роль в становлении их родных регионов в качестве основных центров глобальной индустрии ИТ-услуг.
В некоторых ситуациях личные связи могут облегчить экономические операции для одного человека (или группы людей) за счет другого. Это то, что многие люди имеют в виду, когда они думают о рекомендациях на работу. Если есть только одна вакансия, дать работу другу означает не давать работу кому-то другому. Если социальные связи становятся средством для фаворитизма, это может привести к неэффективности.
Однако во многих контекстах верно обратное. Социальные связи часто оказывают чистое положительное влияние на совокупные экономические результаты, поскольку значительная часть влияния социальных связей на экономические операции не сводится к нулевой сумме-например, когда социальные связи уменьшают информационные трения и позволяют людям учиться друг у друга. Как мы обсуждаем в сопутствующем посте, есть эмпирические данные, показывающие, что эти побочные эффекты знаний существенны.
Концентрация фирм и рабочих в "промышленных узлах" отчасти объясняется тем, что социальные связи создают экономические экстерналии: агломерация ведет к более плотным социальным связям, а это положительно сказывается на производительности труда.
И снова падение Берлинской стены является ярким свидетельством этого.
Когда Берлин был расколот, экономическая активность в Западном Берлине отошла от исторического делового района, известного как "Митте". Как следствие, цены на недвижимость там упали по сравнению с новыми экономическими районами, которые появились еще дальше от стены. Когда стена рухнула, распределение экономической активности внутри города снова быстро изменилось: старый деловой район начал возрождаться, и экономическая активность переместилась обратно в исторический центр. Таков вывод тщательного эконометрического исследования, опубликованного Габриэлем Альф-Фельдтом, Стивеном Реддингом, Даниэлем штурмом и Николаусом Вольфом в журнале Econometrica.
Эти три карты показывают эволюцию цен на землю в Берлине. Эти карты, составленные Ольфельдтом и соавторами, наглядно иллюстрируют влияние, которое стена оказала на географию экономической деятельности. Вертикальная шкала измеряет относительные цены на землю; это означает, что более высокая высота, выделенная более темными оттенками, означает более высокие цены.
Карта слева показывает, что в 1936 году в Западном Берлине было два района с очень высокой стоимостью земли, и оба они находятся близко к центру (оба они являются частью концентрического кольца вокруг довоенного центрального делового района, расположенного в середине).
В 1986 году мы видим меньшие пиковые значения; фактически, мы видим, что довоенный пик, ближайший к стене, полностью устраняется после разделения, поскольку эта область перестала быть важным центром коммерческой и розничной деятельности.
Наконец, в 2006 году мы снова видим более высокие пики; и мы видим, что область, ближайшая к стене, вновь появляется как центр высоких цен на землю.
Эта эволюция является прекрасным примером экономики плотности: районы в Западном Берлине, близкие к старому центральному деловому району, стали менее продуктивными во время разделения, но вскоре после воссоединения вновь обрели свою продуктивность и привлекательность.
Знания, государственные ресурсы и возможности для торговли и сотрудничества, которые были недоступны в течение десятилетий, внезапно стали доступны после падения Стены.
Обертывание
Социальные связи имеют огромное значение для экономических результатов. Личные отношения, даже те, которые мы поддерживаем по неэкономическим причинам, часто дают нам доступ к информации и предоставляют нам социальное обеспечение для экономических сделок – от покупки дома до получения работы.
Это может иметь положительные последствия, которые выходят за рамки лиц, непосредственно участвующих в сделках. Когда личные и профессиональные связи способствуют обмену информацией и знаниями, это может принести пользу обществу в целом. Отсюда следует, что социальные связи важны не только потому, что они влияют на наше эмоциональное благополучие, но и потому, что, как мы здесь покажем, они влияют и на наше материальное благополучие. | |
Просмотров: 505 | |