В 2020 году, когда пандемия COVID-19 привела к резкому росту удаленной работы и обучения, число пользователей приложений для видеоконференций, таких как Zoom, резко возросло. Было доступно множество других вариантов, но экспоненциальный рост числа видеоконференций подчеркивает важнейший аспект человеческого общения: чтобы делать это эффективно, нам нужно видеть друг друга. И дело не только в мимике. Язык тела также является очень мощной формой социальной коммуникации, используемой для выражения наших чувств окружающим нас людям.
Действительно, язык тела настолько важен, что в части нашего мозга, называемой зрительной корой, есть специальные области, настроенные на различные позы и выражения тела. И, как мы показываем в новом исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, люди в этом не одиноки: мозг макак-резусов, как и наш, запрограммирован реагировать на язык тела не только представителей своего вида, но и людей и других животных.
Мозги наблюдают за телами
Многочисленные исследования показали, что "избирательные к телу области" нашего мозга активируются сильнее, когда мы смотрим на позы тела, передающие страх, чем когда мы смотрим на более спокойные позы тела. Однако мы - единственные приматы, которые ходят на двух ногах, а наши руки обычно свободны для размахивания и позирования. Это заставило нас задуматься, является ли способность распознавать язык тела уникальной для людей. В нашем новом исследовании мы использовали неинвазивный метод, называемый функциональной магнитно-резонансной томографией, для измерения мозговой активности у четырех макак-резусов (Macaca mulatta), показывая им фотографии различных поз тела. Эти обезьяны - наши близкие эволюционные родственники. В других исследованиях изучалось, как они обрабатывают то, что они наблюдают в социальных ситуациях, но долгое время было неясно, как они обрабатывают язык тела. Как и люди, участвовавшие в предыдущих исследованиях, обезьян сначала обучили удобно сидеть в сканере. Затем, во время экспериментальных сеансов сканирования, им показали фотографии обезьян, которые либо были напуганы чем-то в своем окружении, либо спокойно занимались своими делами.
Сеть языка тела
Черты лица на фотографиях были размыты, чтобы гарантировать, что выражения лица не могли повлиять на активность мозга, измеренную во время эксперимента. Чтобы определить местонахождение частей мозга обезьяны (если таковые имеются), которые кодируют эмоциональный язык тела, мы вычли нейронный сигнал, наблюдаемый при просмотре тел спокойных обезьян, из сигнала, наблюдаемого при просмотре тел испуганных обезьян. В результате мы идентифицировали сеть избирательных к телу областей, расположенных вдоль глубокой борозды в мозге, называемой верхней височной бороздой. Это очень напоминает сеть, обнаруженную в человеческом мозге. Наше открытие устанавливает то, что нейробиологи называют "ключевой функциональной гомологией" между людьми и макаками-резусами. Другими словами, у обоих видов есть участки мозга, избирательные к телу, с одинаковой визуально вызываемой реакцией на эмоциональный язык тела. С антропологической точки зрения этот результат говорит о том, что мы не единственные приматы, которые используют позы тела для передачи своих чувств.
Межвидовая коммуникация
Самой интригующей частью наших результатов было открытие, что эта реакция на язык тела не ограничивалась телами других макак-резусов. Фотографии людей и даже домашних кошек как в спокойном, так и в испуганном состоянии вызывали сходную мозговую активность. Это особенно интересно, если учесть, что обезьяны в этом исследовании жили и работали с исследователями-людьми и лицами, осуществляющими уход, как и многие одомашненные виды (домашние животные) и животные, содержащиеся в неволе в зоологических парках. Таким образом, эти результаты открывают возможность того, что животные, с которыми мы взаимодействуем и которых видим вокруг себя, обладают способностью распознавать язык нашего тела. Это потенциально важное соображение, поскольку человеческая популяция расширяется и проникает в районы, где мы можем ожидать частых конфликтов между людьми и животными. Нечеловеческие приматы обладают высокой адаптивностью, умом и ловкостью, и они способны работать вместе. Эти качества означают, что они представляют собой одну из самых серьезных проблем для смягчения последствий конфликтов между человеком и дикой природой и сосуществования. Действительно, в некоторых местах популяции обезьян представляют реальную угрозу. Например, в национальном парке Амбосели в Кении, где популяция бабуинов саванны привлекает искусственные водопои и колодцы, наблюдается эскалация насилия и заметный рост смертности бабуинов. Возможно, понимание того, что мы можем передавать намерения и чувства разных видов с помощью языка тела, обеспечит средство избежать конфликта.
Общий социальный интеллект
Исследователи и клинические психологи часто фокусировались на способности человека читать и распознавать выражения лица. Однако наши результаты подчеркивают важность языка тела как еще одного инструмента коммуникации. Появляющиеся данные свидетельствуют о том, что тела и позы также играют важную роль в социальном поведении, поскольку они помогают контекстуализировать выражения лица. Они могут быть более полезны, когда вы стоите на расстоянии и решаете, приближаться к другому человеку или избегать его. Следующим шагом в нашем исследовании является изучение того, как эти различные области мозга, избирательные к телу, работают с известной сетью мозга, избирательно относящейся к лицу, и как эти области способствуют нашему пониманию социальных контактов. На данный момент кажется неоспоримым то, что наш замечательный социальный интеллект разделяют наши двоюродные братья-приматы. | |
Просмотров: 176 | |