Все люди, живущие в современном мире, испытали на себе некоторые преимущества глобализации: расширение внешней торговли привело к тому, что вакцины и антибиотики, произведенные в нескольких странах, широко используются во всем мире для искоренения болезней и лечения смертельных инфекций. С 1900 года средняя продолжительность жизни увеличилась во всех странах мира, а средняя продолжительность жизни в мире увеличилась более чем вдвое.
Глобализация также является ключевым фактором беспрецедентного экономического роста, и в результате мы живем в мире, где гораздо меньше нищеты.
Тем не менее эти достижения являются результатом действия многочисленных сил, и глобализация является лишь одной из них. Растущий потенциал правительств по сбору доходов и перераспределению ресурсов через социальные трансферты является еще одним важным фактором, способствующим повышению уровня жизни во всем мире. Ни свободный рыночный капитализм, ни социал-демократия сами по себе не были ответственны за экономическое развитие. Напротив, они часто работают вместе.
В этом блоге мы более подробно обсудим доказательства, стоящие за этими утверждениями.
Подъем глобализации
Международная торговля была частью мировой экономики на протяжении тысячелетий. Несмотря на эту долгую историю, значение внешней торговли было скромным до начала XIX века—сумма мирового экспорта и импорта никогда не превышала 10% мирового производства до 1800 года. Стоимость мирового экспорта Временной ряд стоимости мирового экспорта в постоянных ценах относительно 1913 года (т. е. значения соответствуют объемам мирового экспорта индексируется на 1913=100)
Затем, примерно в 1820 году, все начало быстро меняться. Примерно в то же время технический прогресс и политический либерализм вызвали то, что мы сегодня называем "первой волной глобализации".
Эта первая волна глобализации закончилась с началом Первой мировой войны, когда упадок либерализма и подъем национализма привели к краху международной торговли. Но это было временно, и после Второй мировой войны торговля снова начала расти. Эта вторая волна глобализации, которая продолжается и сегодня, привела к тому, что международная торговля стала расти быстрее, чем когда-либо прежде. Сегодня около 60% всех товаров и услуг, производимых в мире, отгружаются через границы стран. (В нашей статье о международной торговле вы найдете более подробную информацию об особенностях, характеризующих первую и вторую волны глобализации.)
Приведенная здесь диаграмма показывает значительный рост внешней торговли с 1800 года. Эта серия показывает стоимость мирового экспорта в постоянных ценах-мировой экспорт был проиндексирован таким образом, что его стоимость была сопоставима со стоимостью экспорта в 1913 году.
Широкая тенденция на этом графике поражает: торговля шла по экспоненциальному пути. Другие показатели торговли, такие как доля импорта и экспорта в мировом объеме производства, говорят о том же.
Всего за несколько поколений глобализация полностью изменила мировую экономику.
Взаимосвязь между глобализацией, экономическим ростом и сокращением масштабов нищеты
В период расширения международной торговли средний мировой доход существенно возрос, а доля населения, живущего в условиях крайней нищеты, постоянно снижалась. Население мира, живущее в условиях крайней нищеты, 1820-2015 годы Крайняя нищета определяется как проживание менее чем на 1,90 международного доллара в день. Международные - $ корректируются на разницу цен между странами и на изменение цен с течением времени (инфляция).
ВВП на душу населения-это общий показатель, используемый для измерения среднего национального дохода. По этому показателю средние доходы следовали той же схеме роста, что и международная торговля. На протяжении тысячелетий мировой ВВП на душу населения имел незначительные темпы роста: технический прогресс в доиндустриальном мире производил людей, а не процветание. Однако в течение XIX века, наряду с первой волной глобализации, ситуация существенно изменилась. В этот период экономический рост начал ускоряться, и мировой ВВП на душу населения постоянно рос в течение последних двух столетий—за исключением более низких темпов роста в годы между двумя мировыми войнами. (Подробнее об этих тенденциях вы можете прочитать в нашей статье об экономическом росте.)
Что касается крайней нищеты, то имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 1800 года подавляющее большинство людей во всем мире жили в условиях крайней нищеты, и лишь небольшая часть элиты наслаждалась более высоким уровнем жизни. В 19 веке мы начали прогрессировать, и доля людей, живущих в крайней нищете, начала медленно сокращаться. Эта тенденция показана на графике здесь. Как мы видим, сегодня, спустя двести лет, доля людей, живущих в крайней нищете, составляет менее 10%. Это достижение, которое было бы немыслимо для наших предков.
