Просветительский классицизм в эпоху Просвещения
Довольно обширное распространение в литературе эпохи Просвещения получил просветительский классицизм. Крупнейшим его представителем в поэзии и в драматургии, особенно в трагедийном жанре, был Вольтер. Особой популярностью классицистская форма искусства пользовалась накануне и в годы Великой французской революции, когда ей отдавали предпочтение такие видные мастера трагедии, как Сорен и М. Ж. Шенье. По своему художественному мышлению, т. е. по основным принципам изображения жизни и построения художественного образа, просветители-классицисты ничем существенным не отличались от Корнеля и его последователей в XVIII веке, стоявших на феодально-монархических позициях. Однако их творчество имело принципиально иную социально-политическую направленность. Оно не укрепляло, а расшатывало устои феодально-монархического общества. Вольтер в своих трагедиях разрушает религиозный фанатизм, прославляет тираноборцев. В своих одах он поет гимны научному прогрессу. Его герои погибают за политические вольности, за свободу человеческой мысли. Просветители-классицисты, обращаясь к истории древней Греции и Рима, берут из нее Примеры героического служения народу и борьбы с тиранией. Их привлекает характер Брута-старшего, который приговорил к смерти своего сына Тита, изменившего идеалам республики. Они вводят в драматургию Спартака, братьев Гракхов и т. д. В античности Вольтер и его эстетические единомышленники ищут, в отличие от Дидро и Лессинга, не «естественных людей», а идеальных граждан, жертвующих своими природными наклонностями во имя выполнения своего общественного долга. Просветительский классицизм — это искусство больших гражданских идей и политических страстей. Оно рассчитано, прежде всего, на воплощение героического, прекрасного, идеальных явлений жизни. Однако ему недостает жизненной полнокровности. Его образы страдают известным схематизмом, одно линейностью. Они слабо индивидуализированы. Классицисты в процессе создания характера стремились прежде всего выделить и усилить гражданское начало в человеке, «опуская» его естественно человеческие качества. Их персонажи — сгустки страстей, олицетворенные гражданские добродетели, а не конкретные личности. Отмеченное своеобразие объясняется тем, что теоретики классицизма рассматривали искусство не как специфическое отражение действительности, а прежде всего как средство морально-политической пропаганды. По своим взглядам на общественное назначение художественного творчества они были утилитаристами, т. е. требовали от художника не исторически конкретного воспроизведения жизни, а общественной пользы, популяризации через театр, поэзию, повествовательные жанры просветительских идей. Утилитаризм отводил литературе роль иллюстратора определенных морально-политических и философских истин, что неизбежно приводило к схематизму, к появлению вместо художественно полнокровных образов персонажей «рупоров духа времени» (Маркс), т. е. героев, которые выступают глашатаями просветительских устремлений эпохи. Неизменным спутником утилитаризма выступает дидактизм. Дидактика неизбежно появляется там, где искусство осуществляет свою воспитательную функцию в форме прямого морального воздействия, путем развенчания «зла» и прославления «добра», а не опосредствованно через исторически конкретное раскрытие противоречий общества. Несмотря на морализаторские тенденции и утилитарный подход к определению задач искусства, классицисты-просветители в силу идейной ^обнаженности своего творчества оказывали большое воздействие на умы, они пробуждали общественную активность народа, звали его к жертвенному служению идеалам свободы. Отдельное место в просветительской литературе занимает так называемый «веймарский классицизм». Его теоретические взгляды получили наиболее красочное воплощение в «Ифигении в Тавриде» Гёте, в стихотворениях Шиллера на темы, взятые из античности («Боги Греции», «Торжество победителей» и др.) и в ряде других произведений. Обращение Гёте и Шиллера к античному миру было возбуждено иными причинами, чем у Вольтера и его единомышленников. Для немецких поэтов древняя Греция — царство социальной гармонии и совершенной человечности. Они стараются сравнить ее полнокровную жизнь убожеству немецкой действительности и на ее примере решать вопросы гуманистического воспитания людей. Гёте и Шиллер, в отличие от Вольтера и его единомышленников, ищут в античной истории не гражданина, обладающего «стальным сердцем», умеющего подавлять в себе все человеческое во имя выполнения общественного долга, а гармонично развитого человека, воздействующего на окружающих гуманистическим строем своих мыслей и чувств. Гёте и Шиллер в период увлечения античностью и ее культурой отказываются от бунтарских увлечений юношеских лет, они выдвигают теперь программу изменения общества изнутри средствами эстетического, гуманистического воздействия. Путь, избранный ими для достижения идеала, был иллюзорным. Просветительский классицизм при всех его несомненных достоинствах был создан на принципах подражания античным образцам. Его последователи в поисках материала уходили в прошлое и мало внимания уделяли изображению современности. В их творчестве не было исторически конкретного воспроизведения жизни. Герои классицистов являлись не типическими представителями тех или иных общественных кругов, а выступали носителями авторских идей, «рупорами духа времени».
| |
Просмотров: 15857 | | |