Лебрен Пиндар. Биография и обзор творчества
1729-1807 Выдающимся портом французской революции был также Понс-Дени-Экушар Лебрен, именуемый Лебреном-Пиндаром. Он родился 11 августа 1729 года в Париже. Его творчество имеет переходный характер, являясь связующим звеном между дореволюционной просветительской литературой и литературой революционного времени.
До революции Лебрен был видным представителем литературы эпохи Просвещения, творчески развивавшим традиции классицистической поэзии Малерба и Жана-Батиста Руссо. Он разрабатывал малые поэтические формы в жанре оды, эпиграммы, послания, элегии. В значительной мере он примыкал к литературной школе Вольтера, написав сатирические произведения «Васприя» и «Парнасские бдения», направленные против реакционной дворянской и католической литературы и публицистики. Вместе с Вольтером он вел борьбу против реакционных критиков, особенно против печально известного Фрерона — злобного гонителя просветителей. Философские поэмы Лебрена «Природа» и «Времена года» тесно связаны с французским материализмом XVIII века и естественнонаучными концепциями Бюффона. Широкую известность приобрели в XVIII веке его «Ода Бюффону», «Ода против клеветников Бюффона», «Ода Вольтеру» и особенно «Ода на бедствие в Лиссабоне» и «Ода о причинах землетрясений и о смерти молодого Расина» — поэтический отклик на гигантское стихийное бедствие — землетрясение и наводнение 1755 года, разрушившие столицу Португалии и уничтожившие большую часть ее жителей. Вторая ода была положена на музыку и высоко оценена Бюффоном — выдающимся французским ученым — естествоиспытателем и философом, чье имя упоминается в тексте.
Многие оды Лебрена имели резко оппозиционный к «старому режиму» характер, рисуя все возраставший упадок французского государства, обличая двор и привилегированные сословия, их хищничество и аморализм, их милитаристскую политику, утверждая гуманистические просветительские мечты о счастье и процветании народов. Таковы его оды «Об упадке французской монархии во второй половине царствования Людовика XV» (ода XXIV), «Астрея или Сожаления о золотом веке» (ода I), «К французам» (ода I), «О мире» (ода XVI), «Против роскоши» (ода XVI) и др. Философские оды Лебрена «Ночь», «О том, что изучение природы важнее даже, чем изучение древних» и другие пропагандируют идеи французского материализма XVIII века.
Антифеодальный характер имели также послания Лебрена, например, «О доброй и скверной шутке», «Послание г-ну Калонну по случаю его назначения министром и генеральным контролером финансов» (послание XI) и др.
Просветительской идеологией наполнены также элегии Лебрена, например элегия «К Немезиде» (элегия XII).
Лебрену принадлежит также большое количество мастерских и язвительных эпиграмм, в которых он сатирически наносил чувствительные уколы двору и аристократии. Они вошли в сборник «Удар лапой или Антикошечка» (1763).
Накануне революции антифеодальная устремленность поэзии Лебрена сильно возрастает. В 1787 году было опубликовано его «Рассуждение в стихах по случаю собрания нотаблей». Несмотря на почтительные реверансы в адрес Людовика XVI и призывы к его «философскому перевоспитанию», в ртом произведении нарисована безотрадная картина бедствий Франции и осужден прогнивший «старый режим».
В конце XVIII века Лебрен стал певцом революционного лагеря. Самые значительные его произведения написаны в жанре патетической революционной оды, характеризующейся господством гражданских мотивов и приподнятым, торжественным стилем. В это время были созданы его «Республиканские оды французскому народу» (изданы отдельной книгой в 1795 году), «Гимн французскому народу», прославлявшие революционное обновление Франции, обличавшие феодальную реакцию, самодержавие абсолютных монархов, тиранию и коварство Людовика XVI и «жаждущей народной крови» Марии-Антуанетты. Замечательны его произведения, воспевшие подвиг французских революционных войск в битве при Флерюссе и «Ода о корабле «Мститель», потопленном в сражении с английским флотом.
В период термидорианской реакции и Директории Лебрен совершает значительную эволюцию вправо. Он пишет «Песню одного филантропа во время ужасов анархии» и другие стихотворения, отмеченные печатью термидорианства. Однако у Лебрена, в отличие от многих писателей и деятелей искусства, термидорианские позиции отличались умеренностью и осторожностью. Подобно М.-Ж. Шенье, он во многом стоял на почве революционной традиции.
В 1795 году Лебрен был избран членом Французского Института (Французской Академии).
Противоречивое отношение проявлял Лебрен и к правлению Наполеона. Он сочувственно относился к антифеодальным и патриотическим сторонам его политики, а в своей «Национальной оде против Англии», в «Тостах Олимпа», в «Песне республиканского пиршества» обличал державы феодально-монархической коалиции и особенно Англию, прославляя Наполеона как борца против иноземных врагов Франции. Вместе с тем Лебрен осуждал деспотизм и единовластие Наполеона, его антидемократические действия в вопросах внутренней политики. Тем не менее Наполеон высоко ценил поэзию Лебрена. Он наградил его орденом Почетного легиона, даровал ему многочисленные денежные пособия и большую пожизненную пенсию. Умер Лебрен 2 сентября 1807 года в Париже. Поэзию Лебрена высоко ценили Радищев, декабристы, Пушкин. | |
Просмотров: 1438 | | |