Человек на производстве и специфика труда (статья из журнала Наука и Техника, от декабря 1964 г.) Среди летчиков бытует шутливое напутствие: «Поднимаясь в воздух, помни, что бог не создал запасных частей для человека». Здесь, как в каждой шутке, есть доля правды. Конечно, к человеческому организму следует относиться очень бережно не только в воздухе. Ведь люди могут терять здоровье и работоспособность не только при таких чрезвычайных обстоятельствах, как авария в воздухе. Часто в повседневных условиях неблагоприятные для организма воздействия окружающей среды (в том числе и среды производственной) незаметно оказывают на него не менее разрушительное влияние. Человек проводит на производстве примерно треть своей жизни. Он является главной фигурой производственного процесса; занят ли он на вспомогательных операциях или за диспетчерским пультом координирует весь процесс работы — всегда результаты труда зависят от энергии, ума, чувств, воли человека, короче говоря, от его физических и психических возможностей, которые в свою очередь во многом определяются воздействиями внешней среды. Возможно ли в настоящее время создание производственной среды, наиболее благоприятной с точки зрения потребностей человеческого организма, его физических и психических возможностей? Наука и практика отвечают на этот вопрос утвердительно. Теперь рациональная организация производственного процесса опирается на такие науки, как гигиена и физиология труда, инженерная психология и эргономика, техническая эстетика. Общая их направленность—упорядочение рабочего процесса и производственной среды таким образом, чтобы человек трудился более экономично, то есть чтобы он давал большую производительность труда при наименьшей затрате физических и умственных сил. Учитывать специфику труда! В современной промышленности (особенно легкой и в приборостроении) распространен конвейерный способ производства. Для него характерны высокая степень разделения труда, вынужденный темп работы, определяемый скоростью движения конвейерной ленты, и монотонность. При работе на конвейере организм находится в состоянии большого статического напряжения (насильственное, часто неудобное для человека положение тела). Бесконечное повторение одних и тех же движений и действий ведет к их автоматизации, сводя до минимума участие мышления. Это создает психологическую обстановку скуки, однообразия. При таких обстоятельствах в коре головного мозга работают одни и те же нервные клетки. В них быстро накапливается торможение, которое является следствием утомления. Институтами гигиены труда разработана система мероприятий, направленная на предупреждение утомления наряду с конвейерной системой в современном производстве важное место занимают частичные формы автоматизации как переходный этап от комплексной механизации к полной автоматизации. Здесь основная функция человека — контроль и регулирование производственного процесса с помощью автоматических приборов и устройств. Ведущими профессиями в полуавтоматизированном цехе теперь являются операторы пультов управления, наладчики и механики высокой квалификации. К какому виду труда можно отнести работу оператора: умственному или физическому? Попробуем мысленно разложить действия оператора пульта управления на составные части. Их три: · восприятие сигналов и показаний приборов (сенсорная, или чувствующая функция); · мысленная переработка информации и обдумывание необходимого действия (интеллектуальная функция); · движение, воздействующее на определенный орган управления (двигательная функция). Первые два момента мы с полным правом относим к труду умственному, третий — к физическому. Как видим, частичная автоматизация постепенно переводит нагрузки из сферы физической в сферу умственного труда. Работа оператора требует большого напряжения внимания, быстрого его переключения, точных и быстрых реакций на многочисленные раздражители, большой подвижности нервных процессов. Слишком большая скорость подачи сигналов, превышающая возможности нервной системы человека, может повести к нервному переутомлению и, в конечном итоге, неврозу. Большое значение в связи с этим приобретают правильное расположение и плотность размещения сигналов на пультах управления, четкость обозначений и надписей на шкалах приборов, функциональное цветовое оформление пульта, помогающее восприятию. В частности, опыты литовского психолога А. Пянкаускаса показали, что наиболее удачной единицей плотности расположения сигналов на пульте управления является площадь в 292 см2 на один сигнал при объеме зрительного поля