Если бы мы не боялись, то долго бы не продержались. Мы бы шли по встречной полосе, спрыгивая с крыш и небрежно расправляясь с ядовитыми змеями. Мы бы тусовались с людьми, больными туберкулезом. У людей и у всех животных цель страха-способствовать выживанию. В ходе человеческой эволюции люди, которые боялись правильных вещей, выжили, чтобы передать свои гены. При передаче их генов признак страха и реакция на него были отобраны как полезные для расы.
Во время дебатов 19-го века, связанных с эволюцией," лицо страха " -эта широко раскрытая, зияющая гримаса, которая часто сопровождает чистый ужас, - стало предметом разговора. Почему люди делают такое лицо, когда они напуганы? Некоторые говорили, что Бог дал людям возможность дать другим понять, что они боятся, даже если они не говорят на одном языке. Чарльз Дарвин сказал, что это результат инстинктивного напряжения мышц, вызванного эволюционной реакцией на страх. Чтобы доказать свою точку зрения, он отправился в дом рептилий в лондонском Зоологическом саду. Стараясь сохранять полное спокойствие, он встал как можно ближе к стеклу, а с другой стороны к нему бросилась пыхтящая гадюка. Каждый раз, когда это случалось, он морщился и отскакивал назад. В своем дневнике он пишет :" Моя воля и разум были бессильны против воображения об опасности, которой я никогда не испытывал."Он пришел к выводу, что вся реакция страха-это древний инстинкт, который не был затронут нюансами современной цивилизации [ref].
Большинство из нас больше не борется (или бежит) за свою жизнь в дикой природе, но страх-это далеко не устаревший инстинкт. Сегодня он служит той же цели, что и тогда, когда мы могли бы наткнуться на льва, когда несли воду из реки. Только теперь мы несем бумажник и идем по городским улицам. Решение не идти этим коротким путем через пустынный переулок в полночь основано на рациональном страхе, который способствует выживанию. Изменились только стимулы - сегодня мы находимся в такой же опасности, как и сотни лет назад, и наш страх служит нам защитой, как и тогда.
Дарвин никогда не испытывал укуса ядовитой змеи, и все же он реагировал на это так, словно его жизнь была в опасности. Большинство из нас никогда и близко не бывало от чумы, но при виде крысы сердце у нас замирает. У людей есть и другие факторы, связанные со страхом помимо инстинкта. Человеческие существа обладают иногда неудачным даром предвидения, и мы предвидим ужасные вещи, которые могут произойти-вещи, о которых мы слышали, читали или видели по телевизору. Большинство из нас никогда не сталкивались с авиакатастрофами, но это не мешает нам сидеть в самолете с побелевшими костяшками пальцев на подлокотниках. Предвкушение страшного стимула может вызвать такую же реакцию, как и его реальное переживание. Это также является эволюционным преимуществом: те люди, которые чувствовали дождь, ожидали молнии и оставались в пещере до тех пор, пока буря не прошла, имели больше шансов не получить удар тысячами вольт электричества. В следующем разделе мы рассмотрим способы, которыми мы приучены бояться.
Схема реакции страха, возможно, была отточена эволюцией, но есть и другая сторона страха: обусловленность. Вот почему некоторые люди боятся собак, как огнедышащих монстров, а другие считают их частью своей семьи.
В 1920-е годы, вероятно, не в самый лучший момент психологии, американский психолог Джон Уотсон научил ребенка бояться белых крыс. "Маленький Альберт" не боялся лабораторных подопытных животных. Особенно он радовался при виде белых крыс и всегда тянулся к ним. Уотсон и его помощник научили Альберта бояться белых крыс. Они использовали Павловское (классическое) кондиционирование, связывая нейтральный стимул (крысу) с отрицательным эффектом. Всякий раз, когда Альберт тянулся к одной из крыс, они издавали ужасающе громкий звук прямо за спиной 11-месячного ребенка. Альберт не только очень быстро научился бояться белых крыс, плача и убегая всякий раз, когда видел их, но и начал плакать в присутствии других пушистых животных и маски Санта-Клауса с белой бородой.
