Зарождение просветительских идей и образ человека эпоху Просвещения

Зарождение просветительских идей и образ человека эпоху Просвещения

Родиной европейского Просвещения явилась Англия, раньше других европейских стран ставшая на путь капиталистического развития.

Здесь еще в 1688 г. произошла так называемая «славная революция». По своей форме она представляла собой дворцовый переворот, который закрепил компромисс между Земельной и денежной аристократией. Должности с высокими окладами достались на долю знатного дворянства, но и экономические интересы буржуазии были учтены, и она перешла на охранительные позиции, включилась в политику подавления трудящихся масс народа.

Английская просветительская мысль в целом в силу консервативности буржуазных кругов носила умеренный характер, была лишена радикализма. Но для нее характерна другая, исторически весьма прогрессивная черта: большое внимание к реальной действительности вообще, к уже утвердившимся буржуазным отношениям в особенности. Поэтому в Англии весьма сильны материалистическая струя в философии (Локк, Пристли, Толанд, Коллинз и др.) и реалистическое направление в художественной литературе (Свифт, Филдинг, Смоллетт, Ричардсон и т. д.).

Рано обозначившиеся противоречия английского буржуазного строя послужили почвой для возникновения сатиры. Левое крыло английских просветителей, представленное Свифтом, Филдингом, Смоллеттом и другими, критически настроено не только к феодальной знати, но и к буржуазии. В своем сатирическом романе «Путешествие Гулливера» Свифт заклеймил войны, грязные политические махинации правящих партий английского общества, в образе иеху высмеял современного ему человека-собственника и накопителя. Такого резкого обличения буржуазных отношений не знала ни одна литература XVIII века. Свифт в своем творчестве опирался уже не на умеренную оппозиционность буржуазных классов, а на зреющую революционную активность низов Англии, на протест порабощенного ирландского народа, лишенного национальной самостоятельности.

Сильный толчок развитию просветительских взглядов дал Джон Локк. В своем главном сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690) он отвергает теорию врожденных идей Декарта,- объявив ощущения источником человеческих знаний. Локк говорил: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувстве». Это положение оказало огромное влияние на многих европейских философов, особенно французских материалистов XVIII века.

Локк сравнивал душу ребенка с «чистой доской», на которой только в процессе чувственного контакта с жизнью появляются определенные знаки. Он придавал большое значение чувственному опыту, явившись основоположником сенсуализма. Из учения Локка, естественно, следовал вывод о большой роли внешних, социально-исторических обстоятельств в формировании человека. И такое заключение сделали крупнейшие просветители, положив его в основу своих философских и эстетических теорий.

Мыслители XVIII века были убеждены, что природа не делает людей ни злыми, ни добрыми, что особенности их характера, их наклонности, стремления являются результатом воздействия окружающей среды. Из подобного взгляда вытекало важное следствие о том, что и недостатки человека определяются средой, т. е. феодально-монархическими порядками.

 

И действительно, передовые писатели эпохи Просвещения, рисуя отрицательных героев, стремятся объяснить их поведение условиями их жизни. Отсюда социально-критические тенденции в их творчестве, логически подводящие читателя к выводу о порочности общественного строя, порождающего растленные человеческие натуру. Просветительская литература богата типами самодуров-помещиков и князей, деспотов и соблазнителей, а также образами жертв феодального деспотизма и самодурства.

Подчеркивая зависимость человека от внешних социально-исторических обстоятельств, просветители тем не менее не ставили вопроса о их революционном изменении. В этом заключалось основ ное противоречие в их мировоззрении, которое подробно исследовано Г. В. Плехановым. Объявляя человека плодом среды, философы-материалисты XVIII в. саму среду рассматривали в качестве «продукта человеческого мнения. Решающей силой исторического процесса они считали разум»

 

Просветители возлагали главную надежду не на революционное преобразование общества, а на воспитание людей в гуманистическом духе, на привитие им идей социальной справедливости. Подобная программа, несмотря на свою историческую прогрессивность, была иллюзорной по своему характеру и вытекала из идеалистического взгляда на историю.

 

Теоретики Просвещения весьма узко понимали общественную среду, включая в нее только политический строй, феодальное право и мораль. Причем социальные обстоятельства, по их убеждению, формируются посредством законодательства и установления моральных связей между людьми. Отсюда их упование на волю просвещенного монарха, на мудрого законодателя, на нравственное совершенствование человечества.

 

Просветители исключали из понятия «общественная среда» экономические отношения, складывающиеся в процессе многовековой производственной практики народов и являющиеся основой классового деления общества. Этим определяется их «невнимание» к классовой борьбе и непонимание классовой, конкретно-исторической природы человека и человеческого сознания.

 

Касаясь влияния социальных условий на индивида, писатели XVIII века, как правило, ограничиваются изображением того, как жизнь морально уродует личность, сосредоточивают внимание на фактах политического и юридического бесправия представителей «третьего сословия» , но непосредственно не раскрывают экономические, классовые истоки приниженности человека при феодальном строе, не проникают в крепостнические основы общества.

В идеологическом аспекте критики феодальной действительности состоит существенная отличительная черта творчества писателей-просветителей даже реалистического направления. В произведениях реалистов эпохи Возрождения (Сервантес, Рабле и др.), XIX столетия (Бальзак, 30ЛЯ> Гоголь, Щедрин, Л. Толстой и т. д.) герои изображаются не только со стороны их моральнополитического сознания, они показываются также в сфере их материальных классовых взаимоотношений. Дон Кихот не только мечтатель-идеалист, он типичный испанский идальго, ведущий в минуты прояснения весьма прозаический образ жизни. Точно также Санчо Панса — Типичный кастильский крестьянин с весьма конкретными заботами и интересами бедного землепашца.

В «Человеческой комедии» Бальзака, в «Ругон-Маккарах» Золя ростовщики, банкиры, всевозможного рода дельцы выступают не просто как морально циничные люди, они даны в своей материальной практике, полностью выявляя в махинациях натуру буржуазных хищников.

В «Мертвых душах» Гоголя, в романах Л. Толстого помещики «подаются» не только как носители определенных моральных качеств, они раскрываются в их отношении к народу, очерчены во всех многообразных связях не только идеологического, но и экономического порядка. Тем самым Гоголь и Толстой глубоко вторгаются в самые основания современной им общественной системы, вынося ей свой обвинительный приговор.

Невнимание к экономическому фактору в развитии общества не позволило просветителям XVIII века правильно определить происхождение человека. Они выводили его непосредственно из природы, а не из многообразной производственной и социально-исторической практики. Подчеркивая слабость предшествующего ему материализма, Маркс указывал, что в нем человеческая сущность понимается «только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами».

Категория: История зарубежной литературы XVIII века | Добавил: fantast (09.02.2016)
Просмотров: 2665 | Теги: Литература | Рейтинг: 0.0/0