Художественный метод Шиллера-классика
Своеобразие литературы европейского Просвещения нашло в драматургии Шиллера-клас-сика наиболее яркое воплощение. Столкновение между старым и новым здесь происходит не в области экономических отношений, а в идеологической сфере. Конфликты в драмах Шиллера носят общественно-политический и моральный характер. В них сталкиваются герои, выступающие носителями противоположных идейных убеждений или принципов поведения (Поза — Филипп II, Елизавета — Мария Стюарт и др.). Иногда идеологические коллизии осложняются борьбой, происходящей в сознании человека.
Шиллер велик в изображении духовной жизни людей, и тут он сближается с передовыми романтиками. Его излюбленные герои — борцы за свободу духа, за национальное раскрепощение народа. Шиллер рисует их в гражданском, общественном бытии, в благородных порывах сердца и души. Даже персонажи, отнюдь не идеальные в своих действиях (например, Валленштейн), также раскрываются им в духовном содержании, в борьбе за решение вопросов большого общественного значения.
Человек как лицо частное, «прозаическое» выпадает из поля зрения Шиллера, и в этом заключается его существенная особенность как писателя-классика, как представителя «идеальной поэзии». В своих драмах он «берет» жизнь в существенных, духовных моментах, отвлекаясь от всего мелочного и житейского. Его произведения создаются на конкретно-исторической основе, но реальное выступает в них в идеологическом преломлении, очищенном от прозаических элементов. Изображая реально-исторические личности, Шиллер освобождает их от многих присущих им индивидуальных непривлекательных черт, показывая их прежде всего в гражданском, общезначимом содержании. Так он поступил при создании образов Дон Карлоса, Валленштейна, Марии Стюарт. Сущность художественного метода Шиллера-классика составляет, следовательно, раскрытие духовных устремлений людей, показ политической, идейной борьбы, а также внутренних моральных конфликтов. Веймарский классицизм не ставит перед собой задачу изображения частного существования современного человека, то есть его непосредственной феодальной или буржуазной практики. Экономические связи общества остаются за пределами художественного видения Шиллера, он считает их прозаическими. В связи с этим его творчеству не достает исторической конкретности. Его герои живут в сфере высоких гражданских стремлений, но они слабо обрисованы как лица частные, в своей индивидуальной жизненной неповторимости. | |
Просмотров: 1610 | | |