оператора 18°56' по вертикали и 13°18' по горизонтали. Оказывается, что при большей плотности возрастает количество ошибок оператора, при меньшей — увеличивается время реакции на сигналы. В случае недостаточной четкости обозначений, слишком близкого расположения сигналов и органов управления (ручек, кнопок, тумблеров) возможны ошибки: неправильное считывание показаний приборов или нажатие на соседние рычаги управления. При современных мощностях это может привести к авариям больших масштабов. Неправильное расположение или неудачная конструкция органов управления ведут не только к ошибкам, но и к излишнему расходованию мышечной энергии. Ведь оператор за смену делает десятки тысяч рабочих движений! Конкретные вопросы функциональной и эстетической компоновки сигналов и органов управления на пультах в нашей стране и за рубежом исследуются художниками-конструкторами совместно с эргономистами (гигиенистами, физиологами, психологами). Умело пользоваться цветом и светом! В создании оптимальных условий труда большую роль играет цветовое оформление интерьера производственного помещения, окраска оборудования. Художники и психологи знают, что вещи, окрашенные в желтый, оранжевый, красный, коричневый цветовые тона или их оттенки, воспринимаются теплыми, предметы же белого, голубого, синего, фиолетового цвета кажутся холодными. Психологически это объясняется тем, что тепло связывается с цветом огня, холод, прохлада — с цветом снега, льда, воды. «Холодные» тона при их восприятии создают иллюзию отдаления предметов, расширения пространства, «теплые», наоборот, как бы приближают окрашенные в них предметы и вещи. Правильно используя цвет, можно в определенной мере «исправлять» архитектурные недостатки помещений, «снижая» потолок, «приближая», «отдаляя» или «расширяя» стены. Темные оттенки цветовых тонов, в особенности черный, зрительно «утяжеляют», светлые же, наоборот, «облегчают» вес предметов, как бы придают им невесомость, «воздушность». Это свойство нужно учитывать при окраске тары и других тяжелых предметов, с которыми работают вручную. Цвет может определенным образом влиять также и на настроение. Экспериментально доказано, что зеленый цвет и свет менее всего раздражают зрение и создают спокойное настроение. Наоборот, угнетающе действует на настроение фиолетовый цвет и его сочетание с пурпурным. Человек во время работы может не замечать влияния цвета, но при неблагоприятной окраске интерьера производственного помещения он будет утомляться, раздражаться. Поэтому помещения и оборудование следует окрашивать так, чтобы сочетание цветовых тонов способствовало созданию оптимальных условий для работы. Для окраски производственных помещений и оборудования психологически оправдано применение цветовых тонов средней части спектра (желтого, зеленого, голубого) слабой насыщенности. Причем большие поверхности (стены, потолки) рекомендуется красить в более светлые оттенки по сравнению с оборудованием, учитывая, что они должны обладать высоким коэффициентом отражения света. Цветовая схема окраски интерьеров производственных помещений должна планироваться художниками, архитекторами вместе с эргономистами на основе изучения конкретных трудовых процессов на рабочих местах, архитектурных особенностей помещения, средней температуры воздуха, наличия шума и других факторов. Например, цветовое оформление интерьера помещения, где преобладает умственный труд, рекомендуется красить в спокойные, малонасыщенные цветовые тона и оттенки достаточной светлоты (светло-зеленый, светло-желтый, голубой, голубовато-серый). А в цехах, где работа связана с большими периодическими мышечными напряжениями, целесообразно применять окраску более ярких, насыщенных, возбуждающих цветовых тонов (желтый, оранжевый) и их контрастов. Общее цветовое решение интерьера художественно и функционально должно увязываться с окраской оборудования. При этом следует учитывать, что большую часть времени в поле центрального зрения человека находится та часть стола или станка, на фоне которой он работает с деталями: рабочая зона, соответствующая углу эффективной видимости. Кроме того, в поле периферического зрения человека попадают участки, расположенные сбоку от рабочей зоны, а также часть пространства впереди рабочего места. Периодически, в микропаузах, взгляд работающего охватывает и более широкое пространство — интерьер цеха. Чтобы создавались наилучшие условия для зрительной работы, цветовое соотношение этих полей зрения должно отвечать эстетическим и психофизиологическим требованиям. Прежде всего, окраска рабочей