В июне 1991 года гора Пинатубо, вулканическая вершина на Филиппинском острове Лусон, буквально взорвала свою вершину. Это было второе по силе извержение вулкана 20-го века, в десять раз более сильное, чем гора Сент-Хеленс, и его последствия были разрушительными. Лава и пепел извергались в окружающую среду в горах Замбалес, скапливаясь слоями толщиной до 600 футов в долинах. После извержения мощные тайфуны и муссонные дожди вызвали оползни и потоки пепла, которые продолжались в течение многих месяцев. Восемьсот человек погибли, а пышные леса, покрывавшие гору до извержения, были уничтожены или сильно повреждены. В последние годы ученые вернулись в регион, чтобы исследовать выжившие популяции млекопитающих, и в новой статье в Philippine Journal of Science команда объявила о повторном открытии вида мышей, который долгое время считался вымершим.
- Когда взорвался Пинатубо, вероятно, последнее, о чем кто-либо думал, было то, что маленький вид мышей, как считалось, жил только на этой горе и вполне мог в результате вымереть. То, что мы узнали впоследствии, действительно поразило нас", - говорит Ларри Хини, куратор млекопитающих Негони в Чикагском полевом музее и один из авторов статьи.
В начале 2011 года и снова в 2012 году, через двадцать лет после извержения, исследователь полевого музея Данило (Дэнни) Балете отправился на гору Пинатубо, чтобы изучить ее фауну млекопитающих. В течение нескольких месяцев Балете и его команда полевых помощников (включая местных мужчин из племени Эта) обследовали млекопитающих на горе, от подножия до вершины, где лес был опустошен извержением.
"Большая часть наших полевых работ на Лусоне и в других местах на Филиппинах проводилась в естественных лесных местообитаниях, где млекопитающие наиболее распространены, - говорит Эрик Рикарт, куратор позвоночных в Музее естественной истории штата Юта и ведущий автор статьи, - но Дэнни не мог упустить возможность увидеть, как живут млекопитающие на горе Пинатубо. "
До извержения не было никаких исследований млекопитающих на горе Пинатубо. Однако образцы, хранящиеся в Национальном музее естественной истории США, предоставили некоторые записи с более низких высот вокруг горы. "Большинство этих ранних записей касались обычных видов летучих мышей, собранных в 1950-х годах, - говорит Хини, - но один экземпляр был особенно интригующим-маленький грызун, который стал типовым образцом и единственным примером нового вида, описанного в 1962 году как Apomys sacobianus, вулканическая мышь Пинатубо."
Условия на горе Пинатубо были очень суровыми, а изыскательская работа команды Балете была изнурительной и опасной. Даже спустя 20 лет свидетельства извержения были повсюду. Ландшафт был очень неустойчивым из-за постоянно разрушающихся отложений пепла и лахара, что делало работу на крутых склонах опасной. Это также значительно замедлило процесс сукцессии растений. Растительность представляла собой редкую смесь местных и неродных растений, густые заросли травы (включая бамбук), кустарники, низкорослые виноградные лозы и несколько деревьев-все это характерно для ранних стадий вторичного роста. Это было далеко от старого тропического леса, который покрывал гору до извержения.
Полевые исследования мелких нелетающих млекопитающих в других местах на Лусоне показали, что в старовозрастных лесах содержится большое разнообразие местных видов и мало, если вообще есть, неместных видов "вредителей" крыс. Но в сильно нарушенных местообитаниях второго роста, особенно в районах вблизи пахотных земель, происходит обратное-неместные крысы наиболее многочисленны, и есть только несколько выносливых местных видов. "Мы думали, что работа на Пинатубо подтвердит эту общую картину, поэтому мы ожидали увидеть лишь несколько местных видов, если таковые вообще есть", - говорит Рикарт.
Особой мотивацией для исследования Пинатубо было выяснить судьбу Apomys sacobianus, вулканической мыши Пинатубо. "После извержения Пинатубо мы искали эту мышь на других вершинах гор Замбалес, но не нашли ее, - отмечает Хини, - что говорит об очень ограниченном географическом распространении этого вида. Мы думали, что вулкан может быть единственным местом, где живет эта мышь." И, основываясь на ожиданиях от других островов, в то время казалось возможным, что вид мог быть потерян из-за извержения.
Однако обследование Пинатубо дало весьма неожиданные результаты-всего было зафиксировано 17 видов, в том числе восемь летучих мышей, семь грызунов (пять местных и два неродных вида) и даже два крупных млекопитающих (дикая свинья и олень). Вопреки ожиданиям, неместные крысы вообще не были распространены и были ограничены районами вблизи пахотных земель Aeta, где такие сельскохозяйственные вредители часто наиболее распространены. Несмотря на то, что во всех обследованных районах преобладала разреженная кустарниковая растительность второго роста, а не леса, местные грызуны были в изобилии повсюду.
Самое удивительное, что самым распространенным видом, в подавляющем большинстве, была вулканическая мышь Apomys sacobianus. Далеко не уничтоженный извержением, этот вид процветал в этом сильно нарушенном ландшафте наряду с другими местными видами, которые также имеют высокую терпимость к нарушениям. "В течение некоторого времени мы знали, что многие мелкие млекопитающие Филиппин могут переносить нарушения среды обитания, как естественные, так и вызванные человеком,-говорит Рикарт, - но большинство из них являются географически широко распространенными, а не локально эндемичными видами, которые обычно рассматриваются биологами-консерваторами как очень уязвимые."
Когда гора Пинатубо оправится от ущерба, нанесенного извержением, леса вернутся, и другие виды млекопитающих поселятся здесь". Пинатубо может стать прекрасным местом для создания долгосрочного проекта по мониторингу восстановления среды обитания и восстановлению общин после извержения,-говорит Рикарт.-такая информация будет полезна в усилиях по восстановлению многих районов, которые были обезлесены людьми."
Завершив исследование млекопитающих горы Пинатубо, Дэнни Балете вернулся в Полевой музей, где собрал образцы и данные исследования, сделал несколько ранних заметок для последующей публикации, а затем отложил их, чтобы закончить позже. После того как он внезапно умер в 2017 году в возрасте 56 лет, Рикарт и Хини говорят, что они взяли и завершили это исследование как дань уважения Балете, который в настоящее время признан одной из самых важных фигур в филиппинской науке о биоразнообразии за его обширный исследовательский вклад, наставничество молодых коллег и содействие наслаждению природой на всей территории Филиппин.
"Знание того, что вид, который когда-то считался уязвимым, даже боялся вымереть, на самом деле процветает, - это лучшая дань Данни, которую мы можем себе представить", - добавляет Хини. | |
Просмотров: 441 | |