Творчество Шиллера-классика

Творчество Шиллера-классика

Переход Шиллера на позиции классицизма совершается во второй половине 80-х годов. Разочаровавшись в бунтарстве, поэт ищет новых путей воздействия на общество. С прежней страстью бичуя деспотизм, он уделяет теперь огромное внимание пропаганде просветительских идеалов. Его поэзия изобилует пламенными призывами к свободе, к единению и братству всех людей.

 

Новый период творчества Шиллера открывает Ода «К радости» ода «К радости» (1785), где его вера в торжество гуманистических идей получает наиболее яркое выражение.

 

Используя ораторские приемы, Шиллер бичует порок и злодеяния, царящие в мире, зовет своих современников позабыть распри и слиться в одну братскую семью. В оде звучит надежда на большие исторические перемены, которой жили просветители XVIII века. Радость от мысли, что светлое будущее придет и оно уже недалеко, помогает, как думает Шиллер, сплочению народов, умножению их усилий в борьбе со злом.

 

Ты сближаешь без усилья

Всех разрозненных враждой,

Там, где ты раскинешь крылья,

Люди — братья меж собой.

Обнимитесь миллионы!

Слейтесь в радости одной!

 

Оду «К радости», написанную в форме торжественного гимна, использовал Бетховен. Свою Девятую симфонию он закончил величественным хором на слова Шиллера.

«Дон Карлос»

В 1783—1787 годах Шиллер работает над трагедией «Дон Карлос». В этом произведении ярко отразилась эволюция взглядов драматурга. Задумано оно было в духе штюрмерской идеологии, и первый вариант пьесы был написан прозой. Затем Шиллер внес изменения в содержание и переложил его в пятистопные ямбы.

 

«Дон Карлос» — драма историческая. Для Шиллера-классика вообще характерен интерес к историческим сюжетам. И это не случайно. Обращение к истории позволяло Шиллеру более свободно решать проблему освобождения народа от феодального гнета. Немецкая действительность XVIII века не давала ему необходимого материала.

 

В «Дон Карлосе» изображена Испания второй половины XVI столетия в период царствования Филиппа II, которое ознаменовалось разгулом феодально-католической реакции. Острие своей критики Шиллер направляет против католической церкви, вдохновительницы духовного и социального гнета. «Я считаю долгом в этой пьесе,— писал поэт,— отомстить своим изображением инквизиции за поруганное человечество, пригвоздить к позорному столбу их гнусные деяния».

Филипп II является послушным орудием в руках Великого инквизитора, который внушает королю мысль о том, что он, как правитель государства, не имеет права руководствоваться принципами гуманизма.

Что вам человек!

Для вас все люди — числа.

Филипп видит в подданных лишь исполнителей своей воли. Он подавляет в них все индивидуальное, человеческое. Для него и собственный сын — только наследник престола. В союзе с церковниками Филипп превратил Испанию в тюрьму. В стране царит «мир кладбища». Бурлят порабощенные Нидерланды. Сам король одинок, у него нет друзей при дворе, где все основано на интригах и чинопочитании. Это мир бездушных сановников, а не людей.

Филиппу, инквизиции противостоят поборники гуманизма — маркиз Поза и его друг инфант Дон Карлос. Их поддерживает королева Елизавета. Они борются за «государство дружбы», основанное на братстве людей, в котором каждый подданный был бы свободной личностью.

 

Главный глашатай просветительских идей в пьесе — Поза. Это благородный юноша, сердце которого бьется «за человечество, за мир, за счастье всех грядущих поколений». Поза — герой активный, он участник национально-освободительной борьбы и прибыл в Испанию как посланец нидерландского народа, готовящего восстание против испанского владычества.

 

Родриго Поза — новый тип революционера в творчестве Шиллера. Он как бы сочетает в себе революционную доблесть, «бестрепетность» Веррины с большим организаторским талантом Фи-еско. Поза составил детально продуманный план освобождения Нидерландов, которым восхищается даже его смертельный враг Альба:

 

... Ничего

 

В том плане не забыто.

