Статья «Наука и современный мир» Авторы: Сергей Капица
Профессор физики Института физических проблем Академии наук СССР и Московского физико-технического института; работает над созданием и использованием электронных ускорителей. Ведущий советской телевизионной программы о проблемах науки и общества. Заместитель председателя Комитета советских ученых за мир, против ядерной угрозы *. Член Всемирной академии искусств и наук. Лауреат Государственной премии СССР и премии Калинги ЮНЕСКО.
Основной причиной нынешних противоречий в мире стало несоответствие между научно-техническим прогрессом и уровнем развития общества и личности. Сегодня в распоряжении человечества находятся такие силы, с помощью которых оно может изменить и изменяет окружающую среду нашей планеты. Следствием этого явились глобальные проблемы. Признание их важности следует рассматривать как существенное событие в развитии нашего миропонимания, которое не может не влиять на умы наших современников. Эволюция Будущее — в руках тех, кто готов к переменам. Те же, кто не может адаптироваться к изменениям окружающего мира, вымирают. Это простое и на первый взгляд жесткое условие объясняет появление на свет орлов и голубей, слонов и морских губок, людей и муравьев. С точки зрения эволюции перспектива изменений никак не выглядит мрачной и неестественной, это есть естественное следствие реализации человеческого потенциала, идущее от ДНК наших простейших одноклеточных предков. Теперь эволюционный императив приобретает для человеческого рода совершенно иное значение. Для нашего физического выживания необходимо изменение мышления. В настоящее время мы располагаем физическими силами, способными изменить окружающую среду всей нашей планеты. Человечество уже нанесло окружающей среде огромный вред, уничтожив значительное число биологических видов и угрожая оставшимся. Возникновение глобальных проблем, признание их важности — вероятно, одно из самых значительных достижений современной мысли. Глобальные проблемы и ядерная угроза Сегодня перед нами стоят такие важнейшие проблемы, как обеспечение человечества энергией, природными ресурсами, продовольствием, водой и угроза системе жизнеобеспечения планеты, которая возникает вследствие наших попыток решить упомянутые проблемы при непрерывно растущем населении Земли. Какими бы важными они ни были, ядерная угроза стоит на первом месте в списке глобальных проблем человечества. За последние сорок лет мы были свидетелями огромного роста ядерных арсеналов в мире. По своей разрушительной силе они эквивалентны миллиону бомб, равных по мощности той, что уничтожила Хиросиму. Даже наша планета в конечном итоге стала мала для них. Помимо мощности, в невероятной степени возросли совершенство и точность этого смертоносного оружия. К ядерной мощи Голиафа микроэлектроника добавила силу Давида. Наконец, сделаны заявления о выводе вооружений в космос, как будто для них не хватает океана и суши на нашей планете. Детальный научный, технический и военный анализ этой последней инициативы свидетельствует о ее полной несостоятельности. И хотя техническая сторона этого анализа может быть не совсем доступна непосвященному, факт приземления в мае 1987 года в центре Москвы западногерманского спортивного самолета «Сессна», пилотируемого летчиком-одиночкой, вполне наглядно демонстрирует тщетность надежд на совершенство противовоздушной и космической обороны. Дальнейшее наращивание вооружений не обещает большей безопасности ни какой-либо стране, ни миру в целом. Мы проповедуем устаревший тезис о том, что «баланс силы» является гарантией стабильности, но уже давно миновал этап, на котором этот тезис был бы правомочен. «Сверхубойная» мощь нынешних ядерных арсеналов делает понятия «военный паритет» и «баланс силы» бессмысленными. Наконец, демонстрирует свое истинное лицо и концепция «сдерживания» — этот сомнительный продукт политики, основанной на «балансе страха». «Сдерживание» больше не оставляет даже надежды на ту безопасность, на которую оно претендовало при более низком уровне вооружений.
Если рассматривать эту проблему с более общей, философской точки зрения, то можно сказать, что источником конфликта стало противоречие между рациональным и иррациональным в человеческой природе. Иллюстрацией наиболее опасной формы такого конфликта могло бы послужить противоречие между предполагаемой рациональностью вклада точных наук в гонку вооружений и понятием «сдерживание», основанным на иррациональной природе страха и возмездия.
