Витторио альфьери. Биография и обзор творчества
Витторио Альфьери жил в эпоху, насыщенную бурными событиями. В то время народ Италии стремился к объединению своих сил в борьбе против иноземных захватчиков. Чезаре Беккариа, автор книги «О преступлениях и наказаниях», смелый мыслитель, решительно выступал против консервативных, косных понятий средневековья. Карло Гольдони закладывал фундамент реалистического театра. Джузеппе Парини, написавший поэму «Деньр, направлял Звенящие стрелы сатиры против чванливых дворян и религиозных иезуитов.
Свою биографию Альфьери описал в замечательной книге «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим» (1790—1803). На страницах этой книги запечатлены вдохновенные поиски подлинных идеалов и кипучая, творческая натура талантливого итальянского драматурга.
Альфьери родился 16 января 1749 года в небольшом итальянском городке Асти в аристократической семье. В возрасте одного года он потерял отца.
С девяти лет Альфьери воспитывался в Туринской академии (1758—1766). Там учились немцы, англичане, русские и итальянцы. В учебном заведении господствовал дух зубрежки, догматизма и схоластики. На уроках аристотелевской философии «мерли мухи», как писал он сам.
Ищущий истины, пылкий Альфьери не мог удовлетвориться теми знаниями, какие сообщали ему педагоги. Он стремился обогатить свою память, свой ум все новыми и новыми фактами из истории, философии и литературы и поэтому многие часы проводил за чтением книг. Он изучил латинский и французский языки и читал преимущественно французские романы.
В 1766 году Альфьери поступил на военную службу в своем родном городе Асти. Военную службу, муштру, казарменный быт Витторио возненавидел всеми фибрами своей пылкой и поэтической натуры. Вскоре он вышел в отставку и почти десять лет путешествовал по разным городам Европы.
Из Парижа он поехал в Лондон. Столица Днглии произвела на него^глубокое впечатление. Альфьери с большим интересом знакомился с архитектурными и духовными богатствами Лондона. Неизгладимое впечатление на него произвел напряженный ритм лондонской жизни. Потом он был в Голландии, ненадолго вернулся в Турин, а в 1769 году совершил свое второе большое путешествие по Европе. Альфьери побывал в Пруссии. Эта страна не понравилась ему, он назвал ее «гауптвахтой». Был Альфьери в Вене, в «тихои, благословенной Швеции» и в «дикой, суровой Финляндии». Наконец, он прибыл в Петербург. Альфьери до этого, прочитав книгу Вольтера о Петре I, очень интересовался Россией. И вот впечатлительный итальянский путешественник в столице России — в Северной Пальмире, как в то время называли'Петербург. Этот город разочаровал его. Здесь Альфьери увидел холодную чопорность, аристократическую напыщенность и бюрократизм. Поэтому он назвал в своих мемуарах Петербург городом «азиатских бараков».
Альфьери снова приехал в Лондон и там пережил бурную, ко роткую любовную драму. Затем он перебрался в Париж, из Парижа уехал в Испанию и Португалию. В дороге он с наслаждением читал пормы Тассо, Ариосто, Пульчи, трактаты Маккиавелли и жизнерадостные стихи Гвиницелли и Кавальканти.
На Пиренейском полуострове Витторио встретил аббата ди Калю-зо, который впоследствии стал его искренним другом.
В 1772 году Альфьери возвратился в Турин и решил попробовать свои силы в литературе. Витторио вступил в литературный кружок. Члены этого своеобразного творческого объединения опускали свои произведения в специальный ящик, а потом обсуждали их на заседаниях.
В это время Альфьери упорно работал над своей первой трагедией «Клеопатра» (1773). Его увлек античный сюжет сильными образами римского завоевателя Антония и Клеопатры. Эта трагедия написана в классической манере и изобилует патетическими монологами и декламационными диалогами.
Несмотря на то, что Альфьери ее неоднократно перерабатывал (в 1774 и 1775 годах), все же она оказалась нежизненной.
Альфьери неутомимо работал. Он создавал сонеты, канцоны и оды. Его лирические стихи, эпиграммы и оды тех лет были пронизаны сатирическими мотивами. Альфьери осмеивал в них устаревшие понятия, суеверия и пошлость. Они были написаны разнообразными, гибкими ритмами и изобиловали каламбурами в народном стиле. Чтобы освободиться от мелочных материальных забот, Альфьери все имущество передал своей сестре Джулии, взяв с нее обязательство выплачивать ему пожизненную ренту, и решил посвятить всю свою жизнь литературе. Он хотел стать драматургом.