зоны не должна резко контрастировать по цветовому тону и яркости с окраской изделия. Цветовой тон последнего и степень его яркости должны находиться в определенном соотношении с соответствующими показателями рабочего стола (фона). Наилучшим считается отношение 3:1, то есть когда объект труда по цветовому тону и яркости в три раза превосходит рабочую зону. Более резкий контраст утомляет зрение. Поэтому для окраски рабочей зоны не рекомендуются цвета, дополнительные к цвету изделия (дополнительными считаются цвета, дающие при смешении белый или серый цвет. Таковы красный и зеленовато-голубой, желтый и сине-фиолетовый, черный и белый. Расположенные рядом, они усиливают друг друга). Учитывая эти обстоятельства, окраска рабочей зоны и части окружающей среды должна решаться в спокойных, мягких полутонах, не отвлекающих внимания и не являющихся дополнительным источником раздражения. Яркие, насыщенные тона при окраске оборудования применяются лишь для предупреждающих знаков, аварийных ручек, то есть тех частей станка, которые не находятся постоянно в поле зрения рабочего, но в случае необходимости должны цветом привлекать к себе внимание. Например, на участках сборки мелких деталей, где передача их с одного места на другое осуществляется с помощью конвейера, рабочую зону и рабочее место целесообразно красить в мягкие, спокойные оттенки, чтобы не утомлять зрения резкими контрастами и яркостью. Ведь движущаяся в поле зрения работницы лента конвейера, мелкие детали сами по себе являются сильными раздражителями — источниками утомления. Но однообразие также утомляет. Поэтому в общем цветовом оформлении такого цеха допустимо скромное и приятное разнообразие в оттенках цвета стен, тумбочек для инструментов, шкафчиков, которое зрительно воспринимается работающими в микропаузах, перерывах для отдыха и помогает нервной разрядке. На механических участках процесс труда организован по-другому. При работе на металлорежущих станках большое значение приобретает организация зрительного фона, которым обычно служит пространство за станком. Здесь большого напряжения зрения требуют периодические замеры деталей мерительными инструментами в ходе их обработки. В такие моменты в поле зрения рабочего попадает пространство за станком, где часто господствует зрительный хаос: видны линии станков, ящики с продукцией, движущиеся по цеху рабочие и внутрицеховой транспорт. Все это не может служить хорошим фоном для операций замера. Поэтому за станком для создания правильного фона и одновременно для защиты от стружки целесообразно ставить щиты-экраны, окрашенные в светлые, спокойные тона. Части станков, находящиеся вне рабочей зоны, можно окрашивать более насыщенно. С окраской тесно связана освещенность производственных помещений. Общеизвестно, что для нормальной зрительной работы необходимо достаточное количество света. На предприятиях этого достигают, дополняя естественное освещение искусственным. Данные психофизиолога С. Кравкова о сравнительной ценности смешанного освещения свидетельствуют, что наилучшим образом острота зрения, скорость зрительного восприятия и устойчивость ясного видения проявляются при дневном освещении, несколько хуже при смешанном, еще хуже при искусственном. Интересно отметить, что на мускульно-двигательную работоспособность влияет также цветность освещения. Эксперименты, проведенные под руководством С. Кравкова, показали, что наибольшая работоспособность бывает при зеленом освещении, наименьшая — при красном; белое освещение занимает в этом смысле промежуточное место. Следует учитывать, что поверхности, находящиеся внутри производственных помещений, отражают свет основного источника света, сами являясь источниками отраженного света. В любом рабочем помещении имеется три основных источника отраженного света: потолок и стены; пространство, находящееся в поле зрения: станок, рабочий стол, нижняя часть стены; пол. Резкий контраст яркостей этих объектов вызывает усталость, головные боли. Если в течение дня рабочий сотни раз перемещает глаза с темной поверхности станка на светлую с отражением 70—80 процентов света, зрачок то сужается, то расширяется; это вызывает утомление. Очень вредно действуют на зрение так называемые «блёские» — гладкие полированные поверхности, которые отражают яркие блики источника света. Слепящее действие такого яркого поля изменяет адаптацию глаза. Наличие мешающих блёских раздражителей может сказаться и на степени напряженности мышечного аппарата. Все это вызывает чрезмерное утомление зрения. Все должно гармонировать Большую роль играет