О предмете диалектического материализма А. П. ШЕПТУЛИН Главное в содержании любой науки составляют открываемые и формулируемые соответствующим образом законы. В связи с этим соотношение одной науки с другой определяется соотношением изучаемых ими законов. Наука, изучающая более общие законы, является общей по отношению к науке, изучающей менее общие законы. Диалектический материализм является всеобщей наукой, он изучает законы, действующие одновременно в природе, обществе и человеческом мышлении. В ходе изучения всеобщих законов, действующих в объективной действительности и в сознании, возникает необходимость установить соотношение между первыми и вторыми, выявить закономерности их взаимосвязи и взаимозависимости. Понимание этого соотношения имеет принципиальное значение для философской науки, оно определяет направление решения всех ее проблем. Поэтому вопрос о соотношении объективной действительности и сознания является основным вопросом философии и органически входит в ее предмет. Таким образом, предмет диалектического материализма составляют всеобщие законы, действующие во всех явлениях, и закономерности взаимосвязи объективной действительности и сознания.
Изучая всеобщие законы в свете соотношения материи и сознания, диалектический материализм выполняет три основных функции: мировоззренческую, гносеологическую и логическую (методологическую).
Мировоззренческая функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающей единое понимание происходящих в мире явлений, определяющей место'человека в мире и закономерности его взаимосвязи с этим миром. Такая система взглядов, охватывающая все явления действительности, основывается на изучении именно всеобщего, универсального — всеобщих форм бытия, всеобщих свойств й связей действительности и соотношения того, как они проявляются в действительности и в сознании, мышлении.
Гносеологическая функция диалектического материализма касается разработки на основе всеобщих законов действительности и закономерностей взаимосвязи материи й сознания теории познания, раскрытия законов возникновения, функционирования и развития познания. Этими законами явлются законы диалектики, т. е. всеобщие законы. Однако здесь, в теории познания, акцент делается не на универсальности этих законов, не на том, что они характерны для всех областей действительности, для всех явлений, а на том, что они составляют сущность познания, мышления, что именно им подчиняется функционирование и развитие познавательного процесса, т. е. они здесь выступают в специфической форме, как законы возникновения движения и развития мыслей, идеальных образов.
Логическая (методологическая) функция диалектического материализма предполагает разработку на основе всеобщих законов действительности, всеобщих свойств и связей, материальных образований и закономерностей функционирования и развития познания принципов, содержащих в себе требования к мыслящему и действующему субъекту, ориентирующие его в познавательной и предметно-преобразующей деятельности. Эти принципы, выступая в качестве методологических принципов, логических норм имеют регулятивный характер, предписывают субъекту определенные формы поведения в процессе практической и познавательной деятельности. Учитывая выполнение этих трех основных функций, предмет диалектического материализма мы могли бы определить так: диалектический материализм — это наука, изучающая всеобщие законы действительности и закономерности взаимосвязи материи и сознания и разрабатывающая на их основе мировоззрение, теорию и метод познания и революционного преобразования действительности.
В свете этого определения ни философские, ни методологические вопросы естествознания не должны представлять собой никакой особой области философского знания, а должны составлять диалектический материализм, входить или в материалистическую диалектику, или в теорию познания, или в диалектическую логику. Такая постановка вопроса, а она, на наш взгляд, является единственно правильной, помогает поставить определенную преграду для проникновения в марксистско-ленинскую философию совершенно нефилософских, по своему существу частно-научных идей, выводов, рассуждений. Это особенно важно подчеркнуть при определении предмета диалектического материализма в связи с тем, что в последнее время в выходящей научной литературе по философии наметилась тенденция растворения диалектического материализма, и особенно материалистической диалектики, в естественно-научном знании, подмены философской проблематики естественно-научной.
Что касается исторического материализма, то он по своему содержанию не является всецело философской наукой, а представляет собой общесоциологическую теорию. Хотя он и возник в результате распространения принципов диалектического материализма на познание общественной жизни, составляющие его законы представляют собой не универсальные законы, а законы возникновения, функционирования и развития социальной системы, общества как особой формы движения материи. Будучи общесоциологической теорией, исторический материализм, однако, содержит в себе, в своем содержании философскую сторону, поскольку соотношение материального и идеального, являющегося необходимым и определяющим моментом предмета диалектического материализма, органически входит в социальную систему и играет важную роль в ее функционировании и развитии. Изучая социальную систему как целое, выявляя законы ее возникновения, функционирования и развития от низших форм к высшим, исторический материализм органически включает в свое содержание философский аспект осмысления, социальной действительности, философский угол зрения на все социальные проблемы.
| |
Просмотров: 849 | |