Мощь обеих Сторон исчислена.

Запасы, силы Провинций приняты в соображенье.

Какие нужно заключить союзы

И как вести войну,— объяснено.

Чертовский план, но, право, он божествен.

 

Поза отличается от Карла Моора и Веррины значительно большей теоретической «оснащенностью». Он герой интеллектуальный, много думающий о вопросах государственного устройства и имеющий свой проект организации политической жизни. Его мечта — создание в Испании политического строя, обеспечивающего народу свободное духовное развитие.

 

Поза по своим взглядам — типичный просветитель. Основную причину возникновения социального зла он видит не в крепостнических отношениях, а в деспотических формах правления. Для него главный враг — испанский абсолютизм, который возник Не в силу целого ряда объективных обстоятельств, а благодаря злой воле реакционных законодателей. Свержение его, по мнению Позы, должно привести к свободе, под которой имеется в виду не социальное, а только политическое освобождение людей. Герой Шиллера и не помышляет о раскрепощении народа. Изменения им мыслятся только в политической сфере.

 

Ввиду своего просветительства Поза преувеличивает роль личности, в частности «просвещенного» монарха в истории. Ему кажется, что достаточно какому-либо правителю проявить желание и политические отношения в стране коренным образом изменятся. Именно исходя из просветительских соображений Поза с надеждой встретил приглашение Филиппа II на беседу. Правда, он не искал Этой встречи, но пошел на нее охотно, решив использовать предоставившийся случай для того, чтобы склонить короля Испании к политическим реформам.

 

Поза верит вначале в возможность перевоспитания монарха. «Лишь семя правды смело бросить в душу тирана — и благое провиденье взрастит чудесный плод». Сцена свидания Позы с Филиппом является центральной в драме, в ней наиболее полно раскрывается политическая программа Шиллера. Поза смело обличает короля в деспотизме и умоляет его на коленях дать людям «свободу мысли» и вернуть им «былое первородство».

 

...гражданин

 

Пускай, как прежде, будет средоточьем Всех попечений трона и блюдет Один свой долг священный — уваженье К правам собратьев.

 

Однако Поза скоро разочаровывается в возможности привлечь на свою сторону Филиппа и в конце концов оставляет его.

 

Я короля покинул. Что я мог бы Свершить при нем? На иссушенной почве Не расцвести моим весенним розам.

 

Главную надежду Поза возлагает на революцию в Нидерландах. В трагедии оправдывается право народа на восстание, на завоевание попранной деспотами независимости.

 

Поза хочет, чтобы наместником в Нидерландские провинции вместо Альбы поехал Карлос, который должен возглавить революционное выступление масс.

 

Фламандцы ждут

 

С раскрытыми объятьями. Как только Он кликнет клич — восстанут Нидерланды.

 

Филипп подозрительно относится к Карлосу. Его недоверие усиливают придворные, вызывая в нем ревность к сыну, любящему свою мачеху Елизавету, которая была когда-то его невестой. Испанские гранды хотят во что бы то ни стало погубить Карлоса, они не желают видеть его в роли короля. Вся причина в том, что инфант — гуманист. Доминго, духовник Филиппа, выражая общее мнение дворянской знати и церковников, заявляет:

 

Карлос — мыслит!

 

Он предался неслыханным химерам,

 

Он человека чтит.

 

Гранды и инквизиторы боятся, что инфант, оказавшись на троне, разорвет «все нити мудрости державной», они согласны лучше предназначить Испанию «тленью, чем свободе».

 

Вокруг Карлоса сжимается кольцо интриг. Поза ценой своей собственной жизни спасает его, видя в нем будущего освободителя Нидерландов и создателя нового государственного строя.

Пусть он осуществит,— ему скажите — Мечту о новом, лучшем государстве, Божественном созданье нашей дружбы. Пускай хоть первый камень он заложит.

