Особенности развития английской литературы в XVIII веке

Особенности развития английской литературы в XVIII веке

Особенности развития литературы и искусства в Англии XVIII века объясняются свойствами ее исторического развития.

Буржуазная революция в этой стране одержала победу еще в XVII веке. Английское Просвещение, таким образом, развивается в условиях уже победившего буржуазного строя. При этом необходимо учесть, что если в XVII веке, в период подлинно народной по своему характеру революции 1640—1649 годов, буржуазия была настроена революционно, то в дальнейшем, к концу века, революционные традиции класса буржуазии весьма ослабли, что и позволило реакции в 1660 году реставрировать на английском престоле династию Стюартов. В мрачную эпоху реставрации были восстановлены многие законы и обычаи феодальной поры. Пуританство, ранее выражавшее идеологию прогрессивной буржуазии, приняло реакционный характер. Буржуа обрел в религии средство держать в повиновении трудовые массы. Пуританизм приобрел черты лицемерия, ограниченности, крайней нетерпимости. Особенно ярко это проявлялось в отношении пуритан к искусству. Считалось, что искусство растлевает людей, привносит в жизнь общества лень, разорение, отвлекает от веры в Бога.

Государственный переворот 1688—1689 годов, известный в буржуазной историографии под названием «славная революция», на деле явился компромиссом между новым дворянством и буржуазией. У власти встали крупные землевладельцы и капиталисты; однако борьба за буржуазно-демократические свободы продолжалась еще в течение по меньшей мере ста двадцати лет.

Английские просветители создавали свою литературу и искусство в постоянной и трудной борьбе с пережитками феодализма, опираясь при этом на материалистическую философию и эстетику XVII века (учения Гоббса, Локка, Толанда).

Особенно большое влияние на философов английского Просвещения оказало материалистическое в своей основе учение Джона Локка^ сенсуализм. Локк выдвинул теорию происхождения всех Знании из чувственного опыта человека, считая, что разум обогащается благодаря опыту, который приобретается ощущениями.

Последователи Локка в Англии — Шефтсбери и Мандевиль — развили это учение и пользовались им в борьбе с пуританством, тормозившим в начале XVIII века развитие науки и искусства.

Несмотря на то, что в целом английское Просвещение отличается более умеренным характером, чем европейское, все же на протяжении всего XVIII века радикально-критическое крыло английских просветителей резко высмеивает лицемерие и ханжество английской аристократии, беспощадно вскрывает социальные пороки, порожденные капитализмом уже на ранних этапах своего развития.

Существовало среди деятелей Просвещения и умеренное крыло, представители которого строили свою эстетику на субъективной философии Беркли и христианской этике. Писатели этого направления стремились вести примирительную политику по отношению к пуританству, старались сгладить противоречия действительности.

Периодизация литературы английского Просвещения может быть предложена такая:

Первый период (1688—1730)—расцвет поэзии просветительского классицизма; большие успехи журналистики, предварявшие становление английского нравоописательного романа; возникновение новых жанров в драматургии. Просветительская эстетическая мысль набирает силу.

Второй период (1730—1750) — расцвет просветительского реализма, получившего воплощение в ведущем жанре — просветительском романе.

Третий период (1750—1790) —возникновение и развитие нового направления — сентиментализма и позднее — предромантизма.

Первый период просветительства характерен борьбой с пуританскими взглядами на искусство, отрицавшими его общественное Значение, а также появлением критики пороков буржуазного общества.

Философ Шефтсбери в своих трудах сумел доказать, что искусство является важной формой общественного сознания, стимулирующего развитие общества.