Мы оказались в плену тщетных попыток достичь превосходства, когда постоянно растущая мощь наших вооружений делает нашу безопасность все менее и менее стабильной. В зеркальном мире гонки вооружений мы все больше рискуем оказаться в зависимости от случая или непредвиденной потери устойчивости — как в результате «взрывоопасного» уровня наших вооружений, так и вследствие воинственного состояния ума, опьяненного близостью к роковой «кнопке». Роль мышления
Мы вынуждены искать другой выход из этой гонки в небытие. Ни на пути новинок технического прогресса, ни путем создания все более изощренных и совершенных бомб и ракет мы не найдем избавления от ядерной угрозы. Сравнивая наш мир с компьютером, можно сказать, что мы усовершенствовали его техническую часть, «железо», в гораздо большей степени, чем развили заложенные в него программы. Поэтому, чтобы «железо» — технический прогресс — стало действительно полезно людям, нам надо совершенствовать «программы» — наше мышление. Как и в отношении ЭВМ, сегодня разработка программного обеспечения требует гораздо больших усилий, чем развитие техники. Изменить установившийся в обществе взгляд на мир не просто. Старый набор прописных «истин» не уступает дорогу новым парадигмам без борьбы.
Суть нового взгляда ясна: при глобальном мышлении интересы человечества стоят выше интересов какой-либо одной нации или отдельной группы людей. Существование и развитие каждого из нас связано с сохранением нашей общей системы жизнеобеспечения. Из прошлого мы знаем, как трудно было отдельной личности признать необходимость отречения от своих ограниченных взглядов ради интересов более крупной общности, будь то страна, племя или класс.
Как принять эту новую парадигму, как следовать ей — отнюдь не очевидно. По какому пути мы должны пойти, чтобы создать более безопасный и защищенный мир? Как достичь нового уровня управления и взаимопонимания, сохраняя при этом все, что обеспечивает достоинство и свободу личности? Эти вопросы обращены ко всем нам, и именно на них мы пытаемся ответить.
Война обычная и ядерная
Если мы не покончим с войнами, то когда-нибудь одна из них выйдет из-под нашего контроля. Это лишь вопрос времени. Поэтому подлинная проблема заключается не в ядерном оружии и ядерной войне, а во всех вооружениях и всех войнах. Отражением этого в какой-то степени являются трудности в формулировании той части соглашения по контролю над вооружениями, которая касается ликвидации ядерных ракет в Европе. Страх перед тем, что после их ликвидации может начаться обычная война, тормозит прогресс в решении этого важнейшего вопроса. Пока мы допускаем, что обычная война возможна, мы, наверное, никогда не покончим с ядерным оружием.
Готовятся ли наши страны к войне и сейчас? Считают ли государственные деятели и сегодня, что война в ядерный век является «продолжением политики иными средствами»? Несмотря на торжественные заявления и даже убеждения в том, что это не так, горькая правда состоит в том, что обе стороны все еще придерживаются старых позиций. И Соединенные Штаты, и Советский Союз имеют миллионные армии, десятки тысяч танков, тысячи истребителей и десятки тысяч единиц ядерных вооружений, готовых для боевых действий друг против друга. Несмотря на заявления о неприменении ядерного оружия, у каждой стороны имеются наготове планы его использования. А то, что планируется, пусть и условно, может стать явью.
Несмотря на громадную разрушительную мощь современного оружия, сейчас более бессмысленно, чем когда-либо ранее, решать социальные проблемы или судьбы наций военными средствами. Война во Вьетнаме убедительно доказала это. То же самое можно сказать и об Афганистане: после ряда лет безуспешных военных действий становится ясно, что конфликт мо. но разрешить только политическими средствами.
Вместе с тем имеются и положительные сдвиги. В Европе начинают признавать, что война в наше время невозможна. На этом континенте, где дольше, чем когда-либо прежде, не вспыхивало войн, предприняты определенные шаги к сохранению мира. Это вселяет надежду, тем более что речь идет о регионе, где дважды за последнее столетие были развязаны мировые войны.
Мы понимаем, что гораздо легче рассуждать о прекращении войн, чем осуществить это. При нынешней взрывоопасной международной обстановке ни одна страна не может односторонне разоружиться. Мы должны решать эту проблему сообща и поэтапно. Первым важным шагом на пути достижения этой цели стало бы признание того, что национальная безопасность невозможна без безопасности всеобщей.
