О специфике предмета марксистской философии Н. М. ПЕРЕЛЫГИН В марксистской литературе общепринятым является признание предметом философии наиболее общих законов бытия и мышления, что прямо вытекает из основного вопроса философии, сформулированного Ф. Энгельсом. Такой подход основан на диалектико-материалистическом анализе всей философии и в качестве общего принципа не может вызывать сомнений. Но, к сожалению, в нашей философской литературе этот общий принцип часто понимается как специфический предмет марксистско-ленинской философии [1, 17], что, на наш взгляд, не позволяет достаточно полно вскрыть ее преимущества по отношению к многообразным философским течениям.
Данные тезисы преследуют цель в самых общих чертах указать на специфический предмет марксистско-ленинской философии, коренным образом отличающийся от предмета как домарксистской, так и современной буржуазной философии.
1. В философии создана масса различных систем, разрабатывающих сходные или же противоположные направления. Любая из них имеет свой особый угол зрения на проблему соотношения бытия и мышления, делает своим предметом особую сферу материального или духовного бытия, выдвигает в качестве предельных объяснительных оснований созданные ею принципы. Каждая при этом «будет определенной особенной философией, ибо она непосредственно отличается от остальных, из которых она выбрана или в борьбе с которыми она создала из себя самой то, что она называет философией» [2, 558]. Примером этому может служить историческое изменение предмета домарксистской философии. Еще более ярко это проявляется в различном понимании задач специфически философского исследования современной буржуазной философией. Так, например, позитивизм, по сути, ограничивает предмет философии логическими исследованиями, объявляя все остальное ненужной метафизикой; экзистенциализм ограничивается анализом внутренней жизни человека, его интимными переживаниями; феноменология в качестве основного предмета исследования принимает сознание; неотомизм — веру и разум и т. д. Все это подтверждает, что в рамках предмета филосо^ фии вообще может существовать как угодно много конкретных течений, имеющих свой специфический предмет исследования.
2. Важнейшим узлом всякой философской системы, вне зависимости от намерений автора, становится человек, поскольку он является (учитывая «неорганическое тело») средоточием бытия и носителем сознания. В различных философских течениях человек может рассматриваться либо во всей полноте его связей и проявлений, либо односторонне, частично, абсолютизируя какую-то из сторон его бытия. Буржуазная философия, сужая предмет исследования до психических явлений, либо явлений сознания, либо межличностных коммуникаций и т. д.., всегда искаженно характеризует соотношение бытия и мышления.
3. Марксистская философия возникает как реакция на реальные противоречия бытия и мышления, развившиеся в сфере социальной жизни. Она выявляет предметно-деятельную основу этого противоречия и выдвигает понятие «практики», характеризующее соотношение бытия и мышления. Понятие практики перестраивает все здание философии, заставляет по-новому взглянуть на содержание категорий «материя», «сознание», которые уже не могут рассматриваться как данность, а выводятся из преобразовательной деятельности человека, удовлетворяющего свои потребности.
4. Философия рассматривает мир через всеобщее. Благодаря практике, соотношение бытия и мышления обретает всеобщность и универсальность. Практика лежит в основе познания мира и человека; познавая мйр, мы познаем человека, познавая человека, мы познаем мир.
Подлинным предметом марксистско-ленинской философии является человеческая практика, которая будучи способом преобразования как бытия, так и мышления, является единственно научным подходом к решению проблемы их соотношения. | |
Просмотров: 639 | |