Новое исследование, проведенное Бингемтонским университетом, Государственный университет Нью-Йорка, предполагает, что демографический коллапс, лежащий в основе мифа об острове Пасхи, на самом деле не произошел.
Вы, вероятно, знаете эту историю или ее версию: на острове Пасхи люди вырубали каждое дерево, возможно, чтобы создать поля для сельского хозяйства или воздвигнуть гигантские статуи в честь своих кланов. Это глупое решение привело к катастрофическому краху, и только несколько тысяч человек остались свидетелями того, как первые европейские лодки высадились на их отдаленные берега в 1722 году. Но действительно ли произошел демографический коллапс, лежащий в основе мифа об острове Пасхи? Ответ, согласно новому исследованию антропологов Бингемтонского университета Роберта ДиНаполи и Карла Липо, - нет. Их исследование "Приблизительное байесовское вычисление радиоуглеродных и палеоэкологических данных показывает устойчивость населения на Рапа-Нуи (остров Пасхи)" недавно было опубликовано в журнале Nature Communications. Соавторами являются Энрико Крема из Кембриджского университета, Тимоти Рит из Международного института археологических исследований и Терри Хант из Университета Аризоны. Остров Пасхи, или Рапа-Нуи на родном языке, уже давно находится в центре внимания ученых, занимающихся вопросами, связанными с экологическим коллапсом. Но чтобы решить эти вопросы, исследователям сначала необходимо восстановить численность населения острова, чтобы выяснить, произошел ли такой коллапс и, если да, то в каких масштабах. "Для Рапа-Нуи большая часть научных и популярных дискуссий об острове была сосредоточена вокруг идеи о том, что произошел демографический коллапс и что он коррелирует во времени с изменениями климата и изменениями окружающей среды", - объяснил ДиНаполи, научный сотрудник в области экологических исследований и антропологии. Через некоторое время после того, как он был заселен между 12-13 веками нашей эры, некогда покрытый лесом остров был лишен деревьев; чаще всего ученые указывают на расчистку, вызванную человеком, для сельского хозяйства и интродукции инвазивных видов, таких как крысы. Эти экологические изменения, как утверждается, снизили пропускную способность острова и привели к демографическому спаду. Кроме того, примерно в 1500 году произошел климатический сдвиг в индексе Южных колебаний; этот сдвиг привел к более сухому климату на Рапа-Нуи. "Один из аргументов заключается в том, что изменения в окружающей среде оказали негативное влияние. Люди видят, что была засуха, и говорят:" Ну, засуха вызвала эти изменения", - сказал Липо, профессор антропологии и экологических исследований и заместитель декана колледжа Харпур. "Есть изменения. Их население меняется, а окружающая среда меняется; со временем пальмы были потеряны, и в конце концов климат стал более сухим. Но действительно ли эти изменения объясняют то, что мы видим в данных о населении с помощью радиоуглеродного датирования?" Реконструкция изменений численности населения У археологов есть разные способы восстановить численность населения с помощью косвенных показателей, таких как изучение разного возраста людей в местах захоронений или подсчет древних жилищ. Эта последняя мера может быть проблематичной, поскольку она делает предположения о количестве людей, живущих в каждом доме, и о том, были ли дома заняты в одно и то же время, сказал Динаполи. Однако наиболее распространенный метод использует радиоуглеродное датирование для отслеживания масштабов человеческой деятельности в определенный момент времени и экстраполяции изменений численности населения на основе этих данных. Но радиоуглеродные даты могут быть неопределенными, признал ДиНаполи. Впервые ДиНаполи и Липо представили метод, который способен как устранить эти неопределенности, так и показать, как изменения численности населения связаны с переменными окружающей среды с течением времени. Стандартные статистические методы не работают, когда дело доходит до увязки радиоуглеродных данных с изменениями окружающей среды и климата, а также связанными с ними изменениями численности населения. Для этого потребуется оценить "функцию правдоподобия", которую в настоящее время трудно вычислить. Однако приближенное байесовское вычисление-это форма статистического моделирования, которая не требует функции правдоподобия и, таким образом, дает исследователям обходной путь, объяснил ДиНаполи. Используя этот метод, исследователи определили, что население острова неуклонно росло с момента его первоначального заселения до контакта с европейцами в 1722 году. После этой даты две модели показывают возможное плато численности населения, в то время как еще две модели показывают возможное снижение. Короче говоря, нет никаких доказательств того, что островитяне использовали ныне исчезнувшие пальмы в качестве пищи, что является ключевым моментом многих мифов о крахе. Текущие исследования показывают, что вырубка лесов была продолжительной и не привела к катастрофической эрозии; деревья в конечном итоге были заменены садами, мульчированными камнем, что повысило производительность сельского хозяйства. Во время засухи люди, возможно, полагались на пресноводные прибрежные воды. Строительство статуй моаи, которое некоторые считают фактором, способствующим разрушению, фактически продолжалось даже после прибытия европейцев. Короче говоря, до контакта с европейцами на острове никогда не проживало более нескольких тысяч человек, и их число скорее увеличивалось, чем сокращалось, показывают их исследования. "Эти стратегии устойчивости были очень успешными, несмотря на то, что климат стал более сухим", - сказал Липо. "Они действительно являются хорошим примером устойчивости и устойчивости." Похоронив миф Почему же тогда сохраняется популярное повествование о крахе острова Пасхи? Вероятно, это имеет меньшее отношение к древнему народу Рапа Нуи, чем к нам, объяснил Липо. По словам Липо, концепция о том, что изменения в окружающей среде влияют на человеческое население, начала развиваться в 1960-х годах. Со временем это внимание стало более интенсивным, поскольку исследователи начали рассматривать изменения в окружающей среде как основную движущую силу культурных сдвигов и преобразований. Но эта корреляция может в большей степени проистекать из современных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды и изменением климата, обусловленными индустриализацией, а не из археологических свидетельств. Изменения окружающей среды, указывает Липо, происходят в разных временных масштабах и с разной величиной. То, как человеческие сообщества реагируют на эти изменения, варьируется. Возьмем классический пример чрезмерной эксплуатации ресурсов: крах промысла трески на северо-востоке Америки. В то время как экономика отдельных общин, возможно, рухнула, более масштабные усилия по сбору урожая просто переключились на другую сторону мира. Однако на изолированном острове устойчивость-это вопрос самого выживания сообщества, и ресурсами, как правило, управляют консервативно. Неверный шаг в управлении ресурсами может привести к ощутимым катастрофическим последствиям, таким как голод. "Последствия ваших действий сразу же очевидны для вас и всех остальных вокруг вас", - сказал Липо. Липо признал, что сторонники истории о крахе острова Пасхи склонны видеть в нем отрицателя изменения климата; это явно не так. Но он предупредил, что то, как древние народы справлялись с изменениями климата и окружающей среды, не обязательно отражает нынешние глобальные кризисы и их влияние на современный мир. На самом деле, они могут многому научить нас о жизнестойкости и устойчивости. "Существует естественная тенденция думать, что люди в прошлом не были такими умными, как мы, и что они каким-то образом совершили все эти ошибки, но на самом деле все наоборот", - сказал Липо. "Они произвели потомство и успех, который создал настоящее. Даже несмотря на то, что их технологии могут быть более простыми, чем наши, еще так много предстоит узнать о контексте, в котором они смогли выжить." | |
Просмотров: 356 | |