Натан Мудрый Лессинга

Натан Мудрый Лессинга

Последним художественным произведением Лессинга была драма «Натан Мудрый» (1779). Ее созданию предшествовала борьба Лессинга с немецкими реакционными теологами. В 1777—1778 годах он нашел в библиотеке Вольфенбютеля рукопись немецкого просветителя Реймаруса и опубликовал ее под названием «Фрагменты неизвестного». В ней подвергались сомнению божественное происхождение Библии и Христа. В комментариях к изданию Лессинг, не во всем солидаризируясь с автором, в то же время встал на защиту свободной мысли. Сочинение Реймаруса и примечания Лессинга были встречены нападками церковников. Особенно ожесточенно нападал гамбургский пастор Гёце. Лессинг не остался в долгу. Он написал против Гёце одиннадцать сатирических писем, которые известны под названием «Анти-Гёце».          ,

 

Власти Брауншвейга конфисковали «Анти-Гёце» и лишили Лессинга права печататься, так как он нарушил условие — не помещать в своих статьях ничего такого, «что могло бы оскорбить религию и добрые нравы». Тогда Лессинг решает перенести спор в область дра-матургии. «Хочу попробовать,—писал он Э- Реймарус 6 сентября 1778 года, дадут ли мне по крайней мере свободно говорить с моей прежней кафедры — с театральных подмостков».

 

В «Натане Мудром» Лессинг выступает против религиозного фанатизма и отстаивает гуманистические взгляды. Он защищает идею равенства и дружбы народов. Все его мысли устремлены в грядущее когда сотрутся сословные, националистические, религиозные предрассудки и все люди сольются в одну братскую семью. В «Натане Мудром» особенно отчетливо выражен общественно-политический идеал Лессинга. Если в «Эмилии Галотти» он подверг резкой критике современное ему общество, то в последней драме он воплотил свои мечты о гармоничных общественных отношениях и об идеальном человеке.

 

«Натан Мудрый» представляет собой классический образец «драмы идей». Его конфликты носят идеологический характер. Герои пьесы сталкиваются друг с другом не на почве социальных противоречии, а как носители различных моральных и прежде всего религиозных убеждений.

 

События развертываются в средние века в Палестине. Богатый еврейский купец^ Натан, у которого в прошлом фанатики-христиане убили всех детей, взял на воспитание Реху,~ девочку-христианку которую выдает за собственную дочь. Однажды в отсутствие Натана Реха едва не погибла во время пожара, но ее спас из пламени рыцарь-тамплиер. Молодые люди чувствуют взаимное влечение, но узнав, что Реха еврейка, рыцарь подавляет свое чувство. О христианском прошлом Рехи узнает патриарх Иерусалима. Он требует сожжения Натана за совращение христианской души. Натана приглашает султан Саладин. Желая поживиться за счет богатого купца, он задает ему коварный вопрос, какая религия является истинной. Натан в ответ рассказывает притчу о трех кольцах и своей мудростью завоевывает дружбу султана. Драма заканчивается полным торжеством гуманистических принципов. Лессинг, как и все просветители, верил в прогресс Человечества.

 

Он был твердо убежден, что в каждой личности есть здоровое человеческое начало, которое часто оказывается погребенным подслоем сословных, религиозных и иных предрассудков. В содействии росту здоровых ростков человеческой природы и заключается, по его мне-шло, задача просветительской идеологии и литературы. Действующие лица «Натана Мудрого» по уровню своего гуманистического развития делятся на ряд групп. На самой нижней ступени находится патриарх. Все человеческое в нем заглушено религиозным фанатизмом. Это догматик, поклоняющийся букве христианского учения, злобный ненавистник просвещения и гуманизма.

 

Несколько выше патриарха стоит Дайя, нянька Рехи. Она также сторонник христианства. Но Дайя необразованна и творит зло, не ведая добра. Поэтому Натан относится к ней с симпатией, как мудрый учитель к заблуждающемуся ребенку, называет ее «моя добро-злая Дайя».

 

Другую группу героев «Натана Мудрого» составляют гуманисты-созерцатели. Это служка патриарха Бонафид и бродячий дервиш Аль-Гафи. Они сами человечны, видят несовершенство мира и окружающих их людей, но устраняются от борьбы за гуманистические идеалы. В их лице Лессинг осуждает созерцательное отношение к жизни. Высшую ценность человека он видит в деятельности, в активной защите просветительских взглядов.

 

Активной натурой является рыцарь-тамплиер. Он сам гуманист, но считает гуманизм отличительным признаком одних христиан. Лишь знакомство с Натаном и любовь к Рехе помогли ему освободиться от религиозных предрассудков.

 

На верхней ступени лестницы человеческих типов в пьесе стоит Натан Мудрый. Это человек, лишенный национальной, религиозной ограниченности, активный борец за гуманистические убеждения. Его мудрость состоит в терпеливом воспитании всех людей в духе человеколюбия и братства. 

 

В своей притче о трех кольцах, рассказанной Саладину, Натан осудил все три религиозные системы, все они «поддельны», ибо стали источником слепого фанатизма, кровавых распрей и т. д. Решение религиозного спора Лессинг относит в далекое будущее. Лишь искоренив вражду между народами, сплотив их на основе гуманизма в одну семью, религии смогут доказать свое право на истинность.

 

Выступая «Натане Мудром» против созерцательного Отношения к жизни, Лессинг сам признавал деятельность только в сфере идеологии, а не на арене общественной борьбы. В этом состояла его слабость. Но тем не менее творчество Лессинга, обличавшее феодальный деспотизм, национализм и религиозную нетерпимость, боровшееся за жизнь, достойную человека, пробуждало общественное самосознание немецкого народа, настраивало критически к существующему общественному строю.

Категория: История зарубежной литературы XVIII века | Добавил: fantast (07.05.2016)
Просмотров: 7004 | Теги: Литература | Рейтинг: 5.0/1