Шефтсбери, отвергая предрассудки пуритан, считал, что искусство «приносит пользу» и является большим благом для человечества. Он учил, что добро и красота связаны неразрывно. Поэтому «добродетель и истина лучше всего познаются через красоту в искусстве». Освобождая искусство от религии, Шефтсбери писал: «Нравственное не нуждается более в религиозном, чтобы достигнуть своего совершенства, но наоборот, все религиозное должно доказать свое право на существование через согласие с естественным масштабом нравственности». По учению Шефтсбери, разум  единственный критерий при оценке всех общественных явлений, в том числе религиозных, этических и социальных. Вселенная, по его мнению, устроена гармонично. Человек добр от природы, зло является следствием заблуждения, непонимания и легко устранимо. В то же время материалистические в своей основе взгляды Шефтсбери в силу исторических причин не были последовательными. Он считал, что массы нуждаются в религии, так как им необходима дисциплина, а ее им дает вера в загробную жизнь. Для ученых же и деятелей искусств Шефтсбери считал возможным обходиться без религии, прибегая к деизму.

Философию Шефтсбери, его учение о врожденной добродетельности человека, которая под благотворным влиянием искусства может уберечь его от зла и безнравственности, подверг критике Мандевиль, утверждавший, что и добродетель, и порочность следствие прямого воздействия среды. Он считал, что буржуазному обществу свойственны пороки и их необходимо разоблачать.

Взгляды Мандевиля оказали большое влияние на создателей социально-бытового просветительского романа в Англии.

В первую треть XVIII века в английской литературе большое место занимала классицистская поэзия. Виднейшим ее представителем был Александр Поп (1688—1744). Поэт незаурядного таланта, он был скован принципами классицизма, его произведения в основном носили характер описательный и дидактический. В целом творчество Попа имело прогрессивное значение. Он пропагандировал просветительство («Опыт о человеке»), в своих сатирах высмеивал нравы аристократов и буржуа-пуритан. Большую роль сыграл Поп в общественной жизни, помогая журналистам Стилю и Аддисону наладить их журнальную деятельность.

Однако в дальнейшем поэзия и эстетика Попа идут явно не в ногу со временем. Его классицизм тормозил развитие искусства, его сатирам явно не хватало того бесстрашия и любви к народу, которые отличают творчество Свифта, Филдинга, Смоллетта.

Первая треть века была ознаменована активным развитием просветительской драматургии. Пьесы Аддисона («Катон», 1713), Гря («Опера нищего», 1722) имели шумный успех. Широкую известность получила пьеса драматурга Лилло «Лондонский купец» (1713), которая привлекла к себе внимание многих европейских стран и была первым образцом нового жанра — «мещанской драмы». Большое оживление в театральную жизнь внесли сатирические пьесы Филдинга, начавшего в 20-х годах свою литературную деятельность с опытов в драматургии.

Дальнейшее развитие сатирической драматургии в Англии было насильственно пресечено мерами правительства, которое в 1737 году добилось от парламента принятия билля о театральной цензуре.

В последующие годы среди бесцветной драматургии XVIII века одиноко возвышаются лишь пьесы Голдсмита и комедии Шеридана.

Важнейшее достижение английских писателей первой половины века — создание и теоретическое обоснование романа нового времени. В этом заслуга английских прозаиков не только перед их родным искусством, но и перед всем человечеством. То, что жанр современного романа впервые достиг своего полного развития именно в Англии нельзя считать случайностью: этот жанр мог достичь степени зрелости только в развитом буржуазном обществе. Жанр романа возник в античной литературе («Эфиопика» Гелиодора и «Сатирикон» Петрония). В эпоху Возрождения роман получает свое блестящее развитие в творчестве Сервантеса и Рабле, заложивших основы современного романа.

Р. Фокс в своей книге «Роман и народ» указывает, что для титанов Возрождения еще не был открыт субъективный мир человека до его величайших глубин, так как разделения бытия человека на частное и общественное история литературы до XVIII века не знала. «У Сервантеса подобное разделение было немыслимо,— пишет Фокс,— оно было порождением развитого капиталистического общества, которое завершило процесс отделения индивида от общества... Представители новой школы (английские романисты первой половины XVIII века) с их тревожным открытием «чувствительности» оказались провозвестниками революции в романе» .