Резкая тенденция в распространении бедности особенно примечательна, если учесть, что за тот же период население мира увеличилось в 7 раз. В мире без экономического роста такое увеличение населения привело бы к все меньшему и меньшему потреблению для всех. И все же, как показывает график, если перейти к "абсолютному" взгляду, произошло прямо противоположное: в период беспрецедентного роста населения нам удалось вывести из нищеты все больше и больше людей.
Жить с доходом менее 1,90 доллара в день трудно по любым стандартам—термин "крайняя нищета" вполне уместен. Однако последние оценки показывают, что независимо от того, какую глобальную черту бедности вы выберете, доля людей, живущих ниже этой черты бедности, снизилась. (В нашей статье о глобальной крайней нищете вы можете найти больше свидетельств, подтверждающих это важное историческое достижение.)
Связь между глобализацией и абсолютной нищетой
Тот факт, что в период беспрецедентного сокращения масштабов нищеты торговля и средние доходы следовали по сходным траекториям роста, конечно, не является доказательством причинно-следственной связи. Однако как факты, так и теория предполагают, что то, что мы наблюдаем, - это нечто большее, чем случайная корреляция.
Торговля способствует повышению эффективности, которое материализуется в совокупном экономическом росте. С концептуальной точки зрения международная торговля способствует экономическому росту, позволяя странам специализироваться для производства товаров, которые они производят относительно эффективно, в то же время импортируя другие товары. Существуют существенные эмпирические доказательства, подтверждающие этот причинный механизм.
Если торговля ведет к росту средних доходов, то что это означает для бедности? В широко цитируемой академической статье 2002 года Дэвид Доллар и Аарт Краай эмпирически показали, что в среднем доход беднейших слоев населения рос один к одному со средним национальным доходом за последние четыре десятилетия XX века.3 это означает, что торговля способствовала повышению доходов бедных в той же мере, в какой она способствовала повышению средних доходов. Более поздние статьи подтвердили первоначальные выводы Dollar и Kraay.
Таким образом, собранные вместе факты свидетельствуют о том, что глобализация способствовала сокращению масштабов нищеты во всем мире.
Связь между глобализацией и неравенством
Утверждение о том, что глобализация полезна для бедных, в среднем справедливо. В некоторых странах и в некоторые периоды бедняки жили лучше среднего, а иногда и хуже.
Рассмотрение долгосрочного среднего эффекта очень полезно для формирования мнения относительно широких тенденций. Однако эти общие тенденции не обязательно информативны о том, как торговля повлияла на распределение доходов в целом; равно как и о том, как торговля повлияла на конкретные группы людей в конкретные периоды.
Те же самые экономические принципы, которые предполагают, что мы должны серьезно рассмотреть выгоды от эффективности торговли, предполагают, что мы должны сделать то же самое для распределительных последствий от торговли. Если глобализация порождает экономический рост, позволяя странам специализироваться на производстве товаров, которые интенсивно используют местные богатые ресурсы, то естественно ожидать, что различия в способах предоставления ресурсов приведут к различиям в способах получения выгод.
Если мы взглянем на эти данные, то увидим, что процесс глобализации и экономического роста, который привел к историческим достижениям в области сокращения масштабов нищеты, сопровождался существенным увеличением глобального неравенства доходов.
Диаграмма показывает это, сравнивая глобальное распределение доходов в трех точках времени: 1800, 1975 и 2015. Мы видим, что мир сегодня гораздо богаче и неравноправнее, чем в 1800 году.
Существует две силы, которые могут привести к глобальному неравенству доходов: внутристрановые различия в доходах и межстрановые различия в доходах. Какой из двух факторов является движущей силой тренда, который мы наблюдаем на этом графике? Данные свидетельствуют о том, что именно последнее—глобальное неравенство возросло в период 1800-1975 гг., Потому что страны, ранее промышленно развитые, росли быстрее.
В 1800 году лишь немногие страны достигли экономического роста, в то время как большинство стран мира все еще жили в нищете. В следующем столетии все большее число стран достигло устойчивого экономического роста, и глобальное распределение доходов стало гораздо более неравномерным: наблюдалось явное расхождение между раннеиндустриальными странами (где были практически искоренены крайние формы нищеты) и остальным миром. В последующие десятилетия и вплоть до сегодняшнего дня раннеиндустриальные страны продолжали расти, но самые большие изменения произошли в нижней части распределения. Сегодня глобальное неравенство доходов ниже, чем в 1975 году. Но все же, несмотря на "догоняющий рост" в последние десятилетия, наш мир сегодня гораздо богаче и неравноправнее, чем в 1800 году.
