Анализ романа «Робинзон Крузо»
Подлинную славу и бессмертие Даниэлю Дефо принёс роман "Удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719). В те годы буржуазные предприниматели упорно искали все новые и новые рынки сбыта. Для этой цели снаряжались многочисленные торговые экспедиции. Многие путешественники посещали самые отдаленные страны и острова. Британские корабли бороздили все океаны и моря. В Англии выходило очень много книг о различных путешествиях. Дефо с большим увлечением читал эти книги, но особый интерес у него возбудил очерк о приключениях Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин», издаваемом Стилем. Приключения Александра Селькирка, по существу, и составили сюжетную канву «Робинзона Крузо». Дефо много путешествовал. Он побывал в Испании, Франции, Голландии и объездил всю Англию. Эти поездки обогатили не только его географические познания, но и помогли ему глубже проникнуть в жизнь народа, в психологию своих современников. «Робинзон Крузо» — не только верное описание жизни частного лица, но и произведение большой художественной значимости, глубоких обобщений. Писатель, по существу, построил новый жанр романа в английской литературе. Этот жанр был уникальным сплавом приключенческого романа с социальным и философским. В «Робинзоне Крузо» заложена серьезная философская идея. Однако автор еще испытывает некоторое влияние писателя Беньяна, который, например, в своей книге «Странствия паломника» призывал людей к совершенствованию, к отречению от земных благ во имя духовного освобождения, а также философа Мандевилля, в «Басне о пчелах» пришедшего к горькому выводу, что моральным фундаментом современного ему общества является порок. Даниэль Дефо, решавший в своем «Робинзоне Крузо» ту же проблему совершенствования человека, что и Джон Беньян, занял иную позицию. Он считал, что цель человеческого существования — творческий труд, преобразующий природу, создающий все блага для существования людей. В отличие от Мандевилля, который был сторонником идеи «естественного человека» и отрицал капиталистическое общество, Дефо положительно оценивал новые буржуазные отношения. Сюжет «Робинзона Крузо» имеет множество общих черт с жанром морского романа, который был известен уже в древней Элладе («Эфиопика» Гелиодора), но Дефо все неестественное превращал в правдивое повествование о «земном», реальном человеке, о его заботах и трудах, о его надеждах. Для того чтобы заинтересовать своих читателей, Дефо часто прибегал к литературной мистификации. «Робинзон Крузо» был издан без имени автора. Все повествование ведется от основного действующего лица. Эта форма помогла писателю глубже раскрыть духовный мир своего героя и придала всему произведению непосредственный характер.
Образ Робинзона — не биография автора или матроса Селькирка и не художественная картина истории человеческого общества, так как центральный герой формулирует идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это четкий и в то же время художественный образ. Энгельс в письме к Карлу Каутскому 20 сентября 1884 года раскрыл социальную сущность Крузо. Он писал, что Робинзон — это настоящий «буржуа». Анализ романа Дефо убеждает нас в верности этой характеристики. Психология Робинзона насквозь буржуазна. Крузо, потерпев кораблекрушение и обнаружив на пароходе золото, вначале философски заявляет: «Ненужный хлам!.. Зачем ты мне теперь?». Но практицизм буржуа побеждает, поразмыслив, он все же решил взять деньги с собой. Самые поэтические страницы романа посвящены картинам человеческого труда. Читатель с интересом следит за тем, как Робинзон в целях самосохранения вначале использует естественные богатства природы, а потом, занимаясь скотоводством и земледелием, умножает их. Дефо подробно описал хозяйственную деятельность Робинзона: как его герой разбивал палатку, складывал очаг, строил ограду для своего жилища, лодку, плел корзины, обжигал посуду, приручал животных и возделывал поле. Писатель в образе Крузо раскрыл замечательное качество, свойственное новому классу, пришедшему на смену феодалам,— трудолюбие. Для Робинзона труд является естественной потребностью. Попав на необитаемый остров, Крузо быстро приспосабливается к обстановке и постепенно начинает завоевывать природу. Ош занимается охотой, рыболовством и, наконец, земледелием—Робинзон понимает, что только трудом можно создать материальные блага, нужные для существования человека, поэтому он каждый день неутомимо работает. Крузо — рационалист и всю свою деятельность характеризует трезво: «Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь воспользоваться»,— писал он в дневнике. Робинзон знал, что в борьбе за жизнь нельзя совершать ложных действий. Поэтому Крузо оценивал все события и свои поступки по правилам двойной бухгалтерии и отмечал, какие из них принесли ему пользу, а какие — вред. На природу Робинзон смотрел трезво, по-деловому и стремился извлечь из нее пользу только для себя, так же он относился и к людям. Крузо уважал своего помощника Пятницу, но заставлял его делать все, что он считал выгодным для себя. Робинзон с гордостью заявлял, как истый буржуа-завоеватель, что он «...