Всемирно известных джазовых музыкантов часто хвалят за их творческую изобретательность. Но как они придумывают импровизации? И что делает соло артистов более заманчивыми, чем соло менее опытных игроков? Эти вопросы продолжают озадачивать не только поклонников джаза, но и исследователей психологии. До сих пор доминировали две ведущие теории: либо музыканты учатся осваивать правила, указывающие им, что они могут и чего не могут играть, — своего рода "секретный язык джаза". Либо каждый музыкант создает личную библиотеку мелодических паттернов — "облизываний", — которые они могут использовать и комбинировать в новых и интересные способы. За эти годы ученые-музыковеды собрали множество таких томов "облизываний", чтобы учащиеся могли попрактиковаться.
Тем не менее, тот факт, что определенная комбинация нот повторяется много раз, не является доказательством лежащего в основе паттерна движения, хранящегося в мозгу музыкантов — это может быть просто чистым совпадением. "Библиотечная теория" джазовой импровизации Новое исследование, только что опубликованное в журнале Cognition, предоставляет первые убедительные психологические доказательства библиотечной теории джазовой импровизации. Впервые исследователи из Орхусского университета и Университета штата Джорджия обнаружили, что опытные джазовые музыканты играют определенные комбинации нот с гораздо большей последовательностью и силой, чем другие. Независимо от того, были ли эти "облизывания" исполнены быстро или медленно, громко или мягко, относительные ритмы и акценты оставались очень похожими. Это убедительно свидетельствует о том, что каждый игрок обладает набором паттернов, которые непосредственно основаны на его собственном теле и мозге. Многие знатоки джаза назвали это своим личным "словарным запасом". Интересно, что новое исследование показало, что эти импровизационные словари варьируются у разных игроков. Мартин Норгаард, родившийся и выросший в Дании, а ныне адъюнкт—профессор музыкального образования в Университете штата Геогия в Атланте, комментирует далее: "Удивительно, что опытные джазовые музыканты хранят в мозгу связанные звуковые и моторные репрезентации - это как звучание песен, так и информация о том, как их играть. Будучи сам джазовым скрипачом, я часто слышу облизывания, которые хочу сыграть во время импровизации, но моторное представление не является полным, поэтому облизывание получается неправильным. Основываясь на наших исследованиях, это должно происходить реже по мере развития опыта". Стилистически уместные и новые — отличительные черты творчества Используя усовершенствованную компьютерную модель, исследователи, кроме того, показали, что "облизывания", как правило, происходят в относительно предсказуемых контекстах, но одновременно вызывают большее удивление и неуверенность у слушателя. Это открытие хорошо согласуется с ведущими теориями психологии и нейробиологии о человеческом творчестве и о том, что делает определенные виды музыки особенно приятными для прослушивания. В частности, мелодии в личном словаре джазовых импровизаторов, как правило, стилистически уместны и новы — по мнению ученых, это два признака креативности. "Тот факт, что соло джазовых экспертов вызывают у слушателей большие ожидания и одновременно удивляют их, возможно, именно то, что делает эти мелодии такими запоминающимися. В конечном счете это может помочь нам понять, почему некоторые музыканты становятся знаменитыми, а другие нет", - сказал старший автор Нильс Ч.Р. Хансен, доцент Орхусского института перспективных исследований Орхусского университета, Дания.
Результаты исследования — как они это сделали?
Исследователи проанализировали почти 100 000 нот, сыгранных на MIDI-клавиатуре джазовым пианистом артистического уровня Кевином Бейлсом во время 11 концертов живой музыки для зрителей в Соединенных Штатах. Эта коллекция соло была сопоставлена с записями 25 опытных джазовых пианистов, принимавших участие в предыдущем лабораторном эксперименте.
| |
Просмотров: 177 | |