Творческое содружество Гёте и Шиллера Сближение с Шиллером в 1794 году перерастает в творческое содружество, которое длится до самой смерти Шиллера в 1805 году. В основе этого содружества, осуществленного вопреки далеко не полному единомыслию в вопросах философских и эстетических, лежит общность взглядов на высокое воспитательное значение литературы, общая забота о ее дальнейшем развитии в Германии. Полнее всего эта забота и тревога за судьбы литературы выражена в статье Гёте «Литературное санкюлотство» (1795). Гёте ставит здесь вопрос — «когда и где формируется классический автор?» «Тогда,— отвечает Гёте,— когда он застает в истории своего народа великие события, когда в образе мыслей соотечественников он не видит недостатка в величии, равно как в их чувствах в глубине, а в их поступках — в силе воли и последовательности, когда сам он, проникнутый национальным духом, чувствует в себе, благодаря врожденному гению, способность сочувствовать прошедшему и настоящему, когда он застает свой народ на высоком уровне культуры и его собственное просвещение дается ему легко!»
Горечью проникнуты эти строки: в немецком отечестве нет таких благодатных условий, однако Гёте призывает отнестись с уважением к тому, что «все же удалось сделать». Он стремится продолжить начатое, воспитывая свой народ, насаждая высокие мысли и глубокие чувства, содействуя просвещению и овладению культурой.
Примерно этим же задачам служит ежемесячный журнал Шиллера «Оры», основанный в 1794 году. Гёте состоит членом редакционного комитета.
Это было время, когда, напуганные французскими событиями правители немецких государств резко усиливают цензурный и полицейский надзор за печатью. Один за другим закрываются или капитулируют перед властями журналы оппозиционные, как грибы после дождя вырастают журналы мракобесов. В такой обстановке Шиллер после длительных колебаний отказался от предложения издателя Котты издавать журнал политический и стал издавать журнал без политики, без критики церкви и властей — «Оры». Шиллер постарался привлечь к сотрудничеству наиболее выдающихся писателей и ученых-просветителей, чтобы дорогой ценой отказа от политики служить развитию отечественной литературы и науки. Оказалось, что Шиллер допустил просчет. В быстро накалявшейся атмосфере 90-х годов можно было издавать «без политики» только журналы, рассчитанные на вкусы обывателей. «Оры» — журнал с большими культурническими горизонтами и повышенными требованиями к читателю — не имел успеха. В 1796 году издание его прекратилось из-за недостаточного числа подписчиков.
Вскоре последовало большое совместное полемическое выступление Гёте и Шиллера в печати. По плану Гёте оба поэта заготовили множество эпиграмм, которые — их несколько сот — появились в изданном Шиллером «Альманахе муз на 1797 г.». Эпиграммы написаны античным элегическим размером (двустишия — гекзаметр и пентаметр). В большинстве случаев возможно только предположительное различение авторов. Границы полемических возможностей четко обозначены в первых двустишиях. Эпиграммы прибывают в дилижансе на Лейпцигскую ярмарку. Их багаж подвергается таможенному осмотру:
Стойте, открыть чемоданы! Уж нет ли там контрабанды —
Против церкви чего, иль—властей? Идеек французских?
Полемика направлена против плохих журналов и критиков, враждебных «Орам», против всего и всех, что служит помехой развитию большой немецкой литературы, против посредственных писателей и лжеученых. О справедливости некоторых оценок можно спорить. Встречаются и отдельные неверные суждения — эпиграммы против теории света Ньютона. Но в целом «Ксении» сыграли очень положительную роль. Их появление вызвало бурю ответных эпиграмм против обоих авторов, так называемую «битву Ксений» — крупное событие в литературной жизни Германии. Гёте решает, что отныне следует добиваться поставленной цели не полемикой, а созданием поэтических произведений. В соответствии с этим в «Альманахе муз на 1798 г.» появляется серия баллад Гёте и Шиллера. Это тоже плод совместной работы, поскольку были намечены общие принципы балладного жанра и каждое стихотворение подвергалось дружескому обсуждению. Рядом с балладами Шиллера в ртом альманахе появились «Коринфская невеста», «Бог и баядера», «Кладоискатель» и «Ученик чародея» Гёте. | |
Просмотров: 1774 | | |