Люди проявляют способность к терпимости и сотрудничеству между социальными группами, что редко встречается в животном мире, несмотря на нашу долгую историю войн и политических раздоров. Но как мы дошли до этого?
Ученые полагают, что бонобо могут служить эволюционной моделью. Находящиеся под угрозой исчезновения приматы имеют 99% своей ДНК с людьми и имеют репутацию в целом миролюбивых и сексуально активных - исследователи в шутку называют их "обезьянами—хиппи". И считается, что взаимодействие между их социальными группами гораздо менее враждебно, чем между их более жестокими родственниками, шимпанзе. Некоторые, однако, оспаривают это из-за отсутствия подробных данных о том, как работают эти группы и как они отделяются друг от друга. Новое исследование, проведенное гарвардскими приматологами Лираном Самуни и Мартином Сурбеком, посвященное социальной структуре бонобо, может начать заполнять некоторые пробелы. Исследование, опубликованное в PNAS, показывает, что четыре соседние группы бонобо, которые они изучали в заповеднике бонобо Коколопори в Демократической Республике Конго, поддерживали исключительные и стабильные социальные и пространственные границы между ними, показывая, что они действительно являются частью различных социальных групп, которые регулярно и мирно взаимодействуют друг с другом. "Это был очень необходимый первый шаг", - сказал Самуни, аспирант Гарвардской лаборатории Pan Lab и ведущий автор статьи. "Теперь, когда мы знаем, что, несмотря на то, что они проводят так много времени вместе, [соседние] популяции бонобо все еще имеют эти отдельные группы, мы действительно можем рассмотреть модель бонобо как нечто, что потенциально является строительным блоком или состоянием, на основе которого мы, люди, развили наш путь к более сложным, многоуровневым обществам и сотрудничество, которое выходит за рамки границ". Исследование является результатом трех лет подряд наблюдений за сообществом бонобо в заповеднике Коколопори с 2017 по 2019 год. Предыдущие исследования показали, что 59 бонобо образовали четыре отдельные группы, которые регулярно пересекались, чтобы взаимодействовать, ухаживать друг за другом и делиться едой. Что было неясно, так это то, в какой степени поведение этих групп бонобо напоминает поведение подгрупп шимпанзе, которые формируются в рамках одного более крупного сообщества. Приматологи называют подгруппы шимпанзе, которые отличаются высокой территориальностью и враждебностью по отношению к представителям других сообществ, соседями. По сути, члены этих подгрупп не проводят все свое время вместе как часть одной большой группы, но все они по-прежнему являются ее частью, поддерживая отношения друг с другом и (самое главное) не сражаясь друг с другом, когда встречаются. Бонобо изучены гораздо меньше, чем шимпанзе, из-за политической нестабильности и логистических проблем с созданием исследовательских площадок в лесах Демократической Республики Конго, единственного места, где водятся приматы. Кроме того, изучение взаимоотношений между группами бонобо и между ними еще более осложняется тем фактом, что подгруппы, по-видимому, смешиваются с определенной частотой. "На самом деле нет поведенческих признаков, которые позволили бы нам отличить это группа А, это группа В, когда они встречаются", - сказал Самуни. "Они ведут себя так же, как ведут себя с членами своей собственной группы. Люди в основном спрашивают нас, откуда мы знаем, что это две разные группы? Возможно, вместо того, чтобы быть двумя разными группами, эти группы представляют собой всего лишь одну очень большую группу, состоящую из особей, которые просто не проводят все свое время вместе [как мы видим в случае с соседями шимпанзе]". Чтобы получить ответ, по крайней мере два наблюдателя из заповедника ежедневно следили за каждой группой бонобо от рассвета до заката, записывая данные о поведении и местоположении, которые затем анализировались. Исследователи в первую очередь отслеживали, сколько времени отдельные бонобо проводили вместе, с кем и чем они занимались. Это помогло исследователям выполнить статистический метод, называемый кластерным анализом. Этот метод группирует точки данных в кластере таким образом, что точки из одной и той же группы тесно сгруппированы на графике, в то время как точки данных, не входящие в одну и ту же группу, сгруппированы в другом пространстве. По сути, они отслеживали, какие бонобо имели общие значимые ассоциации друг с другом, какие из них чаще собирались вместе за едой, какие из них, как правило, держались вместе, когда сталкивались с выбором, с кем пойти, и какие из них больше взаимодействовали в одном и том же домашнем ареале. Это помогло им провести четкие различия между тем, какие бонобо были частью одной и той же группы, и когда члены одной группы мирно взаимодействовали с соседними группами через границы друг друга. Они сравнили это с данными, собранными на 104 шимпанзе, которые жили в общине Нгого в национальном парке Кибале в Уганде в период с 2011 по 2013 год. Исследователи обнаружили, что группы бонобо в целом были более последовательными и стабильными, чем подгруппы шимпанзе. Это говорит о том, что бонобо в каждой группе имели более сильные социальные предпочтения друг к другу, чем это наблюдалось в подгруппах шимпанзе. Что касается бонобо коколопори, это помогло исследователям не только подтвердить существование четырех групп, которые они назвали Экалакала, кокоалонго, фекако и Бекако, но и найти надежный способ предсказать, какие бонобо с наибольшей вероятностью будут держаться вместе, когда разные группы бонобо встретятся. и разошлись. Самуни и Сурбек, доцент кафедры эволюционной биологии человека и старший автор статьи, говорят, что результаты показывают, что бонобо, как и люди, способны к сложным отношениям за пределами своей непосредственной основной сети. Теперь, когда исследователи твердо установили, что у этих бонобо есть отдельные группы, они хотят глубже изучить, как выглядят сотрудничество и торговля между этими группами и может ли это потенциально представлять то, как это выглядело у нашего общего предка. Это помогло бы объяснить, как люди в какой-то степени преодолели антагонизм между различными группами и развили мирное сотрудничество. Сурбек, который основал и руководит исследовательским проектом Kokolopori Bonobo, указывает на то, что окно для получения этих мощных знаний закрывается, поскольку бонобо находятся на грани исчезновения. "Их осталось очень мало", - сказал он. "Мы собираем здесь информацию, которая потенциально больше не будет доступна через 50 лет, если все будет продолжаться так, как сейчас". | |
Просмотров: 204 | |