Распространение ядерного оружия Теодор Тейлор Президент Международной исследовательской и технологической корпорации (Дамаскус, штат Мэриленд). Участвовал в разработке ядерного оружия. Был заместителем директора Агентства ядерной обороны. Член Американского физического общества. В 1965 году Комиссия США по атомной энергии присудила Т. Тейлору премию памяти Лоуренса. Распространение ядерного оружия в значительной степени повышает вероятность всеобщей истребительной войны, намного увеличивает возможность ядерных инцидентов меньшего масштаба и ядерного терроризма, которые могут перерасти в войну между великими державами. Политика сдерживания путем устрашения — краеугольный камень нынешней стратегии — не годится для борьбы с ядерным терроризмом уже потому, что при этом не существует определенного объекта, которому можно было бы угрожать ответным ударом.
Расширение доступа стран к ядерному оружию В течение ближайшего десятилетия, а в некоторых случаях и гораздо быстрее, страна, поставившая перед собой такую цель, может разработать и начать накапливать эффективное, технически надежное ядерное оружие. Информация и неядерные компоненты, необходимые для производства ядерного оружия, ныне доступны практически всему миру . Наиболее сложной технической преградой в этом деле является получение радиоактивных материалов — высокообогащенного урана или плутония,— но даже и это не служит сегодня серьезным препятствием.
Подробные сведения, необходимые для проектирования заводов и установок по производству ядерного оружия, вполне доступны. Основные компоненты этих установок могут быть приобретены на международном рынке. Плутоний также доступен любой стране, использующей ядерный реактор в экономических целях или для исследовательских работ,— он получается из отработанного топлива этих реакторов. По меньшей мере десяток стран получают высокообогащенный уран или плутоний в ходе исследовательских работ неядерного направления. Этот источник нередко дает достаточно материала для производства нескольких ядерных бомб.
Обойти правила, запрещающие использовать радиоактивные материалы, извлекаемые из отходов топлива невоенных реакторов и их установок, достаточно легко. Одна из уловок заключается в том, что радиоактивные материалы могут быть использованы как для производства оружия, так и для мирных целей, многие из которых не упомянуты в правилах Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), предусматривающих запрещение распространения ядерного оружия и радиоактивных материалов. Более того, даже в тех случаях, на которые эти правила распространяются, обнаружить сокрытие малого количества радиоактивных материалов трудно, так как для многих установок годовой лимит отходов, подвергаемых проверке, гораздо выше, чем количество радиоактивного материала, необходимого для создания одной бомбы. К тому же даже те страны, которые сегодня придерживаются международных норм нераспространения, с течением времени могут нарушить соглашение, если они решат, что это нарушение продиктовано их жизненными интересами, например, если страна близка к поражению в войне с использованием обычных вооружений.
Даже в тех случаях, когда сокрытия радиоактивных материалов не происходит, распространение плутония, полученного от промышленных реакторов, стало источником так называемого неявного распространения, т. е. возможности быстро создать ядерное оружие в любой из 36 стран, в которых есть предприятия, работающие на атомной энергии 2. Для производства ядер-ной бомбы достаточно менее 6 кг плутония ’, или объем кофейной чашки. А общее количество плутония, полученного от гражданских реакторов во всем мире, составляет примерно 700 тонн, что превосходит количество этого материала в мировых запасах ядерного оружия. К 2000 году в мире будет накоплено более 3 тыс. тонн плутония. Этого количества хватило бы на 500 тыс. ядерных бомб 2. /
Плутоний, полученный в реакторе, должен быт* очищен, прежде чем его используют для производства бомб. Военный завод по очистке плутония можно построить за несколько месяцев, и стоимость его строительства составит всего лишь 50 млн. долларов, тогда как гражданское производство сопоставимого масштаба гораздо сложнее и соответственно дороже 3. Стране, имеющей ядерную электростанцию, вполне по силам построить такой военный завод, поскольку его строительство значительно дешевле, чем сама электростанция. Ежегодно такой завод может извлекать из каждого промышленного реактора по 250 кг плутония, которых хватит по меньшей мере на 40 ядерных бомб.
Суммируя сказанное, следует еще раз напомнить, что наиболее трудным техническим препятствием для производства ядерного оружия является доступ к необходимым радиоактивным материалам. Но тридцать шесть стран, имеющих ядерные электростанции, производят плутоний в количестве, достаточном для, 40 бомб от каждой станции.
Существует также возможность возникновения в будущем международного «черного рынка» материалов для ядерного оружия или даже, что не исключено, готового ядерного оружия, подобно тому, как в прошлом он возникал для торговли другими видами оружия. Как и прежде, нелегальные поставщики военных материалов являются преступниками, похищающими эти материалы или действующими в качестве посредников между нелегальными источниками этих материалов и потребителями.
