Если вы посетите народ джу/хоанси на северо-востоке Намибии и северо-западе Ботсваны, вы увидите семьи, которые зарабатывают на жизнь собирательством, государственной помощью, продажей ремесел и другими видами деятельности. У большинства людей есть некоторый денежный доход, который используется для покупки продуктов питания, одежды и других товаров. У некоторых из очень немногих, имеющих оплачиваемую государственную работу, могут быть автомобили и мебель. Глинобитные хижины стоят рядом с каменными домами. Богатство распределено неравномерно, и за частью этого богатства скрывается долг.
Так было не всегда. Деньги - это что-то новое в обществе Джу/хоанси. Два поколения назад их экономика в значительной степени основывалась на добыче диких растений и животных ресурсов. С конца 1970-х годов джу/хоанси переехали в полупостоянные деревни и ведут смешанную экономику, включающую денежный доход. Однако с деньгами приходят новые возможности выбора. В новом исследовании Полли Виснер, профессор-исследователь кафедры антропологии Университета Юты и Университета штата Аризона, и Синди Синь-йи Хуанг из штата Аризона исследуют, как деньги изменили общество хуанси. Некоторые вещи времен собирателей, такие как совместное питание и подарки близким родственникам, не изменились. Другие вещи, такие как расширенные сети родства и пожертвования сообщества, основанные на потребностях, определенно есть. "Мы не знаем, что произойдет дальше", - говорит Виснер. "Я видел изменение норм или условностей от необходимости делиться большей частью того, что у вас есть, к разрешению сохранять свой денежный доход и удовлетворять свои собственные потребности, а затем делиться тем, что осталось". Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
История бушменов джу/хоанси
Как общество функционирует без денег? До появления денег экономика Джу/хоанси была основана на совместном использовании и дарении подарков. "Допустим, кто-то убивает крупное животное, - говорит Виснер, - и там много мяса. Что ж, он может раздавать это мясо по очень низкой цене для себя, потому что оно все равно сгниет. Но получатель, который может быть очень голоден и в чем-то нуждается, сочтет это мясо большой пользой". Общество кочевых охотников-собирателей также распределяло имущество по своим общинам, даря вещи друг другу. Подарки служили для того, чтобы дать информацию о статусе лежащих в основе отношений, разделить потребности и укрепить социальные связи, поскольку каждый подарок нес в себе связь между дарителем и получателем. Эти традиции дарения и совместного использования объединились в систему под названием хсаро, которая определяла родню, за заботу о которой отвечал каждый Джу/хоанси. В трудные времена Джу/хоанси могли положиться на своих партнеров по hxaro или даже жить с ними в других деревнях на расстоянии до 125 миль (200 км) в течение нескольких месяцев. В 1974 году 69% имущества Джу/хоанси было получено в качестве подарков хсаро. Но затем деньги вошли в их общество, вызвав постепенные культурные изменения. В 1970-х годах, на фоне потери традиционных земель джу/хоанси, правительство Намибии создало родину для бушменов под названием ньяе-ньяе. В течение следующих нескольких десятилетий Джу/хоанси начали разводить животных и сельскохозяйственные культуры в небольших масштабах и начали получать государственную помощь для детей и пенсии для пожилых людей, а также некоторую работу в окружной столице Цумкве. Эта государственная помощь жизненно важна, поскольку семьи с трудом обеспечивают себя предметами первой необходимости после потери своих кормовых угодий. В дополнение к этой государственной помощи жители Ньяе-Ньяе также собирают растение "Коготь дьявола", которое растет в зарослях и может быть продано фармацевтическим компаниям в качестве обезболивающего средства, обеспечивая еще один источник дохода. Итак, прежде чем мы продолжим, давайте сделаем паузу и поразмышляем о концепции денег. Возвращаясь к концепции обмена мясом от крупной добычи — это сделка, которая обходится дарителю недорого, поскольку у него слишком много продуктов для использования, и приносит большую пользу получателю, поскольку он в них нуждается. Но если вы включаете в уравнение деньги, то теперь обмен деньгами обходится дарителю так же, как и получателю, поскольку стоимость денег фиксирована. Совместное использование теперь обходится дороже. Это также отделяет значение предметов, приобретенных через социальные отношения, вроде того, как подарочный сертификат в книжный магазин не означает то же самое, что книга, которую кто-то выбрал в этом магазине в качестве подарка для вас. Для джу/хоанси почти все их имущество ранее было подарком, сделанным в рамках социальной связи. "Таким образом, объект, подарок, никогда не отделяется от отношений", - говорит Виснер. "Во всех ваших материальных благах заложена какая-то взаимосвязь, в то время как с деньгами вы просто идете в магазин и получаете их, и никаких социальных отношений нет".
