Художественный метод и стиль молодого Шиллера
Первые три драмы Шиллера по своему методу весьма близки к просветительскому реализму, но в них много своеобразного: горячей струей бьет эмоциональная «штюрмерская» патетика, меньше чувствуется рационалистической условности. Шиллер-художник стремится сохранить максимальную близость к жизни. Лучшие его образы — это резко очерченные художественные типы. Таковы президент, гофмаршал Кальб, секретарь Вурм, музыкант Миллер, его жена Луиза, созданные на основе обобщения живых явлений действительности.
В то же время положительные герои Шиллера тесно связаны с душой самого автора. Их речи он насыщает своей ненавистью к социальному гнету, передает в них свои надежды на будущее. Все Это придает ранней драматургии Шиллера особый колорит. Объективное раскрытие противоречий жизни в ней сочетается с субъективной авторской патетикой и романтической окрыленностью. Причем по-своему правдивы даже наиболее субъективные шиллеровские герои. Фердинанд не типичен для своей среды, но в его пламенных тирадах правдиво передаются чувства и мысли передовых людей XVIII века, находившихся под влиянием просветительских идей.
Соотношение объективного и субъективного в творчестве Шиллера-штюрмера выступает в особенно резких гранях. Его положительные герои то предельно «натуральны», то возвышаются над прозой жизни, принимая на себя функции пропагандистов просветительских взглядов. Такая двойственность характерна для Карла Моора и особенно Фердинанда.
Персонажи Шиллера действуют, как правило, стремительно, с предельным напряжением сил, говорят изобилующим сравнениями метафорическим языком. Подобного рода стиль, эмоционально взволнованный и многоцветный, как нельзя лучше передавал мятежные пастроения порта и передовой молодежи эпохи Просвещения. | |
Просмотров: 1287 | | |