В Рейкьявике руководители наших двух стран впервые предприняли важнейшие шаги к достижению этой цели. Им мы обязаны возможностью осуществления нашего совместного проекта. И наша обязанность как ученых — продолжить их начинания и исследовать дальше пути создания мира без войн.
Дух научного поиска
Хотя путь еще не ясен, метод его поиска хорошо известен: целеустремленно, подобно первооткрывателю, искать истину, смело отвергая общепринятые представления, если они вступают в противоречие с практическими наблюдениями. Руководствуясь именно этими принципами, ученые проложили путь в неизведанное: открыли строение солнечной системы и структуру атома, познали глубины нашей психики.
Мы, представители науки, хотя и робко, но все-таки рискнули вторгнуться в такие сложные сферы, как Человек и Общество. Хотя для нас, ученых, занимающихся естественными науками, считалось не совсем уместным с той же настойчивостью, что и в точной науке, пытаться воздействовать на общественное сознание, политику и международные отношения, относящиеся к области наук «неестественных», но мы вынуждены поступать «неуместно». Этого от нас требует наука, чтобы она, так же как и все человечество, «могла быть».
Настоящая книга — попытка представителей международного сообщества ученых внести свой вклад в создание мира без войн. Жизнь или смерть — иного выбора у нас нет. Поэтому никто не должен оставаться в стороне. А роль ученых в этом процессе должна определяться лишь реальным вкладом каждого. На большее мы претендовать не можем.
Очень полезно вспомнить, что говорили те, кто стоял у истоков современной науки. Более тридцати лет назад английский математик и писатель Бертран Рассел заявил: «Мы должны научиться думать по-новому. Помните о человечестве и забудьте обо всем остальном. Если вам это удастся, перед вами откроется путь в неизведанный рай, если нет — вы рискуете стать свидетелями гибели мира». Под этими страстными и мудрыми словами из «Манифеста» Рассела и находившегося в то время при смерти Эйнштейна поставили свои подписи и другие выдающиеся ученые, этот призыв вдохновил многих из нас.
Публикация «Манифеста» Рассела и Эйнштейна положила начало Пагуошскому движению. Впервые ученые Востока и Запада включились в постоянный диалог по вопросам науки, войны и мира. Именно на Пагуошской встрече ученых впервые зашла речь о системах стратегической обороны, и только затем этот вопрос был включен в повестку дня переговоров государственных деятелей и сформулирован в Договоре по ПРО 1972 года.
Стоит вспомнить и еще об одном знаменательном событии минувших дней. На заре ядерной эры появилось новое понятие — открытый мир. Его впервые предложил и подробно рассмотрел великий физик Нильс Бор еще в 1944 году. Позднее, в 1950 году, эта идея была изложена в его Открытом письме Организации Объединенных Наций.
Сегодня прогресс науки и техники открыл перед миром невиданные возможности. Современная система транспорта обеспечила беспрецедентную мобильность людей, товаров и... бомб. Система связи превратила мир в одну «большую деревню» и засорила эфир ненужной информацией. Космическая техника невероятно раздвинула границы нашего видимого мира. Само понятие национальной обособленности как части национального суверенитета исчезло. «Священная корова» военной тайны — и та не может скрыться от «всевидящего космического ока». И то, что спутники-разведчики могут пересчитать звезды на генеральских погонах, вряд ли такое уж большое преувеличение.
К сожалению, наше социальное поведение, наше мышление — как государственное, так и личностное — серьезно отстают в своем развитии от новой техники. Мы с трудом способны воспринять этот новый мир, его новые горизонты. Соединенные Штаты ревниво оберегают от Советского Союза тайну своих интегральных схем, как будто это может решить исход войны, победителей в которой не будет. По тем же соображениям Советский Союз не разрешает фотографировать с самолетов и высоких строений. Таковы проявления старого мышления. И вместо укрепления безопасности все это лишь подогревает опасения другой стороны, что противник готовится к войне.
Зачастую больше усилий мы тратим на контроль за информацией, чем на ее распространение; на развлечения, а не на образование; на искажение информации в угоду нашим взглядам на мир. Несмотря на эти человеческие просчеты, информация встречает все меньше преград на своем пути. Шаги Советского Союза по обеспечению более свободного распространения информации в условиях новой политики гласности — одно из последних свидетельств значительных и обнадеживающих изменений в этой области.