В первой половине XVIII века передовые круги английской буржуазии еще не утратили демократической традиции 1649 года. Совершая открытия новых земель, развивая науку и промышленность, наиболее прогрессивно настроенные слои буржуазии были заинтересованы в познании материального мира и его закономерностей. Роман явился могучим средством художественного познания действительности. С переходом буржуазии на реакционно-охранительные позиции в конце века буржуазный роман исчерпал себя как жанр.

Лишь после длительного периода предромантической и романтической реакции роман был воссоздан на основе новых принципов как великое реалистическое искусство.

Первым замечательным романистом английского Просвещения был Даниель Дефо. Подлинный сын своего времени, Дефо вошел в историю литературы как основоположник романа Просвещения; он выразил в своем творчестве все еще продолжавшийся подъем в английском буржуазном обществе, борьбу этого общества с пережитками феодализма и экзотику больших географических открытий в начальный период колонизации.

 

Авантюрные и приключенческие романы Дефо еще почти не отражают внутренней жизни индивида, вернее элемент психологического анализа в них еще очень незначителен. Тем не менее лучшие романы Дефо-«Моль Флендерс», «Робинзон Крузо», «Полковник Джек» — произведения, исполненные эмоциональной взволнованности, в сюжете их отразились реальные конфликты и коллизии того бурного времени. Как отличительную черту героев Дефо (претерпевающих, как правило, немало бедствии и испытании) следует отметить их жизнерадостность, оптимистический взгляд на большое значение для всего европейского Просвещения имел роман Дефо «Робинзон Крузо», в котором прославляется труд, показывается его великая преобразующая роль в жизни индивида и общества в целом. Введение в роман темы труда ознаменовало собой начало подлинной революции в искусстве, которая нашла свое завершение лишь в творчестве критических реалистов 30—40-годов XIX века.

Героизируя деятельность своего буржуазного индивида, Дефо отнюдь не замалчивает и теневых сторон нового мира, возникшего в результате победы революции XVII века. Робинзон не только герой и подвижник, но и хищник и колониалист. Критические тенденции, имеющиеся в романе «Робинзон Крузо», во много раз усиливаются в «Моль Флендерс» и «Полковнике Джеке».

В 10—20-х годах начал выступать в печати великий сатирик и публицист Джонатан Свифт. Выходец из Ирландии, Свифт получил прекрасное по тому времени образование и около десяти лет находился в самой гуще английской политической жизни. Свифт усвоил материалистическую философию, порожденную английской революцией. Благодаря близости к революционной борьбе угнетенного ирландского народа Свифт, выразивший, по словам английского критика Хэзльитта, «стоны и вопли Ирландии», погибавшей под натиском торжествующего иноземного капитала, занимает в английском Просвещении совершенно исключительное место.

Свифт одним из первых английских и европейских просветителей выступил не только против пережитков феодальной старины и отдельных пороков буржуазного строя, но и против колониальной эксплуатации. Он отстаивал права порабощенных наций, фактически призывал к сопротивлению английским властям (бойкотированию неполноценной монеты, английской промышленной продукции и т. п.). Свифт пользовался необычайно высоким авторитетом у широких демократических слоев населения Ирландии. Даже сам вице-король Ирландии боялся сатирика. В Лондон он, например, сообщал в ответ на требование арестовать Свифта: «Для того чтобы д-ра Свифта посадить в тюрьму, потребуется 10 000 солдат».             

Для недовольства Свифтом у властей были основания. Его публицистика, его художественные произведения были полны разоблачающей силы. Гневно и с возмущением рисовал Свифт на страницах своих книг сатиру на буржуазную Англию, показывая во всей наготе отвратительное стяжательство, эгоизм, нравственную нечистоплотность и лицемерие английского буржуа. Через целое столетие Свифт протягивает руку В. Скотту и Байрону, показывая им пример непримиримо-беспощадной критики основ разбойничьего английского колониального государства, реакционной сути религий всех видов. Антиклерикальная книга «Сказка о бочке» в сущности явилась сильнейшим ударом по основам религии. В сатирическом романе «Путешествия Гулливера» Свифт гневно критикует пороки английского общества и пессимистически смотрит на возможности человека в ртом обществе. В. Скотт высоко оценил гуманизм Свифта, его непримиримость к произволу властей и церковников, огромную силу воображения писателя, колоссальное богатство его языка, неистощимость выдумки, многообразие и неповторимость персонажей. Мастер сатиры, Свифт великолепно владеет гиперболой, аллегорией, шаржем, гротеском. Его смех достигает таких же оглушительных раскатов, как смех Рабле. Это горький смех, почти всегда переходящий в яростный сарказм, гневные филиппики; убийственные сравнения, тонкая ирония при колоссальном богатстве воображения создают эффекты, поистине незабываемые.

