Идейно-эстетические расхождения среди просветителей и их причины в эпоху Просвещения
При известном сходстве в идейных устремлениях между идеологами просветительского направления существовали весьма значительные различия. Это обстоятельство объясняется целым рядом причин. Следует учитывать, что Просвещение в каждой стране обладает специфическими чертами, прежде всего ввиду разной степени экономического и общественно-политического развития европейских народов. Англия, например, была наиболее развита в промышленном отношении, английская буржуазия к XVIII веку уже совершила революцию, Франция стояла накануне революционных потрясений и имела весьма политически активное третье сословие, Германия только еще залечивала раны, нанесенные Тридцатилетней войной, немецкое бюргерство было экономически немощным, а политически трусливым. Кроме того, внутри каждой страны просветительская мысль не стоит на месте, а эволюционирует вместе с ростом общественного самосознания, обострением классовой борьбы. Чем выше активность масс, тем смелее решают просветители злободневные вопросы времени. Достаточно сравнить зачинателей просветительской идеологии в Германии (Томазиус, Готшед и др.) с ее крупнейшими представителями в конце столетия (Гердер, Гёте, Шиллер), чтобы убедиться, какой огромный шаг вперед сделало немецкое просветительство, несмотря на сравнительно застойный характер немецкой жизни. Точно так же дистанция значительного размера отделяет Лесажа, Монтескье и других французских просветителей первой половины века с их умеренной программой действий от Дидро, Руссо, Бомарше, выдвигавших значительно более радикальные требования. Наконец, размежевания, разногласия в просветительском лагере объясняются неоднородностью социальной базы просветительского движения. Она включала в себя и буржуазию, и крестьян, и ремесленников, и полупролетарские элементы. Просветители в своих теоретических исканиях и творчестве выражали интересы различных слоев общества. Одни из них были теснее связаны с буржуазией, другие с ремесленной, крестьянской массой, третьи отражали чаяния складывающегося пролетариата. Наиболее левое крыло в европейском Просвещении составляли ранние представители утопического социализма, французские мыслители Мелье, Морелли и Мабли, которые, по словам Энгельса, защищали «уже прямо коммунистические теории» . В своих трудах они выступали как идеологи формирующегося рабочего класса. Для них характерно отрицание частной собственности, резкая критика абсолютизма, мечты об обществе, основанном на законах природы.
| |
Просмотров: 1117 | | |