Мари-Жозеф Шенье. Обзор творчества и биография
1764-1811 Мари-Жозеф-Блез де Шенье был главным представителем революционного классицизма, выдающимся драматургом и поэтом Великой французской революции. Его жизненный и творческий путь — одно из наиболее рельефных проявлений активной роли литературы в революционной борьбе народа против прогнившего «старого режима» и всей феодально-аристократической и католической реакции. В поэзии, драматургии и публицистике Шенье во весь голос звучат революционная страстность и справедливый гнев великого свободолюбивого народа, восставшего против феодального рабства. «Если найдут в моем сочинении гнев,— писал Шенье в статье «Обличение инквизиторов мысли»,— то это потому, что угнетение вызывает гнев у всякого человека, умеющего чувствовать и мыслить. Гордый и страстный стиль — это стиль друзей свободы. Смиренный и холодный стиль — это стиль друзей деспотизма. Разоблачая тиранию, я не могу писать в раболепном тоне. Позор писателю, который умеет говорить правду только наполовину и обличает возмутительные нелепости спокойным тоном». Многочисленные политические стихотворения М.-Ж. Шенье часто публиковались в прогрессивной печати. Положенные на музыку выдающимися композиторами того времени (Меюлем, Госсеком, Керубини), они исполнялись на революционных празднествах и торжественных церемониях, а его пьесы шли в лучших театрах Парижа и в провинции. Являясь достоянием тогдашней революционной общественности, произведения М.-Ж. Шенье как бы сопутствовали ходу всей французской революции XVIII века, отражая в себе напряженность и стремительность ее пульса, ее драматизм и грандиозность, колоссальный размах событий и в свою очередь оказывали значительное революционизирующее воздействие на общественное сознание.
В происходившей в то время борьбе Шенье принимал активное участие не только как драматург и поэт, но и как политический деятель — член Якобинского клуба, клуба Кордельеров, Социального кружка, депутат Национального Конвента, автор многих публицистических статей, видный оратор. Он был страстным и убежденным поборником народного суверенитета и национальной независимости своей страны. С революционными песнями и гимнами, созданными М.-Ж. Шенье, французский народ сокрушал роялистов и интервентов. Особенно большую популярность имела достойная соперница «Марсельезы» — героическая «Походная песня» («Chant du depart»). Патриотизм у Шенье соединен с отсутствием национальной и расовой ограниченности, с глубоким уважением к другим народам, с пламенным протестом против рабства негров и колониального гнета. В своей политической и литературной деятельности М.-Ж. Шенье унаследовал лучшие традиции просветительской идеологии и литературы, а также литературы XVII века. Он активно выступал против феодально-аристократической реакции, а также католической религии и Ватикана, агрессивных войн. Он был сторонником теории неуклонного и вечного развития человеческого общества по пути прогресса. Его философские воззрения отличаются преобладанием материалистических черт, восходящих к французскому материализму XVIII века, враждебностью к идеализму и поповщине. Он был воинствующим гуманистом и патриотом революционной Франции, боровшейся против интервентов и внутренних реакционных сил.
Тесная связь общественно-политической и литературной деятельности М.-Ж. Шенье с народными силами революции наиболее отчетливо проявилась на первом этапе его творчества (до сентября 1792 года), когда были созданы такие его произведения, как трагедии «Карл IX», «Генрих VIII», «Жан Калас», «Гай Гракх», стихотворения «Ода к Национальному Собранию», «Песнь 14 июля», «Гимн Равенству», «Марш Шатовье» и др.