Свифт нанес первые чувствительные удары английскому классицизму. Если в «Битве книг» Свифт еще разделяет воззрения Буало и Попа, то уже во вставных фрагментах к «Сказке о бочке» он осуждает «жалкое состояние» английской литературы после 1660 года. В немногочисленных статьях, посвященных вопросам литературной теории, Свифт высказывается за обновление английского литературного языка, за введение народной речи в него, за нарушение строго разграниченных стилей, высмеивает преклонение перед античностью (статьи «Песня особы из высшего общества», «Предложение об улучшении, исправлении и реформе английского языка»).

Продолжая традиции Шекспира, Свифт боролся за освобождение общественного мнения от суеверий, а искусства — от религии. Полифонизм композиции и стиля «Гулливера», атеизм и антимонархический характер этого романа также были ударом по классицизму, требовавшему «стройной строгости», «отказа от страстности и излишнего лиризма», от «низких» слов и выражений и т. п.

Авантюрные приключенческие романы Дефо, горькая сатира Свифта сменяются на втором этапе английского Просвещения семейно-бытовым и социально-бытовым романом. Это означало, что роман в своей эволюции достиг следующей, более высокой стадии развития.

Первым ощутил потребность изобразить "жизнь сердца" писатель Сэмюель Ричардсон, основоположник семейно-бытового романа, зачинатель сентиментализма. Обратившись к изображению в романе внутреннего мира, мира души человека, Ричардсон вместе с тем демократизировал литературу, введя нового героя-представителя буржуазии и класса простолюдинов (Кларисса Гарлоу, Памела). Быт буржуа и аристократов, их мораль и психология—вот что стало в центре внимания писателя. Скотт писал о Ричардсоне, что это был «вероятно, первый автор среди тех писателей, кто отбросил парадность романа со всеми его нелепостями и обратился к пробудившимся чувствам человеческого сердца».

Современный английский критик Джексон пишет в своей книге «Старые верные друзья»: «Ричардсон открывает новую эру, показав, что героиней романа с большим успехом может быть горничная, чем герцогиня... Смоллетт завершает эту эпоху, сделав героем лакея...».

Верно угадав потребность времени, выведя героев из средних и низших классов, Ричардсон воспользовался механизмом старого романа XVII века — романа в письмах, где наряду с необходимой для развития действия сюжетной канвой имеется огромное количество ненужных подробностей и наблюдений. Ричардсон также не сумел освободиться от некоторых отрицательных черт классицистической эстетики: с одной стороны, он резко разграничивает отрицательных героев от положительных, злоупотребляет дидактико-поучительными и наставительными моментами. С другой стороны, ограничившись исключительно рамками семьи, он наделяет своих положительных геров сверхъестественной чувствительностью. К ним вполне применимы слова Чернышевского, сказанные им о русских сентименталистах, что чувства их «были совершенно маниловские». Стремление Ричардсона примирить противоречия, раздирающие общество, при помощи проповеди морального самоусовершенствования и религии немало послужили к тому, что его романы быстро сошли со сцены и были преданы забвению.

 

Высшей точки в своем развитии английский просветительский роман достигает в творчестве Генри Филдинга (1707— 1754) — драматурга, романиста и теоретика литературы.