В 1785 году Альфьери вынужден был по личным мативам поки нуть Италию. Он после непродолжительного путешествия по Европе попал снова в Париж, где его застала французская революция. Вначале Альфьери встретил ее восторженно, но когда в 1792 году власть перешла к якобинцам, перебрался во Флоренцию, где и жил до са мой смерти.
Альфьери много читал. Он знакомился с произведениями фран цузских просветителей — Вольтера, Монтескье — и с жадным вниманием изучал «Сравнительные жизнеописания» древнегреческого историка Плутарха. Сочинения Плутарха на него подействовали очень сильно. В своих мемуарах он заявил, что Плутарх вознес его до небес.
С 1775 по 1790 год были написаны основные трагедии Альфьери.
В его творческое наследие входит 21 трагедия, 6 комедий, 200 сонетов, 16 сатир, поэма «Отомщенная Этрурия» (4 песни), много эпиграмм и переводов произведений Эсхила, Софокла, Аристофана, Теренция и Вергилия. Творчество его, несмотря на то, что оно пронизано аристократическими тенденциями, было прогрессивным. Он был представителем революционного классицизма и в своих трагедиях заявлял о том, что страстно и сильно «ненавидит тиранов».
Альфьери тщательно отделывал свои произведения. Работа над каждой трагедией распадалась на три этапа. Вначале писатель набрасывал план, потом развивал его в прозаической форме. А затем уже прозаический вариант превращал в поэтический. Причем свои трагедии драматург писал, руководствуясь принципами определенной эстетической теории. Он ее изложил в трактате «О государе и литературе». Альфьери считал, что литература тесно связана с философией и наукой, но она выше их, так как воспитывает у людей нравственность и добродетель. Подлинная поэзия пробуждает в человеке стремление к свободе, возвышает дух и обогащает его ум и чувства. Настоящий поэт не может стоять в стороне от борьбы за новую, лучшую жизнь. Пвртому истинный писатель в то же время является и общественным деятелем, а настоящий политик по своему интеллектуальному складу — всегда поэт.
Идеальным писателем Альфьери считал Гомера, который объединил в своих произведениях гражданский пафос с высоким художественным мастерством.
В трактате «О государе и литературе» Альфьери определил значение, цели и специфичность различных литературных жанров. Эпические произведения, по его мнению, изображают психолопцо героических личностей; сатирические изобличают не частные, а общественные пороки; а сущностью трагедии являются возвышенные и сильные страсти.
Альфьери считал, что многие столкновения и противоречия не носят трагического характера и не могут быть основой трагедии. Так, например, по его мнению, борьба заговорщиков против тирана естественна и поэтому не является сюжетом для трагедии. Только резкие, острые конфликты — основа трагического искусства. Юний Брут, осуждающий своих сыновей. Орест, мстящий своей матери,— вот, по утверждению Альфьери, подлинные герои трагедии. Он считал, что настоящий писатель в своих произведениях выражает неукротимое стремление человека к свободе.
Свои теоретические представления о трагедии он воплощал в творчестве. В его произведениях нет полутеней, все они построены на резких конфликтах добра и зла.
Альфьери был противником запутанной и сложной интриги. Действие его трагедий развивалось динамично и стремительно, особенно в финальных сценах. Действующих лиц, как правило, было очень мало. Он очень часто изображал не только энергичных, активных мужчин, но и волевых женщин,, настойчиво боровшихся за воплощение своих идеалов в жизни. Герои в трагедиях Альфьери говорили ораторским, иногда декламационным и лозунговым языком. Длинные лирические монологи он чередовал с лаконичными диалогами. Трагедии Альфьери, несмотря на то, что в них он точно соблюдал классические правила единства места, времени и действия, восхищали зрителей сильными страстями. Альфьери — родоначальник революционной классической драмы, его трагедии, несомненно, подготавливали почву для романтизма. Мировоззрение писателя было противоречиво. Он сочувственно относился к свободолюбивым устремлениям народа и в то же время не мог преодолеть в своем творчестве аристократических тенденций. Когда Альфьери был в Париже в годы французской революции, он горячо приветствовал восставший народ и с радостью узнал о разрушении Бастилии. Под влиянием этого известия он написал пламенную оду «Взятие Бастилии». Это не помешало ему в 1803 году опубликовать памфлет на французскую революцию «Ненавистник Франции», в котором он выступил как подлинный аристократ, ненавидящий «чернь». Но в лучших своих трагедиях Альфьери всегда выступал пламенным защитником свободы. Он был борцом против деспотизма. Его трагедии очень разнообразны по темам и сюжетам («Саул», «Мирра», «Агамемнон», «Орест», «Антигона», «Альцеста», «Клеопатра», «Полиник», «Мария Стюарт», «Филипп» и др.). Многие сюжеты своих трагедий Альфьери заимствовал у других писателей. По его собственному признанию, им написано только шесть оригинальных трагедий. Альфьери придерживался мнения, что заслуга драматурга не в изобретении сюжета, а в его оригинальной обработке.