Исторические прецеденты
Решив сказать свое слово сегодня, мы следуем великой традиции. Эйнштейн, Бор и советский геохимик Вернадский — один из первых представителей глобального мышления — принадлежат к блестящей плеяде ученых, творческий расцвет которых пришелся на первые десятилетия нашего века — с 1900 по 1930 год. В этот «золотой век» произошел новый, непревзойденный расцвет искусств и наук: современной музыки и математики, литературы и архитектуры, физики и биологии. Тогда же возникли космология и науки, постигшие тайны человеческой природы.
Эти явления в науке и искусстве произошли одновременно с революционными изменениями социальных условий. И хотя Великая депрессия и появление диктаторских режимов оказали пагубное влияние практически на все сферы жизни, шедевры науки и искусства, созданные в те годы, до сих пор остаются образцами для современной культуры.
Ученые были пионерами не только в нынешнем столетии. Пять веков назад в эпоху Возрождения в Европе тоже произошли важнейшие изменения в сознании, изменилась сама концепция мира, в котором мы живем. Открытие Нового Света — Америки расширило географию нашей планеты практически до современных пределов; идеи Коперника, Везалия, Галилея легли в основу современного научного метода; в XVII веке, в эпоху Просвещения и Гуманизма, возникли новые ценности и новые способы мышления; в период протестантской Реформации произошло переосмысление этических понятий работы и долга. Все эти перемены, стремительно следующие друг за другом, вряд ли явились случайностью в тот бурный период европейской истории, на который также пришлись и Тридцатилетняя война, и «охота на ведьм». Появление новых взглядов на мир тогда, так же как и сейчас, вызывало определенный страх.
Обратимся же к нашему времени. Еще одним примером может послужить Октябрьская революция в России и возникшее тогда новое мышление, которое стимулировало социальные изменения во всем мире. К событиям такого же смысла можно отнести и Новый курс Соединенных Штатов, когда под влиянием нового мышления была изменена сама экономика общества. Если рассматривать эти общественные изменения в более широкой исторической перспективе, вероятно, можно сказать, что они являются частью сегодняшнего процесса трансформации общества под влиянием научно-технического прогресса.
Исторически принято говорить о неравенствах, разделяющих наш мир. Один из самых наглядных примеров такого неравенства — богатство и бедность, делящие сегодня мир на Север и Юг. Но нам кажется более важным в этой связи обратить внимание на другое несоответствие — между бытием и сознанием, между нашим материальным и культурным развитием. Это противопоставление «быть» и «иметь», «материального» и «идеального» ни в коей мере не ново. Однако сегодня вследствие этого в мире сложилась ситуация, угрожающая самому его существованию. Наш мир слишком мал, а силы, которыми мы располагаем, слишком велики для того, чтобы обеспечить вечную жизнь на нашей планете, не взяв на себя всю ответственность за свои действия.
Вклад ученых
Мы несколько поверхностно и импрессионистично попытались запечатлеть современный мир, изложить последовательность событий и идей, поскольку сегодня мы находимся на перепутье. Над нашим будущим, над существованием грядущих поколений нависла смертельная угроза, и от каждого из нас зависит, в какой мере мы можем соответствовать своему званию ученого, гражданина, человека.
Сегодня, как и прежде, ученые могут внести свой вклад в развитие взаимопонимания между народами. Международное сотрудничество ученых способствует прогрессу науки и совершенствованию нашего мира. В то же время оно помогает создать то, что на языке дипломатов и военных называется «мерами по укреплению доверия». Обмен преподавателями и студентами, аспирантами и учеными — реальность научного сотрудничества. И неважно, что число участников обменов пока не очень велико. Это путь к приобретению друзей, установлению взаимопонимания и контактов, которые способны пережить драматические повороты современной истории. Личные связи, завязавшиеся в период расцвета европейской культуры, не только выстояли в мировой катастрофе, но и сыграли решающую роль в учреждении Пагуошских встреч, рассматривающих проблемы, связанные с ядерной угрозой. Настоящая книга — также плод дружбы, возникшей на почве научного сотрудничества.
Современные крупные проекты исследований плазмы и космоса, совместные работы в области физики высоких энергий, радиоастрономии, глубинного морского бурения, исследования синхротронного излучения и изучение строения носителей наследственности человека — примеры новых масштабов международного сотрудничества. Все мы исследуем одну и ту же Вселенную, все мы слуги единой мировой науки. И истина тоже едина независимо от того, где ведут ее поиски — в Москве или Нью-Йорке. До сих пор мы объединяли наши ресурсы и интеллектуальный потенциал, но ничто не требовало того, чтобы изменить подход к исследованиям и использованию открытых нами универсальных истин.