Как деньги изменили обмен и дарение подарков
В период с 1996 по 2018 год Виснер опрашивал хуанси в Ньяе-Ньяе, узнавая об их образе жизни и социальных сетях. Она сравнила эти данные, включая опросы о том, откуда взялось имущество людей, с данными, которые она собрала в середине 1970-х годов, когда впервые посетила их в Ботсване. С помощью своих давних помощников по исследованиям Ju/'hoansi Виснер продолжила сбор и анализ данных о том, как сельские жители тратили свои деньги в период с 2020 по 2022 год. Она обнаружила, в частности, что система обмена hxaro в расширенной сети kin по существу рухнула. К 1997 году число партнерств hxaro сократилось вдвое. К 2018 году система, по сути, представляла собой немногим больше, чем историю, рассказанную старейшинами. Почему он так быстро снижался? Раньше, в трудные времена, группа джу/хоанси рассеивалась и жила с родичами хсаро, делясь своими охотничьими способностями и получая ресурсы своих хозяев. Теперь, с постоянными поселениями и вариантами питания, предлагаемыми за деньги, совместное проживание с посетителями стало дороже, чем было раньше. А с появлением наличных денег социальная экономика меняется. Джу/хоанси уважают самостоятельность друг друга в том, чтобы распоряжаться своими деньгами так, как они хотят, и в первую очередь заботиться о своей семье. "Когда мне платят, я получаю много просьб", - сказал один сельский житель. "Я говорю своей семье и друзьям, что сначала я расплачусь со своими долгами в магазине и куплю еду, школьную форму и другие товары для семьи и для себя. Если денег не осталось, я говорю им, что, возможно, в следующий раз я смогу им что-нибудь дать. Вот как мне удается иметь достаточно для себя, но при этом сохранять своих друзей". Обмен и дарение подарков не исчезли полностью, но изменились, чтобы отразить новую экономику. Вместо того, чтобы делиться мясом от крупных убийств (что все еще случается, но такие убийства редки), сообщества устраивают "вечеринки с чаем и сахаром" и трапезы для большой семьи. Подарки по-прежнему дарятся, но теперь их покупают, а не делают. А подарки дальним родственникам, которые составляли 23% от общего числа подарков в 1974 году, упали до 1% от общего числа подарков в 2018 году.
Как деньги изменили социальный порядок
Неудивительно, что введение денег создало неравенство в благосостоянии. Несколько наемных государственных служащих получали значительно больше денег, чем другие жители деревни, и тратили их на автомобили, дома, мебель и другое имущество, которое недоступно для многих хуанси. Но, возможно, к удивлению американцев, деньги не создали других форм социального неравенства. Например, несмотря на то, что 90% самых высокооплачиваемых государственных должностей достались мужчинам, женщины добивались дохода другими способами, такими как сбор урожая "Когтя дьявола". Не было никакой существенной разницы в количестве вещей, приобретенных женщинами и мужчинами в любой данный год или по месту жительства, что свидетельствует о незначительном гендерном неравенстве. "Гендерное равенство существовало всегда, - говорит Виснер, - и иногда люди думают, что из-за того, что у мужчин больше рабочих мест, оно уменьшится, но это не так". По ее словам, джу/хоанси ценят эгалитаризм, который означает, что каждый человек уважает автономию друг друга в осуществлении экономической деятельности. Это помогает предотвратить социальное неравенство между различными группами доходов. Дорогие каменные дома, по ее словам, строятся рядом с глинобитными хижинами. "Ни один бушмен не нанимает другого бушмена для выполнения их грязной работы", - говорит Виснер. "Если люди пытаются получить политическую власть, их подавляют. Я не знаю, как долго это продлится, вы действительно не можете сказать, но на данный момент очень сильны эгалитарные принципы, несмотря на то, что материальные различия велики".
Желания и потребности
Да, деньги изменили общество Джу/хоанси. Это не означает, что предыдущий образ жизни, связанный с добычей пищи, был идеальным — он был отмечен периодической нищетой, беспокойством и отсутствием продовольственной безопасности, говорит Виснер. Есть свои преимущества в том, чтобы иметь возможность покупать продукты питания, одежду и другие предметы первой необходимости. Но что происходит, когда потребности удовлетворены и все больше и больше вещей, которые раньше были желаниями, становятся потребностями? "Когда становится доступно больше — компьютеры, модные телефоны, все эти вещи — в нашем восприятии они превращаются из желаний в потребности", - говорит она. "И то же самое происходит и с Джу/хоанси. Определенное количество материальных благ, чтобы сделать их удобными — одежда, обувь и т.д. — Становятся потребностями, а не просто желаниями. И это то, что на самом деле делают деньги. Это меняет общество, потому что оно постоянно все больше и больше переходит в категорию потребностей". Это то, что, по словам Виснер, широко распространено в западном обществе, но, учась у хуанси, она смогла увидеть, как это проявляется с самого начала появления денег в обществе. "Чего я не вижу, так это использования денег для создания социального неравенства, этого пока не происходит", - говорит она. Но общество, скорее всего, продолжит меняться. В настоящее время нет социальных институтов, которые позволяют одному Джу/ хоанси нанимать другого или требовать оплаты за оказанные услуги, также нет учреждений, которые заставляли бы выплачивать межличностные ссуды (хотя магазины были готовы расширять кредитные линии, также вводя задолженность). "Итак, что мне нужно будет увидеть, - говорит Виснер, продолжая свое почти 50-летнее исследование общества Джу/ хоанси, - так это то, появятся ли какие-то новые институты для работы с деньгами в текущей ситуации". | |
Просмотров: 185 | |