В его романах и пьесах с большой полнотой отразилась жизнь Эпохи, его произведениям свойственна большая сила эмоционально-художественного воздействия, обусловленная пафосом гражданственного негодования и горячей симпатией к народу, ненавистью ко всем пережиткам старины как в области социально-политической, так и в области эстетической. Вместе с тем Филдинг исполнен исторического оптимизма: он, в отличие от Свифта, еще не утратил окончательно веры в общественный прогресс, он сохраняет иллюзии о жизненности буржуазного строя. Филдинг был художником-новатором, по существу, его можно назвать творцом социально-бытового романа. В отличие от Ричардсона, Филдинг смело и бесстрашно нападает на пуританское ханжество, тартюфство английской буржуазии, на чудовищную коррупцию государственного аппарата, ставшую системой в его время, реалистически описывает ужасающую нищету народных масс, т. е. делает то, перед чем неизменно останавливались просветители умеренного крыла — Стиль, Аддисон, Ричардсон и Лилло.

Подобно Свифту, Филдинг изгоняет религию из своей художественной практики и эстетики, выступая с сатирами на религиозное ханжество и мракобесие. Изгнание религии из сферы романа весьма плодотворно сказалось на развитии этого жанра.

Полемика с Ричардсоном побудила Филдинга написать пародийный роман «Джозеф Эндрюс». Во введении к роману и в принципах, положенных в основу его системы образов, заключается большой идейно-философский смысл. Подвергая критике роман Ричардсона «Памела», Филдинг ополчается на эстетические положения всего умеренного крыла просветителей,- капитулировавших перед ненавистным ему пуританством и остановившихся перед критикой язв и пороков английского буржуазного государства. Филдинг высмеивает Ричардсона и за художественную несостоятельность, неспособность совладать с тем большим жизненным материалом, который он поднимает.

Отрицая узкие рамки семейно-бытового романа, отвергая дидактику и нравоучительство, унаследованные у классиков, Филдинг призывает учиться изображать жизнь у Рабле, Шекспира и Сервантеса — давать систему образов на широком социальном фоне.

Он был первым великим писателем Англии XVIII века, который сумел показать в своих художественных произведениях историчность, общественный характер частного бытия. Этим он возвышается на целую голову над своими современниками и вплотную подходит к Байрону и В. Скотту. Недаром Байрон называл Филдинга «вполне современным писателем», а В. Скотт беспрестанно учился у него искусству изображать жизнь.

Филдинг, а вслед за ним и его современник Смоллетт, создав так называемый роман «большой дороги», сумели показать жизнь индивида, его судьбу на фоне социальных условий, нравов, религиозных предрассудков, обычаев и т. д.

Главным достижением Филдинга является его роман «История Тома Джонса Найденыша» с теоретическими вводными главами к каждой книге. Сам Филдинг вполне понимал значение своего творческого подвига. В одной из вводных глав к «Тому Джонсу» он писал: «Я — основоположник нового жанра и я волен давать ему какие мне вздумается законы».

 

Главным предметом искусства Филдинг считает человека — «высочайший предмет изображения». Он подчеркивает неисчерпаемость этого предмета искусства, остроумно сравнивая писателя с поваром - «Скорее повар переберет все на свете виды животной и растительной ниши, чем писатель исчерпает чудесное разнообразие человеческой природы». Филдинг выступает, как противник классицизма Он считает, что успех романа в первую очередь зависит от таланта и мастерства писателя, тогда как нормативная эстетика классиков учила, что можно научить писать любого грамотного человека, усвоившего «правила сочинительства». «Высокие достоинства умственного угощения зависят не столько от темы, сколько от умения автора выгодно подать его».

Филдинг взял за образец Шекспира, его творческую манеру рисовать многогранные образы, его манеру «сочетать свет и тень, добро и зло» в одном и том же персонаже. О необходимости следовать правде жизни, рисовать ее сложную диалектику без прикрас, без лакировки писатель говорит в предисловии к двенадцатой книге «Тома Джонса». Он требует, чтобы художник предварительно хорошо изучил жизнь, которую собирается описывать, но ни в коем случае не изображал бы ее по книгам или с чужих слов. В течение двух веков классицистическое искусство изображало жизнь при помощи обращения к Греции или Риму либо изображало героические деяния современных полководцев, героев и царей, невероятно идеализируя их. Свифт и Филдинг были первыми великими художниками, которые показали неестественность, нежизненность английского классицизма.