Психология распространения ядерного оружия
До тех пор, пока государства, имеющие ядерное оружие, продолжают вести себя так, будто, обладая им, они чувствуют себя в большей безопасности, все больше стран, у которых нет такого оружия, будут стремиться присоединиться к «ядерному сообществу». Опасность распространения ядерного оружия в Индии и соседних с ней странах иллюстрирует психологию этого явления — своеобразную «эпидемию» распространения ядерного оружия. Как известно, в 1945 году Соединенными Штатами была взорвана первая атомная бомба. В обстановке напряженности в отношениях между Востоком и Западом Советский Союз взорвал свою первую атомную бомбу в 1949 году. Вскоре после охлаждения отношений между Китаем и Советским Союзом Китай провел в 1964 году первое ядерное испытание. В свою очередь, Индия, которая вела пограничную войну с Китаем в 1962 году, провела ядерное испытание в 1974 году.
Хотя Индия заявила, что это испытание предпринято в мирных целях и что у нее нет ядерного оружия, она, несомненно, сможет произвести доставляемое к цели ядерное оружие в любой момент, когда ей понадобится. В ответ на это давний противник Индии, Пакистан, так далеко продвинул свою ядерную программу, что тоже в любой момент может создать ядерную бомбу 4. Теперь, следуя развитию событий, Индия рассматривает необходимость производства ядерного оружия из опасения нападения со стороны Пакистана.
Еще одним районом с высокой степенью опасности распространения такого оружия является Ближний Восток. Имеются все признаки того, что Израиль, несмотря на официальные заявления об отсутствии у него ядерного оружия, производит его уже с конца шестидесятых годов. Публичные признания бывшего представителя израильских ядерных кругов осенью 1986 года почти не оставляют сомнений в том, что в Израиле имеется солидный арсенал ядерных бомб, вероятно, более ста 5. Тем самым создается атмосфера, в которой арабские страны могут легко оправдать свои попытки разработать ядерное оружие. Не вызывает сомнения тот факт, что израильский налет в 1981 году на иракский ядерный реактор исследовательского назначения в Озираке был продиктован опасением, что реактор может быть использован как источник материалов для ядерных бомб.
Распространению ядерного оружия способствует и тот факт, что около 50 стран, включая Аргентину, Бразилию, Саудовскую Аравию, Южную Африку, Испанию, Вьетнам и др., не подписали Договор о нераспространении. Соединенные Штаты и Советский Союз, обязавшиеся в соответствии со статьей VI Договора «вести переговоры с доверием друг к другу об эффективных мерах по скорейшему прекращению ядерной гонки вооружений и по ядерному разоружению», со времени вступления Договора в силу в 1970 году увеличили свой ядерный арсенал: США — с 4000 до 12 000 боеголовок, СССР — с 2000 до 10 000 6'7.
Многие из нас в Соединенных Штатах и Советском Союзе, возможно, понимают свою неспособность остановить распространение ядерного оружия, поскольку мы не в состоянии непосредственно влиять на те силы, от которых это зависит. А пока существует убеждение, что ядерное оружие играет важную роль в безопасности наших стран, мы не можем ожидать, что остальные страны будут думать или поступать иначе. Если мы изменим свое отношение к этому вопросу, появится надежда, что за нами последуют и другие. Если же не изменим, то нам некого будет винить в распространении ядерного оружия, кроме самих себя. Ядерный терроризм
Расширение доступа стран к ядерному оружию — достаточно устрашающий факт. А начиная с середины шестидесятых годов появилось растущее опасение, что негосударственные организации также смогут завладеть ядерным оружием. Такими организациями являются известные террористические группировки, новые террористические группы, возможно связанные с преступным миром и планирующие использовать угрозу оружием для грабежей, отчаявшиеся политические фракции во время государственных переворотов. Обширный и подробный анализ проблемы, а также описание способов борьбы с терроризмом содержались в недавно опубликованных материалах Международного комитета по предотвращению ядерного террора'.
Прямым путем приобретения ядерного оружия террористами стало бы похищение его с военных баз или при транспортировке. Однако здесь есть одно осложнение: большинство ядерных устройств защищено предохранительным приспособлением. Оно напоминает замок с секретным кодом, который предохраняет оружие от взрыва, пока код не будет в него введен. Некоторые приспособления имеют даже более высокий уровень защиты: они устроены таким образом, что после нескольких неверных попыток набора кода они делают ядерное устройство непригодным для взрыва.
И все же несмотря на то, что принцип действия этих приспособлений является строго секретным, они не представляют собой непреодолимого препятствия. Организации, которые располагают технически квалифицированными специалистами либо нанимают их, могут демонтировать похищенное оружие и поставить в него новый взрывной механизм. А наиболее ловкие террористы постараются завладеть таким оружием, которое вообще не обладает защитным приспособлением.