Итак, что же эти данные говорят нам о глобализации? В течение последнего столетия выгоды от международной торговли были существенными и в целом равномерно распределялись внутри стран, но глобальное неравенство увеличивалось, поскольку в течение длительного периода раннеиндустриальные страны имели большие выгоды для распределения между своими гражданами.
Распределение выгод от торговли
Приведенный выше вывод о том, что глобализация не оказала существенного влияния на глобальное неравенство, может показаться некоторым людям парадоксальным—имеются существенные свидетельства роста неравенства во многих странах, в том числе в странах, которые яростно добиваются либерализации торговли. Примечательным примером являются США, где неравенство в доходах росло в течение последних четырех десятилетий, причем доходы для нижних 10% росли гораздо медленнее, чем доходы для верхних 10%. (Вы можете прочитать больше об этих тенденциях внутри страны в нашей статье о неравенстве доходов.)
Как мы можем примирить эти два эмпирических факта? В недавней статье Элханан Хелпман дает ответ, основанный на метаанализе имеющихся данных: такие факторы, как автоматизация, технологические изменения и рыночные трения, способствовали росту неравенства больше, чем рост международной торговли.
Если это так, то почему мнение о том, что глобализация вредна для рабочего класса, захватило политические дебаты в богатых странах? Часть ответа связана с тем, что люди неверно информированы о доказательствах. Но еще одна важная причина заключается в том, что, хотя глобализация, возможно, и не была главной причиной роста неравенства во многих богатых странах, по-прежнему верно, что есть определенные группы людей, которые не получили многих выгод от глобализации в последние годы.
Даниэль Трефлер опубликовал в 2004 году статью, в которой показал, что соглашение о свободной торговле между США и Канадой 1989 года временно увеличило (примерно на три года) уровень безработицы в Канаде.7 а Дэвид Отор и его коллеги опубликовали в 2013 году еще одну много цитируемую статью, показывающую, что импорт из Китая оказывает неодинаковое влияние на занятость в различных географических зонах США, причем занятость снижается больше в зонах, где отрасли промышленности более подвержены конкуренции импорта из Китая.
Эти последствия для конкретных групп являются реальными и должны приниматься во внимание, даже если они не подразумевают, что "глобализация вредна для бедных". Государственная политика должна обеспечивать защиту и компенсацию работникам, на заработки которых негативно влияет глобализация. И действительно, государственная политика в богатых странах делала это в некоторой степени в прошлом. Какой бы болезненной ни была потеря рабочих мест для пострадавших работников, именно благодаря пособиям по безработице и другим мерам социальной защиты мы не наблюдаем безработицы, ведущей к повсеместной крайней нищете в богатых странах.
Какой путь вперед? Государственные социальные расходы в доле ВВП Социальные расходы включают, в частности, следующие области: Здравоохранение, старость, пособия по нетрудоспособности, семья, активный отдых, программы по рынку труда, безработице и жилью.
Была ли глобализация двигателем экономического развития? Ответ-да. Глобализация оказывает позитивное воздействие на экономический рост, способствуя повышению уровня жизни и сокращению масштабов крайней нищеты во всем мире.
Можно ли из этого сделать вывод, что мы должны стремиться к "гиперглобализированной" мировой экономике, в которой существует полностью свободная торговля и нет места для государственной политики и регулирования? Ответ-нет.
Дело в том, что общемировые исторические достижения, которые мы можем приписать глобализации, не являются независимыми от других факторов, включая потенциал правительств по перераспределению ресурсов. Действительно, как показывает приведенная здесь последняя диаграмма, процесс глобализации, который мы наблюдаем в течение последних двух столетий, происходил в то же самое время, когда правительства увеличивали свой потенциал по налогообложению и перенаправлению ресурсов посредством государственной политики, в частности социальных трансфертов.
Насколько оптимальна интеграция на мировых рынках? Я бы скептически отнесся к любому, кто предложит окончательный ответ. Но представляется маловероятным, что оптимальная степень интеграции является одной из двух крайностей—ни "гиперпротекционизм", ни "гиперглобализация", вероятно, не будут ответом.
Политика, направленная на либерализацию торговли, и политика, направленная на создание систем социальной защиты, часто отстаиваются различными группами, и эти группы часто утверждают, что они находятся в конфликте. Но как экономическая теория, так и эмпирические данные, полученные в ходе успешной борьбы с крайней нищетой, свидетельствуют о том, что это ошибка: глобализация и социальная политика должны рассматриваться как дополнение, а не как замена. | |
Просмотров: 895 | |