Опровергая нормативные эстетики, Филдинг требовал от писателя, помимо высокого уровня образованности, еще и «дара изобретения», т. е. художественной одаренности, богатейшего дара фантазии, воображения, способности рисовать образы художественным словом.

Третий, последний, этап Просвещения в Англии характеризуется господством сентиментализма. Начавшийся в 50—60-х годах аграрнопромышленный переворот (в результате которого Англия стала первой индустриальной державой в XVIII—XIX веках) привел к уничтожению класса крестьян, так называемого свободного йоменри. К 1825 году, по словам Энгельса, полностью исчезает с лица земли тот класс, который составлял главное ядро армии Кромвеля.

Процесс освобождения пахотных земель под нужды промышленности осуществлялся в Англии с невероятной жестокостью. Сотни тысяч обездоленных и бездомных людей потянулись по дорогам Британского королевства в большие города в поисках заработков и пристанища. Страдания народа, голод, нищета, преступность, проституция, смертность возрастают до ужасающих размеров. Война с американскими колониями в 1777 году и революция во Франции в 1789—1794 годах стягивают все противоречия Британской империи в тугой узел. Страдания масс находят отклик в идеологии, в частности в искусстве. В 50-е годы XVIII века новое поколение просветителей — сентименталисты,— продолжая сохранять веру в потенциальные возможности буржуазного прогресса, по-прежнему, часто исходя из положения просветительской философии о том, что «человек добр» по своей природе и что зло — лишь случайное явление в жизни общества, утрачивают веру в разум. Они уже отказываются верить в то, что разум всемогущ, и исходят в своей практике из убеждения, что «истинно лишь чувство, веления сердца». Это предвещало кризис всего просветительского мировоззрения в недалеком будущем. В области эстетики это выразилось в стремлении еще более ослабить и свести в конце концов на нет влияние классицизма.

 

Наиболее яркий представитель нового направления — талантливый романист Лоренс Стерн.

Стерн продолжил дело развития романа как жанра и добился новых успехов в искусстве изображения внутреннего мира человека. Его романы отличаются большим своеобразием. Стерн всецело Занят внутренними переживаниями персонажей. Стерн изображает конфликты своего времени своеобразными методами и образами. Он мастерски показывает душевную опустошенность человека-собственника, его звериный эгоизм, крайний индивидуализм, мелкие, подленькие страстишки обывателя.

К сентиментализму примыкает и творчество Оливера Голдсмита. Его произведения, разнообразные по жанрам, отличаются и по методу создания. Если в стихах и поэмах Голдсмит — представитель чистого сентиментализма, то в драме и в романе он скорее выступает как представитель просветительского реализма. В своем единственном романе «Векфильдский священник» Голдсмит описывает жизнь английского провинциального мещанства.

Творчеством Стерна и Голдсмита завершается блестящее развитие английского просветительского романа XVIII века.

Романы Дефо, Свифта, Филдинга, Смоллетта, Голдсмита и Стерна являются подлинной революцией в европейском искусстве. Как и вся просветительская литература в целом, роман английских просветителей служил орудием борьбы с пережитками феодализма. В нем была необыкновенно сильна критическая мысль, беспощадно осуждавшая социальный гнет и неравенство, коррупцию, пауперизм, жестокость аристократов и бесчувственность буржуа. Романисты-просветители прославили труд, гуманизм, духовную красоту простого труженика, раскрыли его богатый внутренний мир и высокие моральные качества. И хотя создатели просветительского романа были еще в плену иллюзий о неисчерпаемости исторических возможностей буржуазного строя и идеализировали во многих случаях своего героя, роман английского Просвещения имеет непреходящее значение. Он заложил прочные основы для развития жанра романа во всей Европе.