художественное оформление цеха, создающее впечатление порядка, гармонии, красоты. С этой точки зрения должны быть продуманы и решены многие частные вопросы: занавеси на окнах, оригинальные композиции зелени, содержание и форма наглядной агитации, правильное ее размещение. Например, в цехе транзисторных радиоприемников Рижского радиозавода имени А, С. Попова, где по проекту художника Специального художественно-конструкторского бюро СНХ ЛТ CCP В. Островенца внедрен комплекс мероприятий по культуре производства, не забыты многие детали. В частности, на окнах цеха — занавеси из прозрачной ткани насыщенного синего цвета. В солнечные дни они задергиваются и не пропускают прямых лучей солнца на гладкую, покрытую зеленовато-серым пластиком поверхность конвейера. Таким образом достигается устранение вредного влияния блеской поверхности на зрение работниц; в то же время к радостному в общем колориту интерьера добавляются голубоватые спокойные тени. Стены цеха украшены двумя крупными фотографиями с видами яхт на реке. Фотографии или репродукции с пейзажами в производственных помещениях являются психологической «компенсацией», дополняя производственную среду живописными красочными картинами природы. Очень продуманно следует оформлять и размещать наглядную агитацию. Здесь необходимо учитывать законы человеческого восприятия, иначе полезная информация не будет привлекать внимания людей и, следовательно, не будет восприниматься. Недопустимы в оформлении наглядной агитации пестрота, безвкусица. Вопрос о размещении наглядной агитации также является существенным. Многие специалисты считают целесообразным ее размещение в определенном месте за пределами цеха: в уголке отдыха, в коридоре, на лестничной площадке и т. д. Культура производства — это не только создание оптимальных условий труда в отдельных цехах. Благоустроенные столовые, удобные бытовые помещения, красивый, чистый двор, зелень — все должно радовать, поднимать настроение. Ведь рабочий социалистического государства — хозяин производства, он приходит на предприятие, как в родной дом. * * * А может быть, все-таки это мелочи, без которых можно обойтись? Стоит ли тратить на них государственные деньги и драгоценное время? Ответом на эти вопросы могут служить практические результаты внедрения технической эстетики на предприятиях Риги. Вот некоторые данные электротехнического завода ВЭФ и радиозавода имени А. С. Попова. Характерным примером в этом отношении является цех телефонных аппаратов завода ВЭФ. До 1963 года он был отстающим. За период 1963— 1964 гг. здесь внедрен комплекс мероприятий по культуре производства: улучшены вентиляция, освещение, произведена рациональная окраска стен и оборудования, производственные участки отделены от коридоров застекленными перегородками, художественно оформлены наглядная агитация и уголки отдыха, организовано озеленение. Какие качественные изменения здесь произошли после этого? Довольно большие. Так, снизился процент брака в работе. Если в 1963 году с первого предъявления сдавалось (в среднем по трем участкам) 40,4 процента продукции, то в сентябре 1964 года эта цифра возросла до 91,3 процента. Производительность труда повысилась на 9,2 процента. Поскольку за этот период в цехе почти не внедрялась крупная механизация, следует признать, что улучшению производственных показателей в основном способствовало внедрение мероприятий по культуре производства. Цех телефонных аппаратов стал передовым по всем показателям: во втором квартале 1964 года он завоевал переходящее Красное знамя завода. Еще более ощутимые изменения произошли всего лишь за два месяца после пуска вновь оформленного цеха транзисторных радиоприемников на Рижском радиозаводе имени А. С. Попова. Их характеризуют следующие показатели: · производительность труда возросла на 5,1 процента (это около 1000 приемников дополнительно); · потери от брака снизились на 203,8 рубля (для цеха примерно наполовину); · непроизводительные потери рабочего времени сократились на 15 процентов. Невозможно измерить положительное влияние внедрения технической эстетики в производство на уровень духовной культуры людей. Огромную роль в жизни человека играет красота! Прекрасное в природе, искусстве, общественной жизни воодушевляет людей, облагораживает, способствует развитию лучших человеческих качеств. Внедрение прекрасного в производство — благороднейшая наша задача на пути к новому обществу, самому прекрасному на земле. Тэги: техническая эстетика, специфика труда, техника безопасности, специфика труда на производстве | |
Просмотров: 2554 | | |