Обуздание забытой чумы: математические модели предполагают вакцинацию против туберкулеза в сильно пострадавших странах

 

Это была пандемия, по крайней мере, с библейских времен, и если эффективные стратегии не обуздают глобальное бедствие туберкулеза, болезнь останется проблематичной и распространенной—бесконечной чумой во многих регионах мира.

 

Хотя туберкулез отошел на задний план в 2020 году в связи с пандемией COVID-19, он остается неумолимой причиной респираторных инфекций и человеческих страданий. Эта болезнь ежегодно обходится в 10,4 миллиарда долларов, что является бременем для некоторых беднейших стран мира. А его формы с множественной лекарственной устойчивостью являются не только серьезным препятствием для эффективного лечения туберкулеза и глобальной профилактики, но и продолжающимся кризисом и угрозой безопасности здравоохранения, считают эксперты Всемирной организации здравоохранения.

 

Агентство поставило перед собой амбициозную цель положить конец эпидемиям туберкулеза в наиболее пострадавших странах к 2030 году. Полное искоренение этой болезни является одной из целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций в области здравоохранения.

 

Учитывая настоятельную необходимость борьбы с этим заболеванием, международное сотрудничество исследователей в Лондоне и Пекине провело серию исследований по математическому моделированию, чтобы определить, предлагают ли несколько инновационных противотуберкулезных вакцин новые возможности для борьбы с туберкулезом.

 

Члены совместной команды родом из Лондонской школы гигиены и тропической медицины и китайского Центра по контролю и профилактике заболеваний. Эксперты в области общественного здравоохранения со всего мира говорят, что сейчас самое время начать огромную работу по обузданию туберкулеза.

 

В статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine, исследователи подчеркивают, что при "более чем 10 миллионах случаев заболевания туберкулезом во всем мире в год и нынешнем среднегодовом снижении заболеваемости всего на 1,8 процента срочно необходимы такие инструменты, как вакцины." Цель, по их словам, состоит в том, чтобы ускорить прогресс в достижении цели ВОЗ по ликвидации туберкулеза: покончить с ним.

 

"В настоящее время в клинической разработке находятся 14 кандидатов противотуберкулезной вакцины с потенциалом для различных характеристик вакцины и показаний", - написала Ребекка К. Харрис, ведущий автор модельного анализа и научный сотрудник группы моделирования туберкулеза и Центра математического моделирования инфекционных заболеваний Лондонской школы гигиены и тропической медицины.

 

Среди вакцин, находящихся в стадии разработки, есть те, которые предотвращают заболевания, и другие, которые предотвращают инфекцию. Хотя это может показаться семантическим различием, важно отметить, что туберкулез-это сложное заболевание, характеризующееся активной и латентной фазами. Туберкулез может иметь латентные периоды, которые длятся всю жизнь. Любое снижение иммунитета может привести к тому, что инфекционная палочка—микобактерия туберкулеза—перейдет в активное состояние.

 

Профилактика заболеваний вакцины эффективны после заражения. Профилактика инфекции вакцины эффективны до начала инфекции.

 

Один из кандидатов вакцины, направленный на профилактику этого заболевания, получил название M72/ASO1E и является продуктом фармацевтического гиганта GlaxoSmithKline и некоммерческого разработчика противотуберкулезной вакцины Aeras. Исследования показали, что он вызывает сильные иммунные реакции у целого ряда групп населения, включая людей с ВИЧ. Другие противотуберкулезные вакцины, которые хорошо работают до заражения, находятся в стадии разработки в Китае.

 

Тем не менее Харрис и ее коллеги отметили, что "остаются важнейшие вопросы" относительно потенциального воздействия на популяционный уровень двух различных типов противотуберкулезных вакцин.

 

Например, в научной литературе существует консенсус в отношении того, что вакцины для профилактики заболеваний могут оказывать большее и более быстрое воздействие, чем вакцины для профилактики инфекций. Несмотря на это убеждение, Харрис и ее коллеги подчеркнули, что "существует недостаточное исследование относительного воздействия вакцин, эффективных для профилактики инфекции, по сравнению с профилактикой заболеваний в стратегиях вакцинации подростков/взрослых."

 

Чтобы собрать ответы, лондонские и пекинские сотрудники смоделировали воздействие гипотетических противотуберкулезных вакцин в трех странах с высоким бременем туберкулеза: Китае, Южной Африке и Индии. Они также создали модели передачи инфекции, которые учитывали конкретные возрастные демографические и эпидемиологические данные из каждой страны.

 

"Мы варьировали эффективность вакцин для предотвращения инфекции или заболевания", - писал Харрис, описывая два типа вакцин. "Во всех случаях результаты показали, что вакцины, предотвращающие заболевания в инфицированных туберкулезом популяциях, окажут наибольшее влияние к 2050 году."

 

Несмотря на то, что в настоящее время разрабатывается 14 противотуберкулезных вакцин, за последние почти 100 лет только одна была одобрена Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США—и всем остальным миром. Это вмешательство известно как вакцина БЦЖ, аббревиатура от Bacille Calmette-Guérin. Она была разработана в течение 13-летнего периода (с 1908 по 1921 год) французскими бактериологами Альбертом Кальметтом и Камилем Гереном, которые назвали вакцину в свою честь.

 

Вакцина БЦЖ обеспечивает надежную защиту от туберкулеза у детей, но не столь эффективна в защите взрослых от туберкулеза легких. Вот почему исследовательские группы, такие как Лондонское и Пекинское сотрудничество, находятся в поиске решений.

 

До тех пор, пока пандемия COVID-19 не разразилась и быстро не унесла более 1 миллиона жизней, туберкулез сохранял смертельное господство в качестве крупнейшей однопатогенной причины смертности взрослых на планете, убивая около 1,4 миллиона человек ежегодно.

 

В 2019 году, самом последнем году для полной статистики, 30 стран имели высокое бремя туберкулеза, и на их долю приходилось 87 процентов новых случаев заболевания, по данным ВОЗ.

 

По данным агентства, на долю восьми стран приходится две трети от общего числа, причем лидирует Индия, за которой следуют Индонезия, Китай, Филиппины, Пакистан, Нигерия, Бангладеш и Южная Африка.

ИСТОЧНИК

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (01.11.2020)
Просмотров: 363 | Рейтинг: 0.0/0