Кризис просветительства, начавшийся в годы войны с американскими колониями, чувство неопределенности, неустойчивости бытия способствовали тому, что идеологи и писатели буржуазного класса все больше обращаются в последней трети XVIII века к идеалистической субъективной философии Беркли, к религии. В поэзии сентиментализма и в «готическом романе», возникшем в последнее десятилетие XVIII века, склонность к религиозности, мистике, к сверхъестественному достигает поистине огромных размеров. В романах писателей-«готиков» — Горэйса Уолполла, Анны Радклиф, Льюиса Бэкфорда — изображение кровавых, таинственных и роковых событий становится самоцелью.

Ведущим жанром последней трети XVIII века становится поэзия. Именно поэзия окончательно и бесповоротно уничтожила остатки классицизма в литературе и искусстве. Представители сентиментальной и предромантической поэзии осмелились, наконец, посягнуть на разрушение «поэтик-дикшон» — мертвого языка классицистов.

Если поэты-сентименталисты в своих произведениях прославляли труд крестьян, показывали маленькие радости простых людей, выражали протест против жестокости помещиков и угнетения тружеников (Голдсмит, Грей и др.), то поэты-предромантики пробудили в обществе огромный интерес к памятникам устного народного творчества, к преданиям, сказкам, старинным балладам, проложили дорогу народной речи в литературу.

Предромантическое направление в Англии и Шотландии возникло после выхода в свет в 1771 году многотомного собрания народных песен и баллад, изданных Перси. Этого было достаточно, чтобы возникла целая литература, подражающая стилю, языку и форме старинного народного эпоса, балладам и песням.

Крупнейшим поэтом-предромантиком является Макферсон. Собирая древнекельтские саги, он сочинил и издал сборник старинных героических сказаний и песен, якобы принадлежащих перу легендарного древнекельтского барда Оссиана. «Песни Оссиана» покорили всю Европу. О языке и стиле их, о научной достоверности и подлинности этих произведений велись ученые споры, издавались специальные трактаты. Факт подделки был доказан значительно позднее. «Песни Оссиана» оказали влияние на многих поэтов Европы и России. Гёте, Руссо, Блейк, в XIX веке Пушкин и Гейне зачитывались «Песнями Оссиана», писали подражания им, поэтически перекладывали на свои языки.

Не менее блестящую подделку под стиль среднеанглийского языка XV века совершил поэт Чаттертон.

Интерес к народной поэзии побудил народного поэта Шотландии Роберта Бернса дважды опубликовать свои произведения (в 1782 и в 1789 годах). Этим Бернс положил начало серьезной реформе литературного языка не только в Шотландии, но и в Англии. Он помог своим творчеством свести на нет остатки классицизма.

Песни и сатиры Бернса, народные в своей основе, быстро проникли в народную толщу, их читали по праздникам в любом кабачке, их распевали на мотивы народных песен и т. д. Бернс в огромной степени расширил контингент читающей публики не только в Шотландии, но и в Англии, в Америке и создал своим творчеством предпосылки для возникновения в Англии нового искусства, антибуржуазного по своему духу. Это искусство вскоре явилось в лице английских романтиков.

Продолжая дело Свифта и Филдинга, Бернс, усвоивший революционную идеологию французских, английских и американских демократов, ввел в литературу нового героя, неизвестного просветительской литературе середины века: простолюдина-протестанта и бунтаря, а также вождя народно-освободительного движения. Он изображает крестьян не покорными жертвами, сломленными промышленным переворотом, униженных произволом помещиков и властей, а людьми, исполненными чувства достоинства, наделенными сильной волей, яркими самобытными характерами, с чувством чести и острым природным умом; он утверждал моральное превосходство представителей трудовых классов над людьми-собственниками. Поэзия Бернса — вершина английской поэзии XVIII века.

Категория: История зарубежной литературы XVIII века | Добавил: fantast (09.02.2016)
Просмотров: 13254 | Теги: Литература | Рейтинг: 0.0/0