Логика развертывания системы и предмет марксистско-ленинской философии К. Н. Суханов 1. Проблема предмета марксистско-ленинской философии на какой-то стадии ее рассмотрения сводится к вопросу о краткой дефиниции марксистско-ленинской философии как науки. Такого рода дефиниции либо «подытоживают главное» [4, 386] в конце «действительно исчерпывающего» (Ф. Энгельс) рассмотрения существа и форм проявления определяемого предмета, либо выступают в качестве предварительного, абстрактного знания предмета, являющегося исходным пунктом развития системы знания, в том числе, философского [5, 59]. Естественно, что во втором случае логика развертывания системы будет определяться категориальным содержанием соответствующей дефиниции. Именно в плане этого второго варианта мы рассмотрим логику развертывания системы марксистско-ленинской философии и диктуемое этой логикой понимание структуры предмета марксистско-ленинской философии.
2. В качестве исходной дефиниции марксистской философии в ходе развертывания содержания последней берется определение марксистско-ленинской философии как науки об отношении и наиболее общих законах развития бытия и сознания. Существенное содержание предмета марксистской философии в этом определении выражается категорией «отношение». В этой связи общая линия развертывания системы марксистской философии [6] должна подчиняться логике, определяемой содержанием и структурой такого объекта, как отношение.
3. Отношение как особый «род бытия» (термин «бытие» берется здесь в философско-категориальном значении) характеризуется прежде всего субъектами или членами отношения, т. е. теми объектами, которые отношение связывает друг с другом. По сравнению со своими членами отношение не менее «реально», однако оно не существует отдельно от своих членов и, что более важно, оно содержательно определяется свойствами, структурной организацией и другими характеристиками своих членов. В связи с этим в познании необходимо соблюдается методологический принцип: относительно самостоятельное в известных границах познание членов, их свойств, структур, уровней организации и т. п., является предпосылкой познания самого отношения между членами. Применительно к частной форме отношения — взаимодействию — этот принцип Ф. Энгельс сформулировал как требование рассматривать взаимодействие сперва со стороны одного из его участников, затем со стороны второго и лишь посЙе этого подытоживать совокупный результат [2, 483—484].
4. Принимая во внимание известные положения В. И. Ленина о том, что отношение сознания и бытия является единственно философским вопросом, а познание бытия как такового, например, изучение строения материи касается только самого этого физического мира [3, 194, 274], можно было бы поставить под сомнение правомерность участия марксистской философии в познании бытия и сознания как таковых, в их особенных свойствах, структурах и т. п., сделав относительно самостоятельное изучение членов указанного в основном вопросе философии отношения прерогативой частных наук о природе, обществе, мышлении. Однако в действительности область особенного в познании бытия и сознания (в познании бытия и сознания как таковых) является общей для частных наук и философии, причем философия имеет в этой области свои специфические задачи не только в интегративном плане (как например, в теории объективной диалектики, рассматривающей основные сферы бытия в качестве моментов единого целостного процесса развития материального мира), но и в дифференциально-аналитическом. В качестве примера такой дифференциально-аналитической работы марксистской философии в познании бытия как такового можно привести вычленение из бытия такого его элемента, как общественное бытие. Разве это не является исследованием структуры бытия как такового и разве это не дело марксистской философии?
5. В связи со сказанным следует признать, что одним из первых закономерных шагов развертывания системы марксистской философии является развитие разделов (не являющихся самодовлеющими), реализующих момент познания бытия и сознания «как таковых». С большой степенью условности эти разделы можно было бы обозначить терминами «онтология» и «логика». Выделение таких «разделов» означает, что в предмет марксистской философии в качестве структурных элементов или лучше сказать, моментов, ограниченных уровнем особенного, включаются бытие и сознание как таковые (в той их части, в которой они не входят в предмет конкретной науки). 6. Философское познание бытия и сознания как таковых в рамках категории «особенное» (а следовательно, и указанные выше «разделы» марксистской философии) не является конечной целью, конечным итогом развертывания системы марксистской философии. Оно играет роль указанной выше предпосылки для содержательного, конкретного познания отношения между сознанием и бытием. На основе исследования свойств, структур и других характеристик бытия и сознания как таковых марксистская философия дает конкретный анализ их отношения, выделяя различные особенные компоненты, «составляющие» этого отношения. На основе такой конкретизации выделяются', например, отношение общественного сознания к общественному бытию, отношение деонтических (нормативных) форм сознания к бытию, отношение аксиологических (оценочных) форм сознания к бытию, познание которых приводит к появлению таких разделов марксистской философии, как исторический материализм, этика, эстетика и др. Выделение этих разделов показывает, что в предмет марксистской философии в качестве элементов, ограниченных уровнем особенного, включаются не только бытие и сознание как таковые, но и особенные компоненты их отношения.
7. На уровне особенного предмет марксистской философии обнаруживает свою дифференцированность, детерминирующую тенденцию к развитию нетождественных разделов философской науки — «онтологии», логики, гносеологии, исторического материализма, этики, эстетики и т. п. Однако различие особенных элементов предмета марксистской философии является относительным. Оно является моментом их внутреннего единства. И следующим шагом в развертывании системы марксистской философии логически является снятие этого различия движением к познанию всеобщего. На этой стадии осмысливается внутреннее единство как бытия и сознания, так и особенных компонентов их отношения, т. е. всех особенных элементов предмета марксистской философии. При этом решающую роль играет диалектика как общая теория развития. Сама марксистская философия на этой ступени синтеза выступает как единство диалектики, логики и теории познания, предметом которого становятся всеобщие формы и законы бытия и сознания или всеобщее в своих особенных формах [1,711].
В целом, таким образом, предмет марксистской философии оказывается диалектической системой особенных и всеобщих элементов, а сама марксистская философия, удерживая это единство предмета, выступает как целостная система «разделов» и дисциплин, в каждом из которых реализуются общие принципы, но в особенном материале. | |
Просмотров: 671 | |