Почти во всех трагедиях, несмотря на то, что они раскрывают и любовные, и семейные, и психологические конфликты, всегда решаются серьезные общественно-политические проблемы.
Например, трагедия «Филипп», посвященная истории любви сына Филиппа Карлоса и жены Филиппа Изабеллы, одновременно является гневным обличением деспотизма и насилия.
Филипп II — жестокий и коварный властитель. Цель его жизни в том, чтобы удержать власть в своих руках, он способен совершить любую подлость. Филипп окружил себя клевретами и шпионами. Он способен уничтожить каждого, кто покушается на его власть. Это человек сильной воли и ему чужды слабость, колебания и нерешительность. Узнав о том, что его сын Дон Карлос примкнул к бунтовщикам, он решает подвергнуть его чудовищным пыткам. Супруга Филиппа Изабелла самоотверженно любит своего пасынка Дона Карлоса. Королева — образ чистой, преданной и верной женщины. Дон •Карлос, обвиненный в покушении на отца, кончает жизнь самоубийством. Изабелла тоже закалывает себя.
Острый конфликт положен и в основу трагедий «Мирра». Царь Кинир, добрый и гуманный, искренне хочет счастья своей дочери Мирре. Служанка Эвриклея всем сердцем предана ей. Мирру любит мужественный и честный Пирей. Но в атмосфере всеобщего поклонения Мирра переживает страшную духовную драму. Люди, окружающие ее, не знают, что терзает сердце Мирры. А она не может открыть им свою тайну, которая, подобно неизлечимой болезни, подрывает ее физические и духовные силы.
Мирра согласна стать женой Пирея и в то же время, когда приблизился роковой для нее день бракосочетания, отказывается от своего обещания, Пирей, страстно любивший Мирру, не выдерживает и убивает себя. Мирра, измученная переживаниями, также предпочитает смерть своим духовным мучениям. Умирая, она признается Киниру, своему отцу в преступной любви к нему.
«Мирра» — трагедия сильных страстей и психологических бурь.
Трагедия «Тимолеон» посвящена конфликту политическому. Альфьери в ней рассказывает о борьбе свободолюбивого Тимолео-на со своим братом — тираном Тимофаном.
Тимолеон ясно выражает свою политическую программу в следующих словах:
Отчизна живет лишь в священных законах,
Лишь в судьях, законам одним подчиненным,
В народе; в ничем не стесненных, согласных,
Народных избраньях, в всеобщей свободе Надеждой, широкой, истинной; добрых всех граждан
равняющих.
Трагедии Альфьери в художественном отношении очень своеобразны. Поскольку он был представителем революционного классицизма, принципы классической драмы характерны и для его творчества. Во многих его пьесах мы наблюдаем сходство ситуаций, характеров и все внешние приемы классицизма.
Но подлинная трагическая атмосфера, психологичность, безудержное кипение страстей, необычная острота конфликтов, наполняющие его лучшие трагедии, разрушают каноны классицизма и свидетельствуют о том, что Альфьери в известной мере подготавливал новое течение в литературе — романтизм.
Шесть комедий, написанных Альфьери, очень своеобразны. В четырех из них он стремился показать недостатки различных государственных систем.
Комедия «Единый» направлена против монархического строя. Пьеса «Немногие» обличает несовершенство демократической формы правления. Комедия «Излишние» вскрывает пороки олигархии. В пьесе «Противоядие» Альфьери выступил защитником своеобразного совершенного государственного устройства. Альфьери считал, Что идеальное правление можно создать только на основе разумного сочетания «трех ядов»: монархии, олигархии и демократии.
Прогрессивный дух трагедий Альфьери, их сценичность были залогом их успеха в Италии.
Пьесы Альфьери пользовались огромным успехом и в революционной Франции. Во времена якобинской диктатуры Альфьери был любимейшим драматургом, ибо его произведения наилучшим образом выражали свободолюбивые тираноборческие настроения масс. Лучшие прогрессивные умы с восторгом отзывались об Альфьери. Байрон, побывавший в Санто-Кроче (там он осматривал могилы Микельанджело, Галилея, Маккиавелли и Альфьери), выразил свои чувства так: «Это четыре ума, которые подобно элементам, могли создать все созданное». Стендаль в книге «Рим, Неаполь, Флоренция» утверждал, что Альфьери является «одним из величайших поэтов восемнадцатого века».
Он был мужественным поборником свободы, объединения Италии, врагом деспотов. Поэтому его произведения не утратили своей ценности и в наши дни. | |
Просмотров: 2584 | | |