Эстетика эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения ознаменовалась бурным развитием эстетической теории. Новыми идеями эстетическую мысль обогатили Дидро, Лессинг, Гердер, Кант, Шиллер, Гёте и другие теоретики искусства. В эстетике XVIII века в основном господствует материалистическая точка зрения. Художественное творчество рассматривается как деятельность подражательная, как явление, вторичное по отношению к действительности (природе и обществу). В связи с этим идет борьба за правдивость изображения жизни. Разрабатываются такие понятия, как художественный образ, типическое. Все менее популярным становится «утилитарный» взгляд на общественное назначение литературы, хотя просветители и не смогли его полностью преодолеть. Во второй половине XVIII века в эстетику начинают проникать идеи историзма. Заслуга в обосновании метода исторической критики принадлежит Гердеру. Он призывал оценивать произведения искусства, сообразуясь с конкретно-историческими условиями, их породившими, а не исходя из требований «разума» и «вкуса», как это делалось классицистами и многими просветителями. Гердер подчеркивал большую роль в творческом процессе вдохновения, воображения и идеалов писателя. Его взгляды получили широкое признание в период романтизма. Определенным шагом вперед в развитии эстетической мысли была эстетика Канта, сложная и противоречивая по своему характеру. Кант, полемизируя с «утилитарными» воззрениями на искусство, первым поднял вопрос о специфике эстетического суждения. Он стремился доказать, что при эстетической оценке содержание Художественного произведения в расчет не принимается. Источником эстетического наслаждения, по его мнению, является только художественная форма. Справедливо осуждая творчество, пронизанное дидактикой, Кант допускает другую крайность: он отрывает прекрасное от морали, от политики, став родоначальником формализма. Однако попытка Канта определить специфические черты эстетического восприятия была исторически плодотворной. Эстетические взгляды Канта оказали определенное влияние на Шиллера. Идею о незаинтересованности эстетического суждения он развивает во многих статьях. Тем не менее, Шиллер не принимает до конца концепции Канта, его стремлений оторвать искусство от общественно-политической борьбы. Как просветитель он требует от писателя активного служения современности, видит в литературе мощное средство эстетического воспитания народа. Большой вклад в материалистическую эстетику внес Гёте. Его эстетическая теория базируется на материалистическом фундаменте. Развивая традиции Гердера, Гёте был одним из наиболее последовательных защитников реалистического метода. В своих статьях и высказываниях он прежде всего подчеркивает объективность искусства, отмечая его большую роль в познании действительности. Правдивость изображения рассматривается Гёте в качестве основного закона художественного творчества. Он говорит о необходимости глубоко проникать в сущность жизни, придавать «произведению такое содержание, такую форму, чтобы оно казалось одновременно естественным и сверхъестественным». В целом литература Просвещения пронизана светлыми жизнеутверждающими идеями. Раскрывая бесчеловечность феодального общества, отмечая в ряде случаев ущербность формирующегося буржуазного строя, она вся устремлена в будущее. Просветители боролись за жизнь, достойную человека, за общественные отношения, отвечающие лучшим стремлениям людей. Их художественное и теоретическое наследство вошло в активный фонд мировой культуры. | |
Просмотров: 6162 | | |