Террористические организации в состоянии также своими силами заново произвести ядерное оружие. Для них, как и для государственных предприятий, главной технической проблемой является приобретение плутония или высокообогащенного урана. Эти материалы могут быть похищены или получены в виде «помощи» от страны, сочувствующей террористам, а также приобретены на «черном рынке».
В этой проблеме имеется коренное различие между недопущением военного использования ядерных материалов государствами и террористическими организациями. В первом случае достаточно проверки и обнаружения такого использования. Но во втором необходима надежная охрана, поскольку террористы или иные преступники могут захватить материалы силой. Принципы организации охраны ядерных объектов являются военной тайной, однако, судя по опубликованным материалам, они не внушают большого доверия. Весьма сомнительно, что существующие методы охраны плутония и высокообогащенного урана достаточно эффективны против современных грабителей, демонстрирующих высокую степень изобретательности при похищении денег и других материалов, даже менее ценных, чем радиоактивные; а ведь стоимость похищенных ядерных материалов может измеряться миллионами долларов, а готового оружия — во много раз больше.
Если террористы, путем ли похищения, использования отходов ядерных установок или возможностей «черного рынка», сумеют завладеть плутонием или высокообогащенным ураном в металлизированном виде, то им понадобится меньшее количество материала, чем в случае использования более доступных окислов этих металлов. Если бы какой-нибудь террористической организации удалось достать хотя бы окислы, они сумели бы изготовить оружие мощностью до нескольких килотонн. Несмотря на то, что для этого потребовалось бы в несколько раз больше материала и оружие было бы менее надежным, чем при использовании чистого металла, такое оружие в случае удачной конструкции представляло бы серьезнейшую угрозу '.
Хотя до настоящего времени не было и нет доказательств того, что террористические организации обладают ядерным оружием, вероятность ядерного террора по ряду причин возрастает. Масштабы, изобретательность и жертвы «обычного» террора чрезвычайно возросли в последние годы. Все более очевидными становятся поддержка и даже субсидирование отдельных террористических организаций со стороны различных государств. «Борцы за свободу» в одной стране становятся террористами в другой. Склады ядерного оружия часто строятся в районах усиливающейся террористической деятельности. Расширяются масштабы хранения и транспортировки материалов для ядерного оружия и самого оружия. Власти разных стран расследовали несколько сот случаев угроз террористов, заявлявших, что они владеют по крайней мере одним ядерным устройством. Хотя все эти угрозы оказались ложными, некоторые из них звучали достаточно правдоподобно, чтобы вызвать серьезное беспокойство.
Заключение
Распространение ядерного оружия, будь то среди государств или террористических организаций, значительно увеличивает вероятность ядерного столкновения в таких масштабах, которые могут оказаться фатальными. Оно увеличивает вероятность того, что ядерное оружие попадет в руки людей, либо склонных к самоуничтожению, либо безразличных к судьбам мира. Неспособные рационально оценить последствия своих действий или психически не вполне нормальные лидеры военных фракций и террористических групп могут решиться на использование нескольких ящерных бомб, попавших в их руки, для развязывания мировой ядер-ной войны как акта мести всему человечеству. Можно составить бесчисленное множество сценариев такого типа.
Локальные ядерные войны между странами, имеющими небольшое количество ядерных бомб, могут привести к большой войне между сверхдержавами. Например, если страна, в которой промышленное использование атома зашло достаточно далеко, будет проигрывать войну обычного типа, она в отчаянии может довести изготовление ядерного оружия до состояния боевой готовности. Если это случится в таком районе, как Ближний Восток, где на карту поставлены интересы сверхдержав, малая ядерная война легко перейдет в глобальную.
Внезапная лихорадка распространения ядерного оружия в мировом сообществе может вспыхнуть под влиянием локальной войны, выигранной страной, обладающей более эффективным ядерным оружием, чем ее противник, или в результате успеха террористов, добившихся удовлетворения своих требований с помощью ядерного оружия. В подобных обстоятельствах распространение ядерного оружия может произойти с устрашающей быстротой, поскольку «неявное» распространение уже и так зашло весьма далеко, по крайней мере в нескольких десятках стран, и все увеличивается с ростом числа ядерных электростанций и промышленных ядерных установок в этих странах.
Вероятные последствия расширения доступа к ядерному оружию новых государств, политических террористов или уголовных преступников должны вызывать серьезную тревогу всей мировой общественности. Продолжать пренебрегать этой нарастающей угрозой — значит открывать путь к катастрофе. | |
Просмотров: 2149 | | |