Решение глобальных проблем требует качественно нового подхода, так как это проблемы не просто международные, но и межотраслевые по своему характеру. По опыту мы знаем, что границы между научными дисциплинами часто гораздо менее преодолимы, чем те, которые разделяют страны и отделяют известное от неведомого. Поэтому планы решения глобальных проблем требуют нового подхода к их содержанию, определению и претворению в жизнь. Последний этап, вероятно, наиболее сложный, ибо нам придется покинуть «башню из слоновой кости» — прибежище ученых, оставив там чисто профессиональные интересы, и окунуться в реальный мир человеческого поведения и деловых отношений, мир экономики и политики. Примером успешного применения глобального подхода могли бы послужить международные соглашения, посвященные проблемам Антарктиды и китобойного промысла, космоса и морского права. В каждом из этих соглашений мы сталкиваемся с представлением об общем наследии человечества. Решая их, мы расширяем наше мировоззрение и развиваем наше мышление.
Перестройка в Советском Союзе
Остро необходимое каждой нации новое мышление имеет особое значение для развития Советского Союза. На необъятной территории СССР проживает множество наций и народностей. Перед этой страной в национальном масштабе стоят многие из мировых проблем. Современный кризис — для разъяснения ситуации другого определения нет — в значительной степени стал результатом структурного, а возможно и политического, несоответствия между развитием техники и общества, между производительными силами и производственными отношениями.
В любом обществе человек прежде всего страдает от такого противоречия, будь это падение эффективности экономики, разрушение окружающей среды, угроза войны и страх перед гибелью. Это полностью признается новым советским руководством, перед которым стоит сложная задача изменения курса и модели развития страны. Для советских граждан перестройка, пожалуй, самое волнующее и обнадеживающее событие за последние десятилетия. Проводимая Советским Союзом новая политика гласности помогает определить новые ценности и утвердить новое мышление. Как все новое, это будет нелегко осуществить. Исход глубоких перемен зависит от того, насколько успешно новый способ мышления, новые идеи будут внедрены в сознание людей, насколько хорошо они будут усвоены, насколько прочно войдут в общественное сознание. Чрезвычайно важно, и это относится как к Востоку, так и к Западу, чтобы средства массовой информации — эта мощная машина воздействия на общественное сознание — смогли сыграть положительную роль в переменах, способствуя решению основных задач общества. Важным вкладом в этот процесс стало бы не создание, а развенчание «образа врага», развитие атмосферы надежды и взаимопонимания. Если же смотреть еще дальше, то гораздо более важным представляется изменение системы образования, методов обучения молодого поколения, его воспитания в духе нового мышления.
Перестройка советского общества найдет отзвук далеко за его пределами, и не только из-за масштабов Советского Союза, а прежде всего благодаря универсальности причин, вызвавших ее к жизни.
Время не ждет
История не раз показывала, что если в обществе — будь то Древний Рим, французская монархия или царская Россия — появляется показное потребление, которое начинает чрезмерно поглощать общественные богатства, то назревает революция. Если взглянуть на мир сегодня, то таким ненасытным чудовищем стала гонка вооружений. Именно поэтому назрела необходимость в решительных переменах.
Сегодня уже недостаточно предпринять отдельные шаги или изменить образ мышления, законы развития требуют от нас и того, и другого. Старые идеологии в очередной раз потеряли свое значение. Функцией науки испокон веков было не только исследование и открытие нового знания, но и прорыв через барьеры, воздвигаемые неполнотой человеческого понимания. И сейчас мы чувствуем на себе особую ответственность за осуществление этой последней функции. Человечество должно изменить свое мышление, иначе оно погибнет от рук своего технического гения, обращенного себе же во зло.
Именно потому, что мы ученые, мы обязаны искать истину, как бы далеко от общепринятых представлений ни увели нас эти поиски. Как ученые, мы должны продолжать великую традицию, заложенную Коперником, Дарвином, Эйнштейном, Бором и другими отважными представителями научного мира, совершившими переворот в умах своих современников. Вдохновленные их памятью, мы обязаны помочь современному обществу избавиться от опасных, не отвечающих духу времени умонастроений и принять участие в развитии и распространении нового мышления.
| |
Просмотров: 1416 | | |