Малые островные государства теряют терпение по отношению к крупным странам, загрязняющим окружающую среду, поскольку они страдают от разрушительных последствий изменения климата. Без значительного прогресса на предстоящих переговорах COP27 по климату в Египте решающее голосование на следующем заседании Генеральной Ассамблеи ООН, инициированное крошечными тихоокеанскими островами Вануату, может открыть шлюзы для международных судебных разбирательств по климату.
Основная группа из 16 государств, возглавляемая Вануату, представит Генеральной Ассамблее в декабре проект резолюции с просьбой к Международному суду (МС) дать "консультативное заключение" для разъяснения прав и обязанностей государств по международному праву в связи с неблагоприятными последствиями изменения климата.
Вануату необходимо лишь простое большинство присутствующих и голосующих членов (50% плюс один), и поддержка растет. В случае успеха эстафета переходит к Международному суду, который внесет правовую ясность в этот сложный вопрос. Консультативное заключение не будет иметь обязательной силы. Тем не менее, такое мнение обладает огромной моральной силой и юридическим авторитетом. Хотя голосование состоится после 27-й сессии КС, инициатива Вануату может оказать влияние на переговоры в Египте.
Ответственность и компенсация за потери и ущерб
Островные государства с низким уровнем дохода, такие как Вануату, внесли наименьший вклад в изменение климата, но как группа они наиболее непосредственно затронуты им. В частности, для низменных атоллов повышение уровня моря представляет экзистенциальную угрозу — некоторые тихоокеанские страны к концу столетия окажутся полностью под водой. Поэтому неудивительно, что государства добиваются ясности от Международного суда. Вануату взяла на себя инициативу по обращению в международные суды, но другие могут последовать ее примеру. Еще в 1991 году Альянс малых островных государств (АОСИС) впервые призвал к созданию механизма компенсации странам, пострадавшим от повышения уровня моря. В наши дни раздаются призывы к выплате "убытков и ущерба" для устранения последствий, связанных с изменением климата, к которым невозможно приспособиться. Но неоднократные попытки привлечь внимание к потерям и ущербу в рамках переговоров были встречены враждебно со стороны богатых стран. На COP26 в Глазго в прошлом году AOSIS, поддержанный коалицией из 134 развивающихся стран и Китая, призвал к созданию нового механизма для финансирования потерь и ущерба, но это было решительно заблокировано США и ЕС. Затраты на реагирование на климатические катастрофы в развивающихся странах к 2050 году могут составить триллионы долларов, и богатые страны захотят избежать каких-либо юридически обязывающих обязательств по покрытию этих расходов за счет государственных ресурсов. Но консультативное заключение Международного суда могло бы помочь сдвинуть переговоры с мертвой точки, поскольку угроза масштабных судебных разбирательств в будущем может побудить богатые страны капитулировать.
Расходящиеся интересы
Все это играет роль во все более противоречивой геополитике между развивающимися островными государствами и более крупными и богатыми нациями. Простое разделение между богатыми и бедными, севером и югом, или на жаргоне климатической политики "странами, включенными в приложение I", и "странами, не включенными в приложение I", не раскрывает всей истории. Например, многие "развивающиеся" страны со средним уровнем дохода быстро проходят индустриализацию. Их быстрорастущие выбросы приводят к тому, что их интересы расходятся с интересами малых островных государств, и неясно, сохранит ли большая группа развивающихся стран единство в переговорах о потерях и ущербе.
Признание могущества малых государств
Инициатива Вануату признает неудачи переговоров по изменению климата, но служит примером уникальных способов, которыми малые островные развивающиеся государства могут осуществлять власть. Во-первых, признание президентом страны того, что Международный суд является "единственным главным органом системы ООН, которому еще не была предоставлена возможность помочь в преодолении климатического кризиса", чрезвычайно проницательно. Это, казалось бы, банальное замечание о процессе, не имеющем юридической силы, на самом деле имеет огромное политическое значение, потому что, если бы была предоставлена возможность, Международный суд мог бы вынести решение, которое могущественные страны-загрязнители предпочли бы не слышать. Во-вторых, инициатива Вануату вызвана низким уровнем амбиций при нынешних определяемых на национальном уровне взносах (сумма, на которую каждая страна обязуется сократить свои выбросы). Международное право требует от государств предотвращать причинение вреда окружающей среде и защищать права человека. В лучшем случае эти обязательства не выполняются; в худшем случае они активно подрываются отсутствием мер по преобразованию климата, которых требуют уязвимые государства. В-третьих, эту инициативу возглавляет страна с населением всего 300 000 человек на 83 островах и атоллах, многие из которых буквально уходят под воду. Это замечательный пример того, какие рычаги воздействия могут быть использованы малыми и уязвимыми государствами. В отсутствие традиционных источников власти (размера и военной мощи) островные государства смогли создать многосторонние коалиции и использовать институциональные формы влияния (такие как их членство в ООН, международное право и моральное убеждение) для устранения дисбаланса. Могущественные нации должны встать и обратить на это внимание. Вануату и ее партнеры придерживаются новаторской дипломатической стратегии, и другие, вероятно, последуют их примеру. Но независимо от результатов инициативы Международного суда, любая признанная ответственность за потери и ущерб, вызванные изменением климата, будет иметь значимые последствия только тогда, когда страны устранят их. Ради самых маленьких и уязвимых наций на земле им давно пора это сделать. | |
Просмотров: 220 | |