царь и хозяин этой земли». Образ Робинзона, типичного предпринимателя, в психологическом отношении сложен. Дефо показал его в развитии, В юности Крузо — легкомысленный, ищущий приключений, неопытный человек. Но под влиянием жизни и тяжелых испытаний он стал волевым, сильным и энергичным. У Робинзона сложилось реалистическое мировоззрение. Сама жизнь развеяла его юношескую наивность и мечтательность. Крузо понял, что человек должен бороться за свою жизнь со стихийными силами природы, подчинять своей воле других людей и тогда он завоюет победу. Индивидуализм и эгоизм — вот его основные моральные качества. Автор показал, по существу, одинокую личность, которая боролась за самоутверждение на земле. Роман Дефо — своеобразный очерк. В нем, несмотря на исключительность сюжета, все достоверно. Но произведение отличается от обычного очерка глубокой типизацией образов, широким охватом действительности, проблемностью и психологичностью. Фабула «Робинзона Крузо» — цепь отдельных эпизодов, каждый из которых мог быть самостоятельным очерком, но так как все они связаны действиями, размышлениями центрального героя, то становятся компонентами большого художественного полотна — романа. Второстепенные герои этого произведения, как правило, эпизодичны, и служат для того, чтобы раскрыть психологию основного героя. Для романа Дефо характерными чертами являются лаконизм, почти протокольное описание событий и раскрытие психологических переживаний своего героя посредством внутренних монологов и дневниковых записей. Вот как кратко и скупо описывает Крузо в дневнике драматическое событие в своей жизни: «Мой плот опрокинулся, и весь мой груз затонул». Никаких горестных размышлений, но эта запись до предела насыщена эмоциями. Пейзажные картины Дефо рисует также лаконично, но они очень емки и точны. Например: «И вот, как-то тихим утром мы вышли на взморье, когда мы отплыли, поднялся такой густой туман, что мы потеряли берег из вида, хотя до него от нас не было и полуторы мили». В этом описании нет пышных метафор и ярких эпитетов, но все слова точно воссоздают обстановку. Язык Дефо строг и часто носит деловой характер. В романе часто встречаются и чисто канцелярские обороты, например: «В виду вышеизложенного...». Дефо в «Робинзоне Крузо» высказал прогрессивные идеи. Он оптимистически расценивал человеческую жизнь. Источник этого оптимизма Дефо видел прежде всего в трудовой, активной деятельности человека. Он считал, что культура и цивилизация улучшат жизнь человека и обогатят ее. Поэтому он резко расходился во взглядах на историю человечества со многими своими современниками. Дефо решительно отрицал возврат к прошлому и отстаивал прогресс. Он художественно выразил предприимчивость буржуазии периода первоначального накопления и в то же время показал занятого трудовой деятельностью реального человека, его горести и радости. Приключенческий сюжет романа не помешал ему просто и реально описать будничные, повседневные явления. Жизненно убедительная мотивировка поступков героя, простота и естественность стиля — все это характерно для своеобразного произведения Дефо. Первая часть «Робинзона Крузо» наиболее поэтична. Дефо проявил в ней яркий и необычный талант художника слова. Эта часть романа принесла автору широкую известность. Успех побудил Дефо написать продолжение романа. Сравнительно за короткий срок он создал еще две части: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее его путешествие по трем частям света, написанные им самим» (1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720). В этих частях Дефо описывает путешествия Крузо по Индии, Китаю, Сибири и другим странам, его возвращение на остров, основание на нем колонии и смуту, которую там организовал моряк Аткинс и его сообщники. Робинзон усмирил бунтовщиков. На Острове воцарился мир. Все колонисты начали жить на основе принципов составленного ими договора. Несмотря на то что две части, продолжившие повествование о жизни Крузо, в художественном отношении были значительно слабее первой, роман в целом оказал большое влияние на творчество писателей разных стран и веков. Жан-Жак Руссо назвал «Робинзона Крузо» «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и. в своем «Эмиле» рекомендовал этот роман как полезную и нужную книгу. Прочитав роман Дефо, он писал: «Эта книга будет первой, которую прочтет мой Эмиль; она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займет в ней почетное место». Белинский отмечал реалистичность этого, казалось бы, фантастического романа. В XVIII и XIX веках появилось очень много «робинзонад», написанных под явным влиянием Дефо. Все они в идейно-художественном отношении были слабее романа Дефо и выражали субъективные взгляды отдельных писателей на возможность существования единичных и обособленных хозяйств. | |
Просмотров: 17744 | | |