Как и страх маленького Альберта перед белыми крысами, страх человека перед собаками, скорее всего, является обусловленной реакцией. Возможно, его укусила собака, когда ему было три года. Двадцать лет спустя мозг человека (в частности, миндалевидное тело) все еще ассоциирует вид собаки с болью от укуса. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим некоторые распространенные страхи.
Опрос Гэллапа, проведенный в 2005 году, выявил наиболее распространенные страхи подростков в Соединенных Штатах. Список топ-10 выглядит примерно так:
Террористическая атака
Большинство из этих основных страхов переносится во взрослую жизнь. Другие распространенные страхи включают публичные выступления, посещение стоматолога, боль, рак и змей. Многие из нас боятся одного и того же-так существуют ли такие вещи, как всеобщие страхи?
Некоторые исследования показывают, что люди могут быть генетически предрасположены бояться некоторых вредных вещей, таких как пауки, змеи и крысы-животных, которые когда-то представляли реальную опасность для людей, потому что они были ядовитыми или несли болезни. Страх перед змеями, например, был обнаружен у людей, которые никогда даже не были в присутствии змеи. Это имеет смысл, если вы думаете о страхе как об эволюционном инстинкте, заложенном в человеческом сознании. Эта идея всеобщего страха поддерживается такими авторитетными источниками, как популярное телевидение: "Фактор страха" NBC предлагает еженедельный приз в размере 50 000 долларов участнику, который может выполнять такие задачи, как засунуть голову в коробку, наполненную сотнями пауков, и съесть смешанный коктейль из крыс.
Эта идея также поддерживается научными исследованиями. Психолог Мартин Селигман провел классический эксперимент по кондиционированию, в ходе которого он показывал испытуемым изображения определенных объектов, а затем вводил им электрошок. Идея состояла в том, чтобы создать фобию (сильный, иррациональный страх) объекта на картинке. Когда на картине было изображено что-то вроде паука или змеи, требовалось всего два-четыре удара, чтобы установить фобию. Когда на картине было изображено что-то вроде цветка или дерева, требовалось гораздо больше потрясений, чтобы вызвать настоящий страх.
Но в то время как могут существовать "универсальные страхи", существуют также страхи, характерные для отдельных людей, сообществ, регионов или даже культур. Тот, кто вырос в городе, вероятно, имеет более сильный страх быть ограбленным, чем тот, кто провел большую часть своей жизни на ферме. Люди, живущие в Южной Флориде, могут испытывать более сильный страх перед ураганами, чем люди, живущие в Канзасе, и люди в Канзасе, вероятно, имеют более глубокий страх перед торнадо, чем люди в Вермонте. То, чего мы боимся, многое говорит о нашем жизненном опыте. Существует фобия под названием тайцзин киофусо, которая считается в психиатрическом сообществе (согласно DSM IV) "культурно отличительной фобией в Японии."Тайцзин киофушо" - это боязнь оскорбить других людей чрезмерной скромностью или проявлением уважения."Сложные социальные ритуалы, которые являются частью жизни в Японии, привели к возникновению специфического для японцев страха.
Испытывать страх время от времени-это нормальная часть жизни. Но жизнь с хроническим страхом может быть как физически, так и эмоционально изнурительной. Жизнь с ослабленным иммунным ответом и высоким кровяным давлением вызывает болезнь, а отказ от участия в повседневной деятельности, потому что вы можете столкнуться с высотой или социальным взаимодействием, не делает вашу жизнь очень полноценной. Так что же нам делать с нашими страхами?
Исследования показали, что крысы с поврежденной миндалиной будут ходить прямо к кошкам [ref]. Впрочем, большинство из нас не очень-то охотно идут в нашу миндалину с ножом для колки льда. Поэтому ученые исследуют и другие способы преодоления страха.