«Дон Карлос» — произведение противоречивое. Наряду с признанием правомерности революционного пути борьбы за свободу в нем не отрицается возможность мирных реформ, осуществляемых гуманным монархом. Подобного рода просветительские иллюзии не были чужды и Шиллеру-штюрмеру. В «Заговоре Фи-еско» он нарисовал образ добродетельного герцога Андреа Дореа. Но в «Дон Карлосе» идея «просвещенной монархии» становится политической концепцией и на какой-то момент руководством к действию для Позы.

В «Дон Карлосе» есть черты, которые его роднят с «Разбойниками». Это одиночество положительных героев. Но причины его в том и другом случае различны. Карл Моор оказался одиноким бунтарем потому, что Германия не созрела для революционных выступлений. Поза и Карлос находятся в иных условиях. Нидерланды готовы к революционному взрыву и только ждут сигнала, чтобы начать борьбу. Одиночество Позы и Карлоса возникло в силу того, что, поверив в возможность перевоспитания Филиппа II, они вместо немедленного бегства из Мадрида остались во дворце, оказались втянутыми в придворные интриги, что неизбежно привело их к гибели. В ртом состоит их трагическая ошибка.

Следовательно, всей логикой развития событий Шиллер-худож-ник опровергает возможность мирного решения общественных вопросов. Успехи он видит там, где общественный деятель опирается на массовое народное движение. Поэтому проблема взаимоотношения героя и массы является центральной в его драматургии. Она ставится уже в штюрмерских трагедиях, но с особой силой зазвучит в «Валленштейне», в «Орлеанской деве» и в «Вильгельме Телле».

Начало веймарского периода

В июле 1787 года Шиллер приезжает в Веймар. Вначале поэт чувствует себя одиноким в новом обществе, которое отнеслось к нему весьма сдержанно. Впоследствии у него завязались дружеские отношения с Гёте, которые явились для него целой эпохой в жизни.

 

Веймарский период отмечен взлетом творческой активности Шиллера. Работая с предельным напряжением сил по 15—16 часов в сутки, он проявляет свой гений в различных направлениях: создает исторические труды («История отпадения соединенных Нидерландов», 1788, «История тридцатилетней войны», 1791—1793), пишет статьи по эстетике («Письма об эстетическом воспитании человека», 1795, «О наивной и сентиментальной поэзии», 1796, и ряд других), издает журналы «Оры» и «Альманах муз». В последнее десятилетие из-под пера Шиллера выходит множество замечательных художественных произведений: баллады («Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень»), драмы («Валленштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль»), стихотворения («Боги Греции», «Художники», «Идеал и жизнь» и др.), поэма «Песнь о колоколе», отмеченные печатью высокого художественного мастерства.

 

Жизнь Шиллера была настоящим литературным подвижничеством. Поэт творил в необычайно тяжелых условиях, постоянно отягощенный заботами о хлебе насущном. В 1789 году Шиллер во многом для того, чтобы избавиться от материальных лишений, начинает читать лекции по истории в Иенском университете. Но служба не улучшила его материального положения. Шиллер был экстраординарным профессором без денежного оклада. Поступившись гордостью, он вынужден был обратиться к герцогу с просьбой о пенсии. Карл-Август, недолюбливавший поэта, определил ему ничтожное содержание, никак не избавившее его от нужды. Непосильный труд, плохие условия жизни подорвали слабое здоровье Шиллера. В 1791 году он заболевает тяжелой формой плеврита, который и свел его в могилу в возрасте 45 лет.

 

Отход от движения «бури и натиска» сопровождался у Шиллера поисками новых путей борьбы с социальным злом. Они особенно усилились в годы Великой французской революции. Шиллер не принял якобинской диктатуры, не понял необходимости революционного террора. Выступая против революционного насилия, поэт ищет новых средств воздействия на общество и находит их в искусстве. Отсюда его закономерный интерес к проблемам эстетики, который особенно обострился в период «событий за Рейном».

Категория: История зарубежной литературы XVIII века | Добавил: fantast (10.05.2016)
Просмотров: 1686 | Теги: Литература | Рейтинг: 0.0/0