В «Оде к Национальному Собранию», гимне «Песнь 14 июля» и других стихотворениях он призывает «суверенный народ» бороться за свои права, против «коронованных разбойников», вельмож и попов. Он прославляет «подвиги победителей» — участников штурма Бастилии и октябрьских событий 1789 года и «священную свободу», уничтожившую «бесчисленные злоупотребления» старого режима, когда «зловещие тираны» и «подлые министры попирали права порабощенных французов». Порт выражал страстное желание, чтобы «разум законов» основал перед взором «восхищенной вселенной» «новое царство» свободы. Он горячо одобряет действия «детей гения» — депутатов «третьего сословия», защищающих «нрава нации»:
Народ! Превозноси всех тех, в ком дышит гений, Гляди на факелы, что блещут в их руках, И, разогнав ночные тени, Умом сверкают на путях... Порт радуется «празднествам праведного гнева», сметающим феодальный гнет и привилегии, истребляющим мрак невежества и предрассудков «бессмертным сиянием всенародного величия»: ...Сгинь, память о годах общественной болезни! Сгинь, честолюбие! Тиран, к земле склонись! Беги, неравенство, исчезни, И право силы расточись! Шенье призывает французский народ, который «... сотни лет прожил бесправным и голодным», не обольщаться первыми завоеванными успехами, действовать смело и решительно: Смелей, о граждане! Проснитесь и прозрейте, Перед лицом всех стран былой позор дробя. И цепи старые разбейте, Надеясь только на себя! В трагедии «Карл IX, или Варфоломеевская ночь» впервые в двухсотлетней истории французского классицизма с наибольшей политической остротой и художественной сидой разработан сюжет национальной истории. С позиций просветительского гуманизма и революционного патриотизма она своим политическим злободневным сюжетом разоблачала абсолютную монархию, придворную аристократию и церковный фанатизм как величайшее национальное бедствие не только в феодальном прошлом, но и в тогдашней французской современности. Современники с полным основанием сравнивали заговор двора Карла IX против гугенотов с интригами двора Людовика XVI против восставшего французского народа, а самого Карла IX — с Людовиком XVI, Екатерину Медичи — с Марией-Антуанеттой, Лопиталя — с Неккером.
Премьера трагедии «Карл IX» в ноябре 1789 года в Театре Нации была крупнейшим событием литературно-театральной и политической жизни революции и яркой страницей классовой борьбы. Пьеса была восторженно встречена революционной общественностью и прессой и вызвала похвалы видных деятелей революции и положительные отклики плебейских предместий Парижа. В то же время она встретила яростное озлобление «светской черни» — придворных, клерикалов, части крупной буржуазии, реакционной критики и самого Людовика XVI.
Трагедия «Жан Калас» (1790—1791), сюжетом которой послужило знаменитое «дело Каласа» в 1763—1765 годах, обличала религиозный фанатизм и судебный произвол во Франции XVIII века.
В трагедии «Гай Гракх» (1792) на сюжетном материале римской истории II века до н. э- Шенье пропагандировал республиканские принципы, идеи народовластия и социального равенства, отстаивая интересы беднейших слоев «третьего сословия».
Несмотря на эволюцию вправо в годы якобинской диктатуры и особенно термидорианской реакции и Директории, последующее творчество Шенье также имело прогрессивный характер. Оно было направлено против феодально-аристократической и католической реакции, правления Наполеона и наступивших будней буржуазного общества. Наследие М.-Ж. Шенье сохранило свою актуальность и для последующего революционного движения XIX—XX столетия. Живой интерес проявляла к нему прогрессивная общественность во время революций 1830 и 1848 годов, а также Парижской Коммуны 1871 года. По свидетельству Ф. Энгельса, «Походная песня» М.-Ж. Шенье была гимном восставших парижских рабочих в мае — июне 1848 года Творчество М.-Ж. Шенье как представителя общественно-содержательного и высокоидейного искусства высоко ценил Г. В. Плеханов, используя его в борьбе против реакционных декадентских теорий «чистого искусства».
С давних пор передовые люди России (Радищев, декабристы, Грибоедов, Пушкин и др.) с глубоким интересом и уважением относились к культуре французской буржуазной революции 1789— 1794 годов, в том числе и к произведениям М.-Ж. Шенье. | |
Просмотров: 1811 | | |