В то время как маленький Альберт научился бояться белых крыс в 1920-х годах, крысы научились бояться простого шума более чем 80 лет спустя. Ученый Марк Барад из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провел эксперимент, в котором он и его команда объединили шум с электрическим током. Они должны были сыграть этот тон, а затем немедленно нанести удар по металлическому полу крысиной клетки. Это было классическое кондиционирование, и крысам не потребовалось много времени, чтобы подготовиться к шоку, как только они услышали звук. В этот момент их миндалевидные железы соединили звук с шоком, и звук вызвал реакцию страха. Затем исследователи приступили к процессу тренировки на подавление страха, в ходе которой они издавали звук, но не применяли шок. Услышав этот звук очень часто без шока, крысы перестали бояться этого шума.
Угасание страха включает в себя создание обусловленной реакции, которая противостоит обусловленной реакции страха. В то время как исследования позиционируют миндалевидное тело как место расположения воспоминаний страха, сформированных обусловливанием, ученые теоретизируют, что воспоминания об угасании страха формируются в миндалевидном теле, но затем переносятся в медиальную префронтальную кору (МПК) для хранения. Новая память, созданная исчезновением страха, находится в МПФК и пытается преодолеть память страха, вызванную в миндалевидном теле.
Большинство поведенческих методов лечения страха исчезновения фокусируются на воздействии. Например, терапия для человека, который боится змей, может включать в себя многократное посещение змеиной фермы и небольшие шаги к тому, чтобы прикоснуться к ней. Во-первых, человек может оказаться в пределах 10 футов от змеи и увидеть, что ничего страшного не происходит. Тогда он может оказаться в пределах 5 футов от змеи. Когда в радиусе 5 футов от змеи не происходит ничего страшного, он может подойти достаточно близко, чтобы прикоснуться к ней. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не сформируются новые воспоминания о страхе исчезновения-воспоминания, которые говорят: "змеи не причинят вам вреда" и служат для того, чтобы противоречить страху перед змеями, живущему в миндалевидном теле. Страх все еще существует, но идея состоит в том, чтобы преодолеть его с помощью новой памяти.
Лекарство от страха-вымирание
Ученые выяснили, что ингибирование белка под названием NMDA (N-метил D-аспарат) в миндалевидном теле подавляет угасание страха. Тогда они рассудили, что стимулирование этого белка может стимулировать угасание страха. Исследования показывают, что антибиотик D-циклосерин (хорошо известный для лечения туберкулеза) может быть полезен для угасания страха, помогая действию NMDA [ref]. Этот тип подхода был бы полезен в сочетании с поведенческой терапией, которая пытается создать воспоминания об исчезновении страха.
Идея состоит не в том, чтобы заменить экспозиционную терапию, а в том, чтобы ускорить ее. Эта гипотеза была воспроизведена в исследовании на крысах, которые были приучены ассоциировать яркий свет с ударом ногой. Когда свет был представлен повторно без шока, крысы, которым вводили Д-циклосерин, разучились бояться гораздо быстрее, чем те, кто шел естественным путем. Антибиотик также достиг результатов в исследовании людей с боязнью высоты. После сеансов виртуальной реальности, предназначенных для того, чтобы подвергать людей воздействию высоты в безопасной среде, люди, которым давали антибиотик, подвергали себя воздействию высоты в реальном мире в два раза чаще, чем те, кто не получал препарат.
Этот вид исследований очень перспективен для людей, находящихся под контролем изнурительных фобий и тревожных расстройств. Но как насчет тех из нас, кто просто ловит бабочек перед выступлением с презентацией или испытывает трудности с тем, чтобы подойти достаточно близко к балкону тридцатого этажа, чтобы посмотреть на открывающийся вид?
Статья в журнале профилактики "чего вы боитесь?: 8 секретов, которые заставляют страх исчезнуть " предлагает эти советы для борьбы с повседневными страхами: И не важно, почему ты боишься. Знание того, почему у вас развился тот или иной страх, не очень помогает вам преодолеть его, и это задерживает ваш прогресс в тех областях, которые действительно помогут вам стать менее боязливыми. Перестань пытаться понять это.
Возьмите ее с собой, когда вы попытаетесь победить свой страх-это будет гораздо легче.
